Найти в Дзене

Русский язык во втором классе. Темы, которые нельзя упустить (ФГОС)

Второй класс — один из самых важных этапов обучения русскому языку. Именно во 2-м классе формируется фундамент: понимание речи, строения предложений, частей речи и правил правописания. Если этот фундамент окажется непрочным, в дальнейшем у ребёнка могут возникнуть большие трудности. Поэтому родителям стоит внимательно следить за тем, как ребёнок усваивает материал. В статье я постаралась наглядно показать, как все изучаемые темы "завязаны" друг на друге. Именно эта структура программы и дает возможность учиться "по спирали". Не забывая пройденное, узнавать новое. Всем своим ученикам я рекомендую периодически возвращаться к пройденным темам. Делать это очень удобно, когда есть некая структура, "шпаргалка", которая не даст забыть важные разделы предмета. Итак, приступим: Речь (краткое повторение пройденного в 1-м классе) На этом этапе закрепляется понимание того, что такое речь. Устная речь — умение слушать и говорить. Речь «про себя» — чтение и письмо. Письменная речь — выражение мысл
Оглавление

Второй класс — один из самых важных этапов обучения русскому языку. Именно во 2-м классе формируется фундамент: понимание речи, строения предложений, частей речи и правил правописания. Если этот фундамент окажется непрочным, в дальнейшем у ребёнка могут возникнуть большие трудности. Поэтому родителям стоит внимательно следить за тем, как ребёнок усваивает материал.

В статье я постаралась наглядно показать, как все изучаемые темы "завязаны" друг на друге. Именно эта структура программы и дает возможность учиться "по спирали". Не забывая пройденное, узнавать новое.

Всем своим ученикам я рекомендую периодически возвращаться к пройденным темам. Делать это очень удобно, когда есть некая структура, "шпаргалка", которая не даст забыть важные разделы предмета.

Итак, приступим:

Речь (краткое повторение пройденного в 1-м классе)

На этом этапе закрепляется понимание того, что такое речь.

  • Устная речь — умение слушать и говорить.
  • Речь «про себя» — чтение и письмо.
  • Письменная речь — выражение мыслей на бумаге.

Ребёнок учится различать диалог (разговор двух или нескольких человек) и монолог (высказывание одного человека).

Синтаксис

Школьники знакомятся с устройством языка:

  • что такое текст и как в нём связаны предложения;
  • что такое предложение;
  • какие бывают члены предложения.

Особое внимание уделяется главным членам предложения (подлежащему и сказуемому) и второстепенным членам.

Через эту работу дети начинают понимать, что слова в предложении связаны между собой, и именно здесь начинается основа для изучения частей речи.

Лексикология

Второклассники открывают для себя слово как отдельную «единицу» языка. Они учатся:

  • определять лексическое значение слова;
  • различать однозначные и многозначные слова;
  • понимать прямое и переносное значение;
  • находить синонимы и антонимы;
  • выделять родственные слова, узнавать, что такое корень слова и однокоренные слова.

Морфология и формы слова

Дети начинают изучать, как меняется форма слова при помощи окончаний.

Пример: яблоко - яблоки, кошка - кошки

Снова повторение

На новой ступени продолжается повторение основ:

  • ударение,
  • слоги,
  • перенос слов,
  • звуки и буквы.

Эти разделы обязательно нужно регулярно повторять и давать ребенку возможность практиковаться. Именно на этой базе начинается знакомство с орфографией.

Фонетика

Да-да, нелюбимая многими фонетика будет повторяться из года в год.

Во втором классе дети должны научиться делать полный звуко-буквенный разбор слова.

-2

-3

Орфография

  • Безударные гласные в корне. Дети учатся проверять их, подбирая проверочные слова.

Пример: ко/ашачий - кошка; зи/ема - зимний

‼️Важно: для того, чтобы ребенок понимал, как искать проверочное слово, необходимо сначала усвоить тему корня и однокоренных слов. В противном случае ребенку будет сложно понять, какое именно слово будет являться проверочным. Многие учителя объясняют: «найди такое же слово, где проверяемая гласная будет стоять под ударением». Ребенок воспринимает так: «кашАчий/кАшачий», то есть просто перемещая ударение, оставляя ошибку на своем месте:), а слово «кошка» для ребенка является не «тем же самым», а другим словом, что, в общем-то, вполне логично:)

  • Удвоенные согласные в словах: перрон, вожжи, аллея.
  • И в целом - пополнение запаса словарных слов, написание которых нужно запомнить.
  • Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч — пишутся без мягкого знака.
  • Повторяются правила жи-ши, ча-ща, чу-щу.
  • Правописание согласных в конце слова через изменение формы слова.

Примеры: дуб — дубы; гриб — грибы

  • Разделительный мягкий знак.

Примеры: семья, вьюга, ручьи.

Он пишется после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и.

Части речи

Имя существительное

  • Что обозначает существительное и на какие вопросы отвечает.
  • Одушевлённые и неодушевлённые существительные.
  • Собственные и нарицательные.
  • Правописание собственных имён.
  • Единственное и множественное число.

Глагол

  • Определение и вопросы к глаголам.
  • Единственное и множественное число:
  • стучит, дышит — действие одного предмета;
  • летят — действие нескольких предметов.
  • Частица не с глаголами всегда пишется раздельно (орфограмма).

Имя прилагательное

  • Определение и вопросы к прилагательным.
  • Единственное и множественное число.
  • Обозначение признака одного или нескольких предметов.
  • Роль прилагательного в тексте, особенно в описании.

Местоимение

  • Часть речи, которая не называет предметы, а указывает на них.

Предлог (в конце учебного года)

  • Предлоги связывают слова в предложении.
  • Это часть речи, но они не являются членами предложения.
  • Употребляются только с существительными, перед глаголами не ставятся.
  • Со словами пишутся раздельно.
  • Всегда имеют одно и то же написание: над, без, под, из, около.

Итог для родителей

Во 2-м классе ребёнок учится:

  • понимать виды речи,
  • строить предложения и тексты,
  • осознавать значение слов,
  • грамотно писать,
  • различать части речи.

Это год, когда формируются основы, без которых невозможно успешное изучение русского языка в дальнейшем. Помогайте ребёнку повторять, контролируйте знания и обращайте внимание на орфографию — это залог прочного фундамента.

Эта статья составлена по материалам официальной программы русского языка для 2-го класса, утвержденной ФГОС. Актуально для 2025-2026 учебного года.

Спасибо за то, что прочитали до конца!

Буду рада, если материал окажется для кого-то полезным.

Отдельное спасибо моим читателям, которые попросили меня написать этот материал, прочитав статью о важных темах в программе русского языка за 1-й класс:

Всегда рада стараться для вас!🩷