Единственная дворянская усадьба в Городце достаточно скромного, но интеллигентного вида таит в себе воспоминания о 19 веке. Здесь собрана богатая экспозиция вещей-свидетелей того времени. Некоторые из них — неожиданно удивительные в своей продуманности.
Продолжу делиться впечатлениями от посещения этого замечательного музея. В зале «История костюма» зрителей встречают старинная женская одежда, головные уборы и промыслы — например, шитьё золотой нитью, которым издревле славится Нижегородская область.
Для Городца характерен комплекс одежды, называющийся также севернорусским. Он включал в себя рубаху, сарафан, нагрудную одежду (душегрейку, епанечку), кокошник для женщин, венец для девушек, кожаную или лыковую обувь.
Праздничная одежда была очень дорогой. Костюм с золотной вышивкой являлся гордостью семьи, его бережно хранили и передавали по наследству вместе с другими ценными частями одежды (головными уборами, украшениями) от матери к дочери как надёжный, никогда не обесценивающийся капитал.
Работа над каждой вышивкой требовала серьёзной подготовки. Нить клали плотно, стежок к стежку, узоры вышивали «по карте» — сначала вырезали из бересты формы для каждого декоративного элемента, а затем накладывали их на ткань и обшивали. Каждая вышивка имела свой сакральный смысл. Среди символов распространёнными были древо жизни, которое олицетворяло единство рода, его продолжение и благополучие, певчие птицы — символ верной любви и крепких семейных уз, виноград — образ плодородия и богатства.
Разнообразие головных уборов и украшений тоже со своими историями и традициями ношения. В коллекции музея представлены косынки, повойники (полотняные шапочки, полностью закрывающие волосы, которые носили замужние женщины), кокошники, платки-головки и другие предметы.
Среди них можно разглядеть украшение, подобное которому носили девушки ещё в 13 веке — накосник. Обязательная деталь праздничного костюма, украшенная золотой или серебряной вышивкой и жемчугом или бисером. Его крепили к концу косы, завершая традиционную русскую причёску.
В отдельной витрине рассказывается о технологии изготовления набивных тканей. Специальные доски-манеры с узорами окунали в краски, а затем прикладывали к материалу и били колотушками.
В 18 и 19 веках Городец был не только богатым торгово-промышленным селом, но и негласной столицей старообрядчества Нижегородской губернии. Старообрядцы оказали большое влияние на культурную жизнь Городца и его округи. Они отличались глубоким консерватизмом: соблюдали строгие нормы семейной жизни допетровской Руси, вели церковную службу по старому обряду, бережно хранили у себя в домах древние иконы и книги.
Экспозиция «Старопечатная и рукописная книга» рассказывает о книжной культуре в истории старообрядчества в Городце.
В зале кабинета-библиотеки привлекает внимание огромный книжный шкаф 19 века. На навершии изображены ветви лавра и дуба, два свитка и два гусиных пера, чернильница и раскрытая книга. На книге вырезана надпись: «Из библиотеки Овчинникова». Оказалось, шкаф принадлежал известному коллекционеру старопечатных и рукописных книг, городецкому купцу I гильдии, крупному судовладельцу и хлеботорговцу.
По заказу П.А. Овчинникова местный художник И.Г. Блинов переписал 25 старинных книг.
Но он не только переписывал книги, точно воспроизводя почерк оригинала (владел 40 способами древнего письма), но также украшал их иллюстрациями-миниатюрами и художественными заставками в характерной для Древней Руси манере. В 1909 году Блинов переехал работать в Москву, где в течение десяти лет по заказу музеев и частных лиц создал много замечательных рукописных книг. В эти же годы городецкий изограф сотрудничал с известными русскими художниками, в том числе, Васнецовым и Нестеровым, был знаком с Шаляпиным и Есениным. С 1920 по 1925 год работал директором Городецкого музея, а затем был его научным сотрудником. Умер Иван Гаврилович в Городце в 1944 году. Всего Блинов переписал более ста рукописных книг, многие из них украшают собрания столичных музеев и библиотек. Одна из известных работ (совместная с художником Стеллецким) хранится в Третьяковской галерее. Это «Слово о полку Игореве».
Существовала такая поговорка: «Петербург — голова, Москва — сердце России, а Нижний Новгород — её карман». Нижегородская ярмарка получила известность, как широкое торжище отечественного купечества, проводимое ежегодно в Нижнем Новгороде в разгар лета. В торгах участвовало до 15 тысяч купцов. Население этого торгового «города» составляло около 120 тысяч человек, в то время как в самом Нижнем проживало 50 тысяч населения. Торговали хлебом, рыбой, солью, чаем, жемчугом, фарфором, тканями, металлом, пушниной, кожей, вином и т.п. На ярмарку съезжались целыми семьями, с прислугой. Приезжали не только за покупками, но и для того, чтобы повеселиться, «потолкаться», поплясать на балах и вечерах, показать и свой товар — молоденьких дочек на выданье, поприсмотреть женихов из своей среды.
«Народу было всякого: приказчики и торговцы, мастеровые и полицмейстеры, певцы, балаганщики, артисты цирка, шулеры, цыгане, нищие...». Ярмарка торговала, гудела, звала и волновала... Члены мастерской «Параскева» обратились к теме провинциального купечества, истории Нижегородской ярмарки, её масштабам, бытовым сценам. Героями кукольной коллекции стали нижегородский меценат Бугров, купец Самсон Силыч и его Аграфена Кондратьевна, пароходчик, продавец скобяного товара, торговка яблоками, продавец игрушек, кузнец, горшечник и т.д.
Лубочные картинки, вышитые полотенца тоже были популярными товарами у покупателей ярмарки. Эта экспозиция временная, но думаю, в музее подобные тематические выставки проводят регулярно.
Целый отдельный зал занят изделиями со знаменитой городецкой росписью. Её не перепутать ни с какой другой. Яркие краски без золота, тонкая прорисовка, сюжетные картинки. Рассматривать такое можно подолгу. Разные жанровые сценки показаны с любовью к русским традициям.
Часто расписывали и просто цветами и изображениями животных.
Появился этот художественный вид промысла в Городце в середине 19 века. Сначала украшали прялки, вернее их съёмные части, называемые донцами. Когда прялкой не пользовались, донце вешали на стену как украшение. Вскоре яркими рисунками стали расписывать мебель, шкатулки, игрушки, сани.
Богатой коллекцией старинных бытовых предметов завершается обзор музея.
Про эволюцию утюгов я как-то рассказывала на примере выставки в Беларуси.
Здесь увидела уже знакомые модели. Утюг появился в жизни человека более двух тысяч лет назад. 3а это время он из обычного нагретого в огне булыжника превратился в электрический прибор со множеством функций.
Первыми на свет появились наплитные утюги: они целиком состояли из металла, нагревались на открытом огне, в печи или на плите и, конечно, имели много недостатков, одним из которых была железная ручка, которая накалялась во время работы.
Затем людям пришла в голову идея нагревать утюги изнутри, а не снаружи, засыпая в них угли. Утюги угольные стали главными конкурентами наплитных. Такой прибор был удобен прежде всего за счёт того, что он не требовал делать перерывы в работе. Наплитный утюг нужно было постоянно разогревать заново, иначе он вскоре остывал и становился бесполезным. Угольный было легче поддерживать в горячем состоянии. Но и стоили они значительно дороже. Их отдельно отливали, затем собирали корпус, крышку, замочек крышки и ручку.
Небольшие отверстия под крышкой нужны были для выхода нагретого воздуха. Нижние «глазки» необходимы, чтобы воздух поступал внутрь утюга, потому что без кислорода уголь быстро гас. С «глазками» связан главный недостаток такого утюга. Во время работы угольки могли раскрошиться, выпасть и прожечь или запачкать ткань. Со временем угольный утюг стал совершеннее: он обзавёлся трубой и специальными решётками. Трубы улучшали подачу воздуха и охраняли руки от ожогов, отводя таким образом лишнее тепло. Решётку же клали под угли утюга, чтобы они не касались его подошвы и не создавали на нём чересчур горячие точки.
На смену угольным изделиям пришли утюги со сменными нагревательными элементами. Пока одна вставка была в утюге, другая нагревалась на печи или плите.
Здесь же собраны различные весы, ретро-аудиотехника. Даже не верится, что некоторые из представленных раритетов ещё сравнительно недавно были в нашем обиходе.
Напоследок хочу показать удивительный экспонат из раздела о портретах. Это — фотография, сделанная до революции. На ней изображено больше тысячи человек! Вот такой ещё один носитель исторической памяти есть в музее.