И ещё один забытый шедевр экранизации отечественной классики. Художественный фильм кинорежиссера Юлия Карасика "Чайка", экранизация одноименной знаменитой пьесы Антона Павловича Чехова. Фильм вышел на экраны страны в феврале 1972 г.
За всю историю отечественного кинематографа пьесу "Чайка" в нашей стране экранизировали трижды. Первой была телеэкранизация Ленинградского телевидения в 1964 г. Её снял режиссер Александр Белинский. Главные роли играли актеры ленинградских театров - Нина Ольхина, Вадим Медведев. Юрий Толубеев, Игорь Озеров. Только роль Нины Заречной играла москвичка Ия Саввина.
Потом в 1970 г. Юлий Карасик снял на "Мосфильме" полнометражный художественный фильм "Чайка".
А в 2005 г. актриса Маргарита Терехова в качестве сценариста и режиссера сняла новую версию "Чайки". При этом Маргарита играла Аркадину. её дочь Анна - Нину Заречную, а сын Александр - Треплева. Добавим ещё сына Анатолия Солоницына в роли учителя Медведенко и получим такой семейный междусобойчик. Фильм провалился в прокате и мало кто его видел. У нас осталось от этой картины очень тягостное впечатление.
Нашим фаворитом из этих экранизаций является фильм выдающегося советского кинорежиссера Юлия Юрьевича Карасика. На наш взгляд, это идеальная экранизация пьесы. Идеальная режиссура, идеальная операторская работа, идеальная игра уникального актёрского ансамбля и великолепная музыка Альфреда Шнитке. Карасик очень аккуратно немного подсократил чеховски текст, убрал некоторые длинноты и повторы, придал действию динамизм, при этом никакого, так модного сейчас, "я так вижу". Дух и буква Чехова сохранены от и до.
Фильм, по нашему мнению, однозначный шедевр. Тут можно привести слова выдающегося голливудского актера современности Альфредо Джеймс Пачино, о его первом просмотре в театре "Чайки".
Одно из самых больших потрясений в своей жизни я испытал в Южном
Бронксе, в одном из тех залов, где когда-то было варьете, а потом
устроили кинотеатр. Спектакль давала бродячая труппа. Играли «Чайку»
Чехова. Спектакль начался... и тут же закончился. Пролетел как одно
мгновение. Это было волшебство. Помню, я задумался: «Кем же надо быть,
чтобы написать такое, а?»
И в точности то же самое можно сказать после просмотра фильма Карасика - кем же надо быть, чтобы снять такой фильм? Ещё раз повторяю - это только наше мнение, что фильм шедевр. В Сети очень много мнений о том, что фильм скучен, убог, непонятно о чем, как и сама пьеса Чехова, только музыка Шнитке и заслуживает внимания.
Юлий Юрьевич Карасик, 1923 г.р. Вполне, в соответствие со своим годом рождения, мог попасть на фронт, но не попал, с 1942 по 1946 г. обучался в Ташкентском высшем общевойсковом командном училище. Затем, уже после войны, закончил филфак Ленинградского пединститута, а затем ВГИК. Работал режиссером документального кино на Свердловской киностудии.
Первый художественный фильм "Ждите писем", о строителях в тайге высоковольтной линии, снял в 1960 г. В этом же фильме дебютировал как сценарист и Анатолий Гребнев.
Следующий фильм Карасика стал одним из культовых в 60-е годы - "Дикая собака Динго". В 1962 г. на 23 Венецианский кинофестиваль СССР отправил три фильма - в главный конкурс "Иваново детство" Андрея Тарковского,и в конкурсы детских и юношеских фильмов - "Дикая собака Динго" Юлия Карасика и короткометражку Андрея Кончаловского "Мальчик и голубь".
И все три картины получили главные призы в своих номинациях - "Золотых Львов". "Иваново детство" - главный приз в конкурсе взрослых фильмов, "Дикая собака Динго" - в конкурсе фильмов для юношества. а "Мальчик и голубь" - в конкурсе фильмов для детей. Вот они, венецианские триумфаторы со своими "Львами".
Следующим фильмом Карасика была замечательная мелодрама "Человек, которого я люблю". Именно с этого всенародная популярность Герогия Жженова резко пошла в гору. Тут и первая главная роль пятнадцатилетнего Евгения Герасимова. Об этом фильме мы писали тут.
А затем было "Шестой июля". Историко-революционный фильм на тему левоэсеровского мятежа в 1918 г. Снятый в хроникально-документальной манере, фильм стал выдающимся явлением в советском кинематографе. При этом очень лаконичный, черно-белый фильм, где основное время посвящено идеологической борьбе между большевиками и левыми эсерами, мало экшена и очень много монологов и диалогов, собрал 33 млн. зрителей в 1968г., уступив лишь таким хитам как "Щит и меч", "Новые приключения неуловимых", "Анжелика и король", "Ошибка резидента".
Режиссера, авторов сценария Владлена Логинова и Михаила Шатрова, оператора Михаила Суслова, актера Юрия Каюрова даже выдвинули на Ленинскую премию- высшую награду в стране за выдающиеся достижения в области науки, техники, культуры. Правда не дали. Всё испортила Алла Сергеевна Демидова, сыгравшая пламенную революционерку, вождя левых эсеров, Марусю Спиридонову.
В Театре на Таганке она была на вторых ролях у Юрия Любимова. Не её это был режиссер. Этой выдающейся актрисе играть бы у Анатолия Эфроса, но у того уже была своя муза - Ольга Яковлева. Но зато своё Алла Сергеевна брала в кино. Была одной из самых востребованных актрис в 60-70-е годы. В одном только 1968 г. с её участием вышло 6 фильмов.
И вообще-то, её тоже надо было вместе с Каюровым, который играл Ленина, тоже выдвигать на Ленинскую премию, поскольку её Маруся Спиридонова выглядела ярче и эмоциональнее вождя мирового пролетариата. Ни в чем ему не уступала, и даже превосходила. Её Маруся Спиридонова в исполнении Демидовой как-то отодвинула немного в тень Ленина в исполнении Юрия Каюрова.
И поэтому профессиональные историки выразили своё неудовольствие, что официально числящаяся "врагом революции" Маруся Спиридонова ни в чем не уступает, а в чем-то выглядит в фильме и предпочтительней своего визави В.И. Ленина. Поэтому многие киноведы и предполагают. что именно это послужило, что в 1970г., в год столетия В.И. Ленина, создатели фильма не получили ленинскую премию. А может, это связано с тем. что двое из четырех номинатов были евреями - Карасик и Суслов?
Но, скорее всего, не из-за этого. Просто, чтобы получить Ленинскую премию за создание художественного фильма надо действительно снять великое произведение или сыграть великую роль. Поэтому очень мало было среди кинематографистов лауреатов Ленинской премии. Сергей Бондарчук за "Судьбу человека", Чухрай и Ежов за "Балладу о солдате", Смоктуновский и Козинцев за "Гамлета", "Ульянов за "Председателя", Николай Черкасов за "Всё остается людям", создатели эпопеи "Освобождение", Василий Шукшин (посмертно) за кинофильмы последних лет. Вот и всё за 60-70-е годы.
После "Шестого июля" Карасик вместе со сценаристами Михаилом Шатровым и Владленом Логиновым решил снять фильм о Втором съезде РСДРП в 1903 г., о расколе партии на большевиков и меньшевиков, происшедшем на этом съезде. Потом, в 1992 г. , Сергей Колосов снимет девятисерийный телевизионный художественный фильм "Раскол", который сейчас напрочь забыт, а фильм замечательный, очень профессионально сделанный. Но кому тогда, в 1993 г., когда он вышел на телеэкраны, было интересно смотреть на разногласия Ленина, Мартова, Плеханова? Фильм просто не заметили.
А вот Карасику снять фильм на эту тему не дали. Зато взамен предложили снять, что он только пожелает. И он сразу назвал - "Чайка" Чехова. Сценарий фильма написал сам. Кое-что сократил, некоторые сцены переставил или объединил. И собрал уникальный актерский ансамбль - четыре будущих народных артиста СССР - Николай Плотников, Юрий Яковлев, Армен Джигарханян, Ефим Копелян и три будущих народных артистки России - Алла Демидова, Людмила Савельева и Валентина Теличкина.
У каждого исполнителя стопроцентное попадание в образ. А может быть и двухсотпроцентное. Представить, что после них кто-нибудь сыграет хотя бы чуть приблизившись, а не то что на том же уровне - невозможно. Тем более, что почти все главные эпизоды сняты только на крупных планах. И никакой фальши, никакого наигрыша.
То же самое можно сказать и про операторскую работу Михаила Суслова и про музыку Альфреда Шнитке. При этом Карасик не злоупотребляет включением в фильм замечательной музыки. Всё в меру, всё к месту. На наш взгляд это просто идеальный фильм. Во всех отношениях.
Что характерно, никто из выдающихся исполнителей не тянет на себя одеяло. Всё уравновешенно, всем хватает места. И признанным выдающимся мастерам, и выдающимся молодым дарованиям.
Надо немного рассказать и о самой пьесе Антона Павловича Чехова "Чайка". Вот так Антон Павлович выглядел, когда написал "Чайку". Ему 35 лет, самый читаемый писатель России того времени, обаятельнейший красавец, с вьющимися каштановыми волосами и пристальным взглядом, одним словом -сердцеед. Его "донжуанский список" насчитывает до 30 поклонниц, которых его друзья шутливо прозвали "антоновками".
Я обещаю быть великолепным мужем, но дайте мне такую жену, которая, как луна, являлась бы на моем небе не каждый день.
И только в 41 год он нашёл такую жену - актрису Московского Художественного театра Ольгу Книппер,
которая на 8 лет была его младше. Идеальный для Чехова вариант. Он постоянно живет в Ялте, а жена постоянно играет в театре в Москве или на гастролях. Вот в такой форме он сделал ей предложение.
Я получил анонимное письмо, что ты в Питере кем-то увлеклась, влюбилась по уши. Да и я сам давно уж подозреваю. Ну, что ж! ...Так тому и быть, а я все еще люблю тебя по старой привычке, и видишь, на какой бумажке пишу тебе.
Итак, работаю в саду, в кабинете же скудно работается, не хочется
ничего делать, читаю корректуру и рад, что она отнимает время. В Ялте
бываю редко, не тянет туда, зато ялтинцы сидят у меня подолгу, так что я всякий раз падаю духом и начинаю давать себе слово опять уехать или
жениться, чтобы жена гнала их, т. е. гостей... Позвольте сделать Вам
предложение.
...Это ничего, что ты влюблена в другого и уже изменила мне, я прошу тебя,
только приезжай, пожалуйста. Слышишь, собака? Я ведь тебя люблю, знай
это, жить без тебя мне уже трудно.
Но это будет потом, а пока, в 1895 г. , Чехов в своем небольшом подмосковном имении Мелихово пишет пьесу толчком для которой стало происшествие с другой его поклонницей, к которой и он относился с симпатией - Ликой Мизиновой. Девушка была на 10 лет младше Антона Павловича, служила учительницей пения в той же гимназии, где работала и сестра писателя Мария Павловна. Сестра и познакомила их.
Девушка влюбилась в знаменитого писателя, он тоже испытывал к ней симпатию, но таких симпатий у него было много. Девушка ждала, ждала шесть лет да так и не дождалась от Чехова предложения, и сошлась в 1894 г. с его приятелем, тоже известнейшим тогда писателем Игнатием Потапенко.
Потапенко бросил жену, увез Лику в Париж. Там она забеременела от него. Жена Потапенко, которая тоже находилась в Париже, то угрожала убить себя и дочек, если муж к ней не вернется, то узнав, что любовница мужа беременна, умоляла забрать будущего невинного ребенка от этой распутницы. В итоге, Потапенко к ней вернулся, бросив Лику одну в Париже.
Узнав о таком поступке своего приятеля, Чехов обозвал его "жидом и свиньей" ( Потапенко, сам из под Херсона, был еврей по национальности) и разорвал с ним все отношения. Выслал Лике 200 рублей в Париж. Лика родила в Париже дочку Христину.
В 1895 г. Лика приехала в Москву навестить мать, оставив дочь в Париже. Посетила и Чехова в Мелихово. А тот уже писал пьесу "Чайка", которую на наш взгляд, можно рассматривать как месть своему бывшему приятелю Потапенко за то, как он поступил с Ликой.
Продолжние следует.