Строить бизнес — значит, строить отношения с партнерами, клиентами и сотрудниками. Об этом точно знает Роман Кушкин, руководитель двух автосервисов «Авант» в Екатеринбурге. В автобизнес он пришел в далеком 1995 году и до сих пор остается предан своему делу, вовлекаясь во все процессы работы СТО.
А еще, что приятно, почти 15 лет «Авант» использует наше программное обеспечение: сначала это была настольная версия, а теперь — АвтоДилер Онлайн. Конечно, мы не смогли удержаться и расспросили Романа о его компании — обо всех взлетах, падениях и секретах бизнеса, которые он узнал за 30 лет. Далее повествование пойдет от лица героя. Приятного чтения!
Непростые 90-е
— В автобизнес я пришел в 90-е — началась перестройка и завод, где я трудился, развалился. Сначала стал подрабатывать в гараже, а в 1995 году арендовал помещение около УММ на Вилонова. Там мы несколько лет делали прицепы для легковых автомобилей «БИНАР-универсал» — некоторые из них и много лет спустя можно встретить на дорогах Екатеринбурга.
Но после реформы 1998 года производство встало — начались сложности с поставками. Тогда переехал в помещение на Гагарина, 35А. Взял остатки оборудования с производства, приобрел балансировочный станок и прямо на перекрестке повесил плакат «Шиномонтаж». И клиенты поехали!
Постепенно расширял список работ: вырыл ямы, начал обслуживать «Волги» администрации Кировского района — хорошо знал их устройство. Нанимал новых сотрудников — ко мне на СТО начали подтягиваться друзья. Работу тогда было найти непросто, так что многие были готовы переквалифицироваться в автослесарей.
Однажды довелось ремонтировать двигатель и ходовую необычного горожанина — к нам на Москвиче заехал отец музыканта Владимира Шахрина.
В 2001 году землю, где находился тот сервис, выкупили — и один из клиентов предложил арендовать хорошее место на Вайнера. Там у нас работало 2 подъемника и один пост диагностики. Обороты были хорошие, но уже через пару лет там начали строить торговый центр «Гринвич», и нам снова пришлось переехать.
2 филиала автосервиса «Авант»
В 2005 году мы открыли автосервис «Авант» на Вонсовского, 1Б, где и работаем вот уже 20 лет. В прошлом году нам сказали, что вскоре придется съехать — тогда мы нашли и подготовили новое помещение на Колокольной, 22А. А потом нам внезапно продлили аренду на текущем месте — и так, сам того не ожидая, я открыл второй автосервис
Я никогда не задумывался о том, чтобы основать большую сеть автосервисов или открыть предприятие по франшизе. Мне неинтересно наблюдать со стороны — предпочитаю быть вовлеченным во все процессы: работать, общаться с сотрудниками, слышать благодарности постоянных клиентов. Приятно, что многие остаются с нами десятилетиями!
О работе автосервиса в 2025 году
Я понимаю, что любой небольшой бизнес рано или поздно будет поглощен более крупным. Тем не менее, если вы думаете об открытии небольшого автосервиса — сейчас самое время.
Сегодня многие автовладельцы заинтересованы в том, чтобы сохранить свои автомобили. Европейские марки больше не привозят, китайские брать хочет не каждый: если раньше после 100 000 км пробега автомобиль продавали, сейчас машина остается в семье и после 200 000 км — люди не готовы расстаться со своими Volvo, Mercedes и BMW. А значит, будут востребованы автосервисы, которые смогут их поддерживать в рабочем состоянии.
Конечно, достать оригинальные детали сейчас гораздо сложнее, но мы все равно несем ответственность за то, что устанавливаем. Поэтому не берем запчасти клиентов, если в них не уверены: лучше сами найдем качественную деталь и поставим. Поверьте, прежде всего это выгодно самому клиенту.
АвтоДилер и другое ПО
Мне довелось поработать со многими программами, но у каждой находились свои нюансы. Было обидно оплачивать первый месяц работы, чтобы понять, что у программы очень неудобный интерфейс, малоинформативные отчеты или не заинтересованная в клиентах поддержка.
Какое-то время мои сотрудники настаивали на том, чтобы использовать 1С, потому что эта программа для них привычнее. Но я понял, что для руководителя это невыгодное вложение: ты оплачиваешь подписку и потом снова тратишь ресурсы на то, чтобы адаптировать программу для себя. А вот у АвтоДилера все возможности уже включены в тариф, к тому же уже есть Нормы времени на отечественные автомобили. Но мои коллеги не хотели менять программу.
Тогда я предложил сотрудникам самим познакомиться с командой АвтоДилера — чтобы они поняли, насколько создатели программы увлечены своим делом и желанием развивать свой продукт. Мы приехали в офис, общались с разработчиками программы около 2,5 часов, и после встречи мои сотрудники все же согласились перейти на настольную версию АвтоДилера.
А потом в облачном продукте АвтоДилер Онлайн появилось мобильное приложение — а я очень ждал возможность работать с телефона, поэтому мы без сомнений перешли на него с настольной версии. И не ошиблись! У каждого моего сотрудника на телефоне стоит приложение: даже в выходной они могут посмотреть свой график, записать своего клиента или попросить коллег заказать нужные запчасти.
Если честно, я не всегда успеваю следить за всеми обновлениями программы и лишь рад, что АвтоДилер развивает продукт, делая его максимально удобным и функциональным для СТО. Спасибо, что помогаете расти и нам!
Сотрудники «Аванта»
Около 20% работников «Аванта» — студенты, которые приходят из колледжа. По нашей внутренней статистике, из 9 таких ребят в профессии остается один. Правда, недавно к нам со службы в армии все же вернулся наш «выпускник» — очень толковый механик! Надеюсь, что парнишка останется надолго.
Но что я заметил, даже в школах сильно просел уровень образования. Студенты, которые к нам приходят, не знают, как работает аккумулятор, не могут грамотно заполнить документы. А как такой человек станет механиком? Нам приходится самим обучать таких ребят и базовым навыкам, и работе с автомобилем.
И все же не меньше половины специалистов в «Аванте» — преданные люди, которые уже давно с нами. Я горжусь, что некоторые работают со мной с 1998 года! Но, справедливости ради скажу, что и сегодня вполне реально нанять грамотного специалиста. Мы принимаем новичков и смотрим, как они вписываются в команду, проявляют ли ответственность к работе — такие люди с нами остаются.
Об обучении
Я считаю, что в обучение сотрудников важно вкладываться: чем обширнее знания специалиста, тем больше пользы он приносит коллегам, клиентам, автосервису и самому себе. Такой человек с желанием идет на работу, потому что может заработать хорошие деньги.
Нельзя вырастить грамотного специалиста, если он работает только руками. Узкая специализация часто ассоциируется с высокой квалификацией, но для меня важна также универсальность. Например, к нам заезжает автомобиль с ошибкой в работе коробки, а по факту она возникла из-за одной неработающей свечи. И чтобы понять это, нужно знать автомобиль от и до.
Поэтому мы учим не только новичков и студентов. Все мастера ездят на курсы и тренинги в Москву, Санкт-Петербург, Белгород: мы оплачиваем перелет, обучение и компенсируем перерыв в работе. Приглашаем московских технических специалистов к нам — они проводят занятия, повышают квалификацию персонала.
Да, конечно, бывает так, что я вкладываюсь в обучение, а человек уходит. На входе у нас висит доска, а на ней — фото сотрудников сервиса. За все время я заменил около 200 фотографий работников. Многие из них ушли из «Аванта» и открыли свой сервис. Конечно, расставаться было жаль — но некоторые все же возвращаются. Это здорово, потому что кадры в работе СТО решают все.
В нашем Телеграм-канале можно обсудить опыт Романа и его автосервисов «Авант», а еще — рассказать, что вы сами думаете о том, как сегодня автосервисам стоит принимать вызовы рынка.
А если вы хотите поделиться своим опытом или знаете, как сделать кейсы интереснее — напишите нам на marketing@autodealer.ru. Будем ждать!