Найти в Дзене
Андрей Якунин | Про авто

Поехали с отцом сдавать его VW Polo (2018, 95.000 км) в трейд-ин. Оценщик нашел "окрас" толщиномером на пластиковом бампере и скинул 100.000

Машина обслуживалась строго по регламенту у официального дилера, вся история прозрачна, все заказ-наряды и чеки аккуратно сложены в папочку. Салон в идеальном состоянии, без единого пятнышка или царапины, в машине никогда не курили. Кузов в родной краске, за исключением одного-единственного нюанса, который и стал камнем преткновения. За все годы эксплуатации на заднем бампере появилась небольшая притертость – классика городских парковок. Отец, как человек аккуратный, не мог на это спокойно смотреть и отдал машину проверенным мастерам, чтобы те локально и качественно все подкрасили. Без шпатлевки, без криминала – чисто косметическая процедура для поддержания идеального внешнего вида. Решение сдать его в трейд-ин было продиктовано исключительно соображениями удобства и безопасности. Не хотелось тратить время и нервы на бесконечные звонки от перекупщиков с предложениями "заберу за полцены сегодня", не хотелось устраивать показы сомнительным личностям. Хотелось приехать в красивый, сверкаю
Оглавление

Машина обслуживалась строго по регламенту у официального дилера, вся история прозрачна, все заказ-наряды и чеки аккуратно сложены в папочку. Салон в идеальном состоянии, без единого пятнышка или царапины, в машине никогда не курили. Кузов в родной краске, за исключением одного-единственного нюанса, который и стал камнем преткновения.

За все годы эксплуатации на заднем бампере появилась небольшая притертость – классика городских парковок. Отец, как человек аккуратный, не мог на это спокойно смотреть и отдал машину проверенным мастерам, чтобы те локально и качественно все подкрасили. Без шпатлевки, без криминала – чисто косметическая процедура для поддержания идеального внешнего вида.

Решение сдать его в трейд-ин было продиктовано исключительно соображениями удобства и безопасности. Не хотелось тратить время и нервы на бесконечные звонки от перекупщиков с предложениями "заберу за полцены сегодня", не хотелось устраивать показы сомнительным личностям. Хотелось приехать в красивый, сверкающий огнями салон, сдать старый автомобиль, доплатить и через пару часов уехать на новом.

Цивилизованный подход, за который мы готовы были немного потерять в деньгах по сравнению с самостоятельной продажей на вторичном рынке. Тем более что предварительная онлайн-оценка на сайте дилера, куда мы отправили все данные и фотографии, выдала вполне адекватную цену – около 1 150 000 рублей. Эта цифра нас полностью устраивала и казалась справедливой.

Цирк начинается: оценщик и его магический прибор

Приезжаем в салон. Нас встречает вежливый, улыбчивый менеджер, предлагает кофе, провожает в специальную зону оценки. Все выглядит очень солидно и профессионально. Выходит молодой парень-оценщик с важным видом и толщиномером в руках. Начинается стандартная процедура: он методично, с сосредоточенным лицом, "пробивает" каждый металлический элемент кузова.

Крыша – 120 микрон, норма. Капот – 130 микрон, норма. Двери – 115-125 микрон, все в пределах заводских значений. Я стою рядом, наблюдаю за процессом, отец чуть поодаль с волнением смотрит на свою "ласточку". В какой-то момент оценщик доходит до заднего бампера. И тут начинается представление, достойное отдельной номинации на театральную премию.

-2

Он прикладывает свой прибор к пластиковой детали. Смотрит на экранчик. Хмурит брови. Прикладывает еще раз в другое место. Цокает языком и с серьезным, почти трагическим лицом, выдает:

"А у вас тут окрас. Прибор показывает 250 микрон. Серьезный ремонт был".

На секунду в воздухе повисла звенящая тишина. Я смотрю на него, он – на меня. Я пытаюсь понять, шутит он, или это какая-то профессиональная проверка на стрессоустойчивость. Но нет, лицо его было абсолютно серьезным. Он на полном серьезе "нашел" толщиномером окрас на пластиковом бампере и зафиксировал это как серьезный недостаток.

Почему это абсурд? Ликбез для автовладельцев

Для тех, кто не до конца погружен в технические детали, объясню, почему эта ситуация – театр абсурда и показатель либо крайней некомпетентности оценщика (во что верится с трудом), либо его запредельной наглости, основанной на расчете, что клиент ничего не понимает.

Толщиномер (полное название – толщиномер лакокрасочного покрытия) – это прибор, который измеряет расстояние от своего датчика до металлического основания. Он работает по принципу либо электромагнитной индукции (для черных металлов, как сталь), либо вихревых токов (для цветных металлов, как алюминий). Ключевое слово здесь – "металлического".

-3

Прибор физически не может корректно работать на пластике, карбоне, дереве, стекле или любом другом диэлектрическом материале. Он покажет либо случайные, ничего не значащие цифры, либо ошибку.

Его истинное предназначение – выявлять вторичный окрас и, что гораздо важнее, наличие шпатлевки на несущих и навесных металлических деталях кузова (крылья, двери, капот, крыша, стойки). Если на железной детали прибор показывает, скажем, 500-1000 микрон вместо заводских 100-150, это говорит о том, что деталь была серьезно повреждена в ДТП, ее выправляли и наносили толстый слой шпатлевки для выравнивания.

Но бампер – это пластик. По своей сути это расходный материал, созданный для того, чтобы принимать на себя мелкие удары, царапаться и защищать более дорогие металлические детали. Он не гниет, не ржавеет. Косметический окрас бампера – это не ремонт после ДТП, а способ поддержания эстетичного вида автомобиля.

Пытаться измерить его толщиномером – это все равно что пытаться измерить давление в шинах с помощью рулетки. Абсолютно бессмысленное действие с заранее неверным результатом.

Вердикт: минус 100 000 рублей "за окрас"

Когда я максимально вежливо и тактично указал оценщику на то, что его прибор не предназначен для работы с пластиком и его показания не могут быть корректными, он просто сделал вид, что не услышал. Он молча занес свои "данные" в акт осмотра, сухо бросил "ожидайте" и удалился.

Через 15 минут тягостного ожидания нас пригласил тот самый улыбчивый менеджер и с сочувствующим видом объявил итоговую цену: 1 050 000 рублей. На наш резонный вопрос "Почему такая разница с онлайн-оценкой?" он, не моргнув глазом, открыл акт осмотра и ткнул пальцем в пункт: "Окрас заднего бампера. Выявлены следы ремонтных работ". И за этот "серьезнейший дефект", найденный на пластиковой детали, салон решил скинуть ровно 100 000 рублей.

Сто тысяч рублей за косметический подкрас пластикового бампера! Для понимания, рыночная цена качественной покраски одного такого элемента в хорошем стороннем сервисе – 10-15 тысяч рублей. Дилер же оценил этот "недостаток" в сумму, сопоставимую со стоимостью капитального ремонта двигателя. Аргументы с нашей стороны просто отскакивали от него, как горох от стены.

На все наши доводы о том, что это абсурд, менеджер лишь разводил руками и повторял заученную мантру: "Таковы правила компании. Программа так посчитала. У вас окрашенная деталь, это зафиксировано, цена снижена". Было очевидно, что это не ошибка, а целенаправленная, хорошо отработанная политика.

Они ищут любой, даже самый абсурдный и нелогичный повод, чтобы максимально сбить цену. Расчет простой: клиент уже приехал, потратил время, эмоционально настроился на сделку и, возможно, махнет рукой и согласится на грабительские условия, лишь бы закончить эпопею.

Как не дать себя обмануть

Конечно, мы развернулись и уехали. Отец был расстроен и разочарован, но я, наоборот, был рад, что мы не пошли на поводу у этих дельцов. В итоге через неделю мы спокойно продали машину частному лицу за 1 180 000 рублей, причем новый владелец был честно предупрежден о подкрашенном бампере и отнесся к этому абсолютно нормально, как к должному.

Какой из этого можно сделать вывод?

  1. Трейд-ин – это не благотворительность. Это жесткий бизнес, где дилер хочет купить вашу машину как можно дешевле, а потом продать ее как можно дороже. Ваша задача – не дать ему этого сделать. Это всегда противостояние, а не дружеская помощь.
  2. Готовьтесь к оценке. Перед поездкой к дилеру тщательно изучите рынок, посмотрите цены на аналогичные машины на популярных классифайдах. Знайте сильные и слабые стороны своего автомобиля. Получите предложения от нескольких салонов, чтобы иметь поле для маневра и аргументы для торга.
  3. Присутствуйте при осмотре и задавайте вопросы. Не отдавайте ключи со словами "смотрите сами". Ходите рядом с оценщиком, наблюдайте за его действиями. Ваше присутствие и демонстрация того, что вы разбираетесь в процессе, уже не позволит ему откровенно выдумывать несуществующие проблемы.
  4. Знайте элементарную матчасть. Как показала наша история, даже базовые знания о том, как работает тот или иной прибор, могут уберечь вас от наглого обмана. Посмотрите пару роликов на YouTube про проверку автомобиля перед покупкой – этого уже будет достаточно, чтобы не дать себя вводить в заблуждение.
  5. Не бойтесь торговаться и уходить. Ваш главный козырь – это возможность развернуться и уйти. Лучший ответ на наглую попытку сбить цену – это вежливый, но твердый отказ от сделки. Поверьте, дилер не единственный покупатель на вашу машину. Часто бывает, что после вашего ухода вам перезванивают с более адекватным предложением.

А вы сталкивались с подобными уловками при оценке вашего автомобиля? Какие самые абсурдные причины для торга вам называли в автосалонах? Поделитесь своим опытом в комментариях, давайте выведем этих "экспертов" на чистую воду и поможем друг другу не попадаться на их уловки.