Введение
В очередной раз интернет взбудоражили громкие заявления о необходимости введения аттестации операторов БПЛА, вот только пишущая братия не понимает разницы в дронах до 30 кг и свыше 30, а по тому громко кричит не разбираясь в теме.
На самом деле в России , в отличии от той же Белоруссии, в настоящий момент ни каких аттестационных меорприятий и ограничений по владению и эксплуатации БПЛА до 30 кг не проводится.
Всё так же требуют наличия свидетельства о профессии для тех, кто планирует летать в качестве наёмного пилота и все так же запрещают полеты всех дронов (включая мелкие вупики и игрушки из Детского мира) на большей территории России.
А что у них
В объединённой Европе и многих странах им сочувствующих, уже сложился опыт решения этого вопроса. Например опыт Европейского союза по лицензированию операторов беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) представляет собой продуманную иерархическую систему, основанную на оценке рисков. Внедрение подобной модели, предусматривающей поэтапное получение прав в зависимости от сложности операций, способно стать эффективным решением для обеспечения безопасности и развития отрасли.
Почему необходимо регулирование?
Стремительное распространение беспилотных технологий затронуло самые разные сферы — от сельского хозяйства и логистики до кинематографии и спасательных операций . Этот бум породил насущную потребность в создании четких правил игры, обеспечивающих безопасность воздушного пространства для гражданской авиации, а также защиту людей и имущества на земле.
Опыт европейских государств, объединенных под эгидой Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA), демонстрирует путь от разрозненных национальных норм к единой гармонизированной системе регулирования. Этот подход позволяет избежать "самодеятельности", обеспечивает правовую определенность для операторов и создает основу для устойчивого развития рынка.
Европейская модель лицензирования: категории риска
Европейские правила разделяют все полеты БПЛА на три категории в зависимости от уровня риска: "Открытая" (низкий риск), "Специальная" (повышенный риск) и "Сертифицированная" (высокий риск) . Для большинства коммерческих и любительских операций применяется "Открытая" категория, которая, в свою очередь, делится на подкатегории A1, A2 и A3. Ключевым принципом является обязательная регистрация оператора (юридического или физического лица) в авиационных властях страны-участницы EASA, если используется дрон массой 250 г и более, либо аппарат, способный собирать персональные данные, независимо от его веса (обратите внимание у нас вес дрона ограничен 150 г, все что тяжелее требует регистрации и учета).
Расшифровка классов дронов C0-C1-C2-C4
Класс C0 - Сверхлегкие дроны
- Масса: Менее 250 грамм
- Максимальная скорость: Не более 19 м/с (68 км/ч)
- Высота полета: До 120 метров
- Примеры: Любительские мини-дроны для начинающих (DJI Mini серия)
Класс C1 - Легкие дроны
- Масса: До 900 грамм (или менее 800 г при наличии функции распознавания столкновений)
- Уровень шума: Не более 79 дБ
- Требования безопасности: Ударопрочный корпус, ограничение скорости, система идентификации
- Примеры: Полупрофессиональные дроны (DJI Air серия)
Класс C2 - Средние дроны
- Масса: До 4 кг (или до 2 кг с опасными элементами)
- Требования: Удаленная идентификация, система избегания столкновений, зеленый мигающий огонь
- Особенности: Для полетов вблизи людей с соблюдением дистанции
- Примеры: Профессиональные дроны для коммерческой съемки
Класс C4 - Специальные дроны
- Масса: До 25 кг
- Конструкция: Не соответствует полностью требованиям классов C1-C3 (например, самодельные или специализированные аппараты)
- Ограничения: Только для полетов в категории A3 (вдали от людей)
- Примеры: Кастомные БПЛА для сельского хозяйства, исследовательские платформы
Путь к получению лицензий A1-A3: шаг за шагом
1. Регистрация оператора
Перед получением любой лицензии пилота оператор (физическое или юридическое лицо) должен зарегистрироваться в национальном авиационном органе . После регистрации выдается уникальный 16-значный номер, который необходимо нанести на все дроны, принадлежащие оператору. Регистрация действует один год и требует ежегодного продления .
2. Квалификация для подкатегорий A1 и A3
- Требования: Управление дронами классов C0, C1 (A1) или C4 (A3), а также дронами "прошлой версии" (купленными до 2024 года) массой до 250 г (A1) или от 250 г до 25 кг (A3) .
- Процесс обучения и экзамена: Пилот должен изучить учебные материалы и сдать онлайн-тест из 40 вопросов. Для успешной сдачи требуется набрать не менее 75% правильных ответов .
- Стоимость и срок действия: Госпошлина за экзамен составляет 10 -20 евро. Свидетельство дистанционного пилота в "Открытой" категории выдается на 5 лет .
3. Квалификация для подкатегории A2
- Требования: Управление дронами класса C2 вблизи людей . Это более сложная категория, требующая от пилота глубоких знаний.
- Процесс обучения и экзамена:
Наличие квалификации A1/A3 является обязательным условием .
Далее необходимо сдать углубленный теоретический экзамен A2. Он состоит из 30 вопросов, для сдачи также требуется 75% правильных ответов. В отличие от A1/A3, экзамен A2 сдается очно в сервисных пунктах Департамента транспорта .
После успешной сдачи экзамена пилот обязан самостоятельно изучить руководство по эксплуатации своего дрона и отработать практические навыки, чтобы поддерживать безопасное расстояние от людей (минимум 30 метров, а в режиме низкой скорости — 5 метров) .
Опыт других государств: положительные и отрицательные моменты
🔷 Положительные практики (ЕС)
- Гармонизация правил: Лицензия, полученная в одной стране EASA , действительна на всей территории Евросоюза, а также в Швейцарии, Норвегии, Лихтенштейне и Исландии . Это стимулирует трансграничные операции и развитие бизнеса.
- Система, основанная на оценке рисков: Четкое разделение на категории в зависимости от массы дрона, его технических характеристик и близости к людям делает регулирование логичным и пропорциональным.
- Доступность и ясность: Процесс регистрации и получения начальных квалификаций максимально упрощен и может быть пройден онлайн за небольшую плату, что повышает уровень легализации пилотов
- Поэтапный подход - от простого к сложному в зависимости от рисков
- Прозрачность - четкие и единые критерии для каждого класса и категории
🔷 Отрицательные моменты и сложности (из международного опыта)
- Высокие барьеры для коммерции: Исторически в некоторых странах, например, в Великобритании (до введения правил EASA) и Австралии, стоимость получения коммерческой лицензии могла достигать тысяч долларов, а требования включали наличие свидетельства пилота пилотируемого судна, что существенно ограничивало вход на рынок (то за что сейчас бьются чиновники от авиации).
- Полный запрет или чрезмерные ограничения: Опыт таких стран, как Вьетнам или Азербайджан, где ввоз и использование дронов сопряжены с большими сложностями или вовсе запрещены, показывает, что излишне жесткое регулирование тормозит технологическое развитие и не дает раскрыться экономическому потенциалу БПЛА. Так же на это влияют и запреты на полеты, отсутствие оборудованных дроно дромов и специальных полигонов.
- Разрозненность правил: До появления единых правил EASA в Европе существовала мозаика национальных законодательств, что создавало путаницу для операторов, работающих в нескольких странах.
Что же делать нам (ну вдруг чиновники услышат)
Опыт Европейского союза в лицензировании операторов БПЛА доказывает, что централизованная, структурированная и гибкая система является наиболее эффективным путем. Внедрение аналогичной модели, учитывающей местную специфику, позволит:
- Ввести классификацию дронов по массе и техническим характеристикам, не используемую сейчас, оторванную от реальности, а предельно четкую различающую дроны по массе и дальности применения.
- Обеспечить безопасность и установить категории операторов за счет обязательного обучения и подтверждения знаний пилотами, выполняющими операции с разным уровнем риска.
- Стимулировать легализацию отрасли через прозрачные, доступные и понятные процедуры регистрации и получения начальных квалификаций.
- Создать основу для развития рынка путем установления четких и предсказуемых правил, признания лицензий на всей территории государства.
Отказ от "изобретения велосипеда" в пользу адаптации проверенных международных практик, таких как модель EASA, позволит избежать многих ошибок, сэкономить время и ресурсы, а главное — создать среду, в которой технологии БПЛА смогут безопасно и эффективно работать на благо экономики и общества.
ЗЫ... Как бы не противились чиновники или инициативные группы любителей, но только стандартизация и регламентирование отросли поможет направить ее развитие в нужную сторону. Введение единого контролирующего органа , например Единой Государственной Инспекции Безопасности Беспилотной Авиации (ЕГИББА) поставит точку в бесконечных спорах о нужной квалификации операторов, оснащении учебных центров, а также создаст основу подготовки преподавателей в сфере беспилотных технологий (примерно так произошло , когда ГИБДД взялось за автошколы и навело там порядок).
А пока приглашаем учиться , а мы поможем чем сможем:
Лучшие инструктора, отличная программа, постоянная поддержка.
Готовим педагогов и операторов с 2022 года ...