Найти в Дзене
Охотник на ворон

Что такое сербский "визаран"

Наверное, почти каждый, кто приехал в Сербию с целью длительного пребывания, спустя 30 дней сталкивается с необходимостью поездки на «визаран». Кто-то впоследствии получает ВНЖ, кто-то продолжает раз в месяц кататься за пределы Сербии. Способы получения ВНЖ я здесь расписывать не буду, их много. Но одно скажу вам определенно – ВНЖ не даёт ровным счётом никаких плюсов пребывания в стране. Нельзя, к примеру, выехать в качестве туриста в страны Европы, нельзя получить нормальную медицинскую помощь и т.д. По мед. страховке вам разве что градусник в доме здравля (аналог российской поликлиники) поставят. К тому же ВНЖ, как впрочем, и приобретённого гражданства, вас могут запросто лишить. Посчитают, что вы представляете угрозу национальным интересам (а в Сербии с недавних пор это модно), не поможет ни приобретённая недвижимость, ни работа на сербскую компанию (хотя никогда не слышал, чтобы «понаехов» сербы взяли к себе на работу!). 30 дней процедуры депортации и здравствуй Родина. Вот и сидят

Наверное, почти каждый, кто приехал в Сербию с целью длительного пребывания, спустя 30 дней сталкивается с необходимостью поездки на «визаран». Кто-то впоследствии получает ВНЖ, кто-то продолжает раз в месяц кататься за пределы Сербии. Способы получения ВНЖ я здесь расписывать не буду, их много. Но одно скажу вам определенно – ВНЖ не даёт ровным счётом никаких плюсов пребывания в стране. Нельзя, к примеру, выехать в качестве туриста в страны Европы, нельзя получить нормальную медицинскую помощь и т.д. По мед. страховке вам разве что градусник в доме здравля (аналог российской поликлиники) поставят. К тому же ВНЖ, как впрочем, и приобретённого гражданства, вас могут запросто лишить. Посчитают, что вы представляете угрозу национальным интересам (а в Сербии с недавних пор это модно), не поможет ни приобретённая недвижимость, ни работа на сербскую компанию (хотя никогда не слышал, чтобы «понаехов» сербы взяли к себе на работу!). 30 дней процедуры депортации и здравствуй Родина. Вот и сидят наши соотечественники на чужбине словно заиньки, прижав ушки и фальшиво восхищаясь балканскими холмами, сербам слова поперёк пикнуть боятся.

Ну, ладно, отвлекся…

…Единственный сомнительный плюс от приобретения ВНЖ - отпадает необходимость ездить каждые 30 дней на «визаран».

Хотя, как я думаю, и сама идея с «визараном» не выдерживает никакой критики. Ну посудите сами, каждые 30 дней «понаех» выезжает за пределы страны, тут же разворачивается и возвращается обратно. Затем, либо сам, либо арендодатель его квартиры идут в полицию и получают т.н. «белый картон». Понятно, что это делается для контроля за пребывающими в стране иностранцами. Но не проще ли и выгоднее для бюджета, скажем, ввести пошлину и раз в месяц обязать иностранца отмечаться в миграционном отделе полиции. Всё равно же вновь въезжая в страну, «понаеху» нужно тащиться в полицию. А я подозреваю, что не все дисциплинированно ездят на «визаран», экономя на поездке и рассчитывая на «авось пронесёт». И контроль снижается. Ну не понимаю я этой глупости!

Теперь о способах поездок на «визаран». К Белграду или Нови-Саду это не относится. Там давно уже есть люди, организующие эти «туры выходного дня». Речь о небольших городках. Можно поехать с туристической группой. Недорого, удобно, познавательно (конечно, если вы знаете язык, т.к. отдельно с вами носиться никто не будет!). Минус этого способа – нерегулярность поездок и их утомительность. Можно поехать с человеком, оказывающим услуги по «визарану». Минусов масса – тебя везут словно мешок с картошкой из пункта А в пункт Б с редкими санитарными остановками. Никто тебе останавливаться для селфи на фоне живописной скалы не будет. В двух случаях нас вообще довезли до границы и предложили пересечь её пешком, т. к. у визаранщика были какие-то проблемы с документами, а в последний раз на обратном пути машина сломалась, не доехав до дома 30 км. Пришлось ловить попутку.

Остаётся самый лучший способ – аренда машины, который мы впоследствии и взяли на вооружение. Несомненные плюсы: машина на сутки в полном твоём распоряжении, ни от кого и не отчего не зависишь. Минусы не обнаружены.

Итак, в нашем случае для пересечения границы идеально подходит Босния, находящаяся в двух с половиной часах езды. Пограничные пункты или в городке Байна-Башта или в заповеднике Тара - Котроман. Сегодня я вам расскажу о первом.

По пути в Байна-Башту можно ненадолго остановиться в Ужице, но осматривать там, по большому счёту, нечего. Главной достопримечательностью города является стоящая на отшибе на горе старая крепость. Долго мы ходили вокруг, словно коты вокруг крынки со сметаной, но так и не поняли, как в неё попасть. Какие-либо указатели отсутствовали в принципе, а позже знающие люди подсказали, что сама крепость маленькая, неказистая, да и давно закрыта для посещения.

Ужицкая крепость.
Ужицкая крепость.

У подножия крепости пешеходная зона, глядя на которую возникает подозрение, что это бывшая узкоколейная железная дорога, с которой поснимали рельсы. Но неосвещенные тоннели и мосты, выглядят солидно и достойно. Машины по ним не ездят.

Там же электростанция, построенная по проекту Николы Теслы, гостеприимно встречающая желающих осмотреть её поближе замком, которым впору запирать города. Проходившая мимо старушка, лишь пожала плечами, когда мы поинтересовались у неё о режиме работы. А жаль, интересное изнутри должно быть сооружение.

Электростанция Н.Теслы
Электростанция Н.Теслы

Ужице – место не туристическое в принципе, это простой транспортный узел – в обход города или через него люди едут в заповедник Тара, на Мокру гору, в Златибор, в Боснию и Черногорию.

При определённой доли воображения город мне напомнил Туапсе.

Сам городок маленький, часто осенью утопает в густом тумане, с узкими улочками и изобилует крутыми подъемами и спусками. Зато, наверное, толстяков в нём нет.

Городок нам не понравился. Достопримечательности не работают, с парковкой проблемы. А когда один раз остановившись у местной пекары и купили отвратительного вида засохшую на кость пиццу… Пиццу отдали бездомному псу. Жрать подношение, псина, конечно не стала. Больше в городке мы никогда не останавливались.

Далее узкая и убитая дорога идёт все время в гору.

На горе мемориальный комплекс Кадиньяча, посвященный героям второй мировой войны. Построенный в 70-х годах прошлого столетия, грандиозный и величественный с виду, сейчас переживает не лучшие времена. Плитка во многих местах проросла травой и просела, бетонные монументы посерели и покрылись ржаво-грязными подтёками. На ступени становиться можно только с оглядкой. Музей рядом с комплексом был закрытым всегда.

В интернете можно прочитать, что якобы комплекс посещают тысячи туристов в год. Сколько раз мы там проезжали – ну, ходят редкие зеваки!

Мемориальный комплекс Кадиньяча
Мемориальный комплекс Кадиньяча

После комплекса дорога, извиваясь, сползает вниз, еще пара-тройка десятков поворотов и вот наша цель – пограничный пост Байна-Башта на берегу реки Дрина.

Пограничный пост с сербской стороны.
Пограничный пост с сербской стороны.

Каждый раз, пересечение этого поста занимает от десяти до пятнадцати минут (засекали!). Очевидно, пограничники то ли скуки ради, то ли из вредности, приняв документы на машину и паспорта в окошко, разглядывали их под лупой. Но вопросов не задавали и пропускали на территорию сопредельного государства, поселок Скелани.

Пограничный пост со стороны Боснии
Пограничный пост со стороны Боснии

И вот тут-то и начинается самое занимательное.

Вы видели, как выглядит строительный вагончик? А два, стоящие рядом под навесом? Вот это и есть пограничный пост. Рядышком с одним из вагончиков притулился обшарпанный столик, на котором в хорошую погоду всегда стоят пара кружек и переполненная пепельница. На стульчике восседает пограничник. Машины подъезжают к «посту», водители высовывают нос в окно и ждут отмашки служивого. Тот лениво машет рукой и автомобили либо катят в Сербию, либо заезжают в Боснию. Каким-либо досмотром документов или транспортных средств, здесь никто не заморачивается. Скорее всего, пересекают границу одни и те же и друг друга просто уже знают в лицо. Так как смотреть в этой части Боснии совершенно нечего. От слова совсем.

Но это снисхождение касается только местных. К «понаехам» отношение особое. Нам же штамп нужен о пересечении границы. Да не один, а два! На въезд в Боснию и на выезд из неё.

И начинается попрошайничество. Для разгона масса нелепых вопросов, причём служивому наплевать на ваш уровень знания сербского или боснийского языка, что одно и то же, а по-английски они не говорят:

- Откуда? Куда?

- Зачем заезжаете в Боснию? Сколько здесь пробудете? (Словно пограничник не знает, что мне его Босния нужна как рыбе зонтик. Мне штамп нужен, и я назад поеду) и т.д.

За время расспросов за нами скапливается очередь из машин, но никто не ропщет.

Наконец, озвучивается сумма подати: от 100 до 150 Евро.

Ну, разумеется, мы никогда не платили. Стандартный ответ:

- Ты, обалдел служивый! Откуда у нас евро. Да таких деньжищ отродясь в руках не держали!

Правда, один раз купили пограничникам по три банке пива на троих.

Кто-то сейчас скажет: «Брехня! Не может быть такого!»

Ну, что же, не верите – примите за сказку! Но только два или три раза на боснийской стороне нам молча ставили штамп и отпускали с миром. А ездили мы на «визаран» на этот пост больше года. Каждый раз мы воспринимали это клянченье денег, как шутку, до того дня, когда нам пограничник, после того, как мы отказались «позолотить ручку» без тени улыбки пригрозил в следующий раз при пересечении боснийской границы устроить проблемы.

Больше мы в Байну-Башту не ездили, предпочитая другой пост, в Котромане. И там умудрились вляпаться… Ну это уже совсем другая история…

К слову, в Байна-Баште есть прелюбопытная достопримечательность – домик посередине реки. Этот домик одна из главных достопримечательностей Сербии. Чтобы взглянуть на него и следует хотя бы разок побывать в этом городке.

Домик на Дрине.
Домик на Дрине.

Изолированная скала, на которой построен дом, находится почти прямо посреди Дрины. Согласно местным легендам, средневековый герой Марко путешествовал по окрестностям и в какой -то момент захотел пересечь реку, чтобы перебраться на другой берег. А так как ширина реки не позволяла сделать это с одного лошадиного прыжка, Марко взобрался на природную площадку неподалеку и бросил в Дрину большой валун. Катящийся валун остановился в центре реки, что позволило его коню запрыгнуть на него с одной стороны, а затем перепрыгнуть на другой берег реки, неся Марко на спине. Местное население утверждает, что даже сегодня на скале видны следы копыт.

Скала использовалась пловцами как место отдыха. Однако летом она становилась горячей. И летом 1968 года братья Милия и Милан Мандич с группой своих друзей решили построить хижину на скале. Они использовали деревянные доски, принесенные самой рекой и соорудили простое укрытие, простоявшее до осени, пока река не смыла его.

Летом следующего года местная молодежь организовалась и построила хижину. Вскоре, дом стал излюбленным местом сбора молодежи в Байина-Баште и заслужил репутацию романтического места отдыха.

С тех пор дом разрушался рекой во время половодья семь раз. Нынешний, усиленный бетонными балками был построен в 2011 году и пока стоит.