Арбитражный суд Татарстана признал ООО «Волгадорстрой» банкротом и открыл в отношении него конкурсное производство на шесть месяцев. Это означает, что конкурсный управляющий Ильдар Габбасов займется формированием конкурсной массы и подготовкой активов компании к продаже, чтобы рассчитаться с кредиторами.
Совокупный размер требований уже превышает 12 млрд рублей. В реестр на момент открытия конкурсного производства включены 829 млн рублей.
Руководством «Волгадорстроя» не предприняты «какие-либо меры по погашению образовавшейся задолженности», а также «по выходу предприятия из состояния кризиса и введения других реабилитационных процедур», говорится в решении судьи Альберта Насырова.
Напомним, в Казани зарегистрированы два одноименных юридических лица — ООО «Волгадорстрой». Оба в настоящий момент принадлежат бизнесмену Айрату Миннуллину.
Миллиардные контракты и уголовное дело из-за трассы М-12
«Волгадорстрой», признанный банкротом, был создан в 2008 году. Генеральным директором компании являлся Игорь Гранфельд. За годы работы фирма получила ряд крупнейших строительных заказов как в Татарстане, так и за его пределами.
Фото: tatarstan.ru
В числе проектов — реконструкция дороги М-7 «Волга», строительство транспортных объектов Большого казанского кольца, участие в подготовке Казани к Универсиаде-2013, а также дорожные работы в Иннополисе. В 2021 году компания выступала подрядчиком федерального «Автодора» при строительстве платной трассы М-12.
По данным СБИС, крупнейшими заказчиками «Волгадорстроя» были ГКУ «Главтатдортранс» (160 контрактов на сумму 17 млрд рублей) и федеральный «Волго-Вятскуправтодор» (20 контрактов на 15 млрд рублей). В 2024–2025 годах компания получала заказы от властей Башкирии, Кировской области и Якутии.
Выручка компании от основной деятельности в 2024 году достигла 25,4 млрд рублей, общий доход — 34,9 млрд. Год был завершен с убытком 3,6 млрд рублей, тогда как ранее «Волгадорстрой» показывал прибыль (в 2023 году — более 2,2 млрд рублей).
С заявлением о банкротстве в Арбитражный суд Татарстана обратилось ООО «БЛС Инжиниринг», работавшее на трассе М-12 по субподрядному договору. Компания получила аванс 1,2 млрд рублей, однако «Волгадорстрой» отказался принимать выполненные работы. Стороны подали взаимные иски. Позднее против директора «БЛС Инжиниринг» Сергея Салихова возбудили уголовное дело, а сам субподрядчик был признан банкротом по иску Татсоцбанка.
Фото: KazanFirst
«В настоящее время происходит вывод имущества из конкурсной массы»
Первоначальные претензии «БЛС Инжиниринг» к «Волгадорстрою» составляли 78 млн рублей, но затем свои требования предъявили еще несколько десятков кредиторов. В результате в конце апреля на предприятии была введена процедура наблюдения.
Временный управляющий Ильдар Габбасов и сам должник настаивали на продлении процедуры наблюдения. Представитель «Волгадорстроя» Сухроббек Басыров отметил, что компания в настоящее время исполняет госконтракт стоимостью более 2 млрд рублей. Кроме того, собственник фирмы Айрат Миннуллин ведет переговоры о продаже доли в уставном капитале ООО.
Однако кредиторы, в их числе Татсоцбанк, банк «Тимер» и Сергей Салихов, заявили, что «невозможно восстановить платежеспособность должника». Они считают, что «в настоящее время происходит вывод имущества из конкурсной массы, а дальнейшее продление повлечет только излишнее увеличение расходов на процедуру банкротства». Эту же позицию поддержал представитель «Ак барс» Банка.
Фото: tatarstan.ru
Согласно бухгалтерскому балансу на начало 2025 года, активы «Волгадорстроя» оценивались примерно в 24,6 млрд рублей. Однако, по данным финансового анализа, реального имущества недостаточно, чтобы покрыть все долги компании.
Банки-кредиторы, чьи требования превышают 4 млрд рублей, подтвердили, что велись переговоры с должником. Но, по их словам, «Волгадорстрой» так и не представил внятного плана выхода из кризиса. При этом суд отметил, что введение конкурсного производства не мешает компании продолжать исполнение госконтрактов (есть материально-техническая база, недвижимость, техника и квалифицированный персонал).
Арбитражный управляющий должен представить в суд отчет о ходе конкурсного производства «Волгадорстроя» на заседании в марте 2026 года.
«На всех кредиторов денег вряд ли хватит»
Как сообщал KazanFirst, летом Татсоцбанк подал иски о банкротстве других структур, связанных с Айратом Миннуллиным. Под удар попали второе ООО «Волгадорстрой», строившее транспортный комплекс «Восточный», и сам автовокзал. Сумма претензий в каждом случае составила около 600 млн рублей. В июле по иску ООО «АСТ» (12 млн рублей) введено наблюдение в компании «Мосты и водоотводные сооружения».
Кроме того, Арбитражный суд Татарстана начал процедуру банкротства самого Айрата Миннуллина. Татсоцбанк, чьи требования превысили 1,8 млрд рублей, настаивал на распродаже его активов, однако суд ограничился введением в начале сентября реструктуризации долгов сроком на три месяца. На заседании суда отмечалось, что задолженность Миннуллина образовалась из поручительств по кредитам старшего ООО «Волгадорстрой», большинство из которых были открыты в конце 2024 года.
Айрат Миннуллин (справа). Фото: tatarstan.ru
Позднее к иску присоединился «Ак Барс» Банк с требованиями свыше 2,6 млрд рублей. Также сообщалось, что у Миннуллина остаются обязательства перед Банком Казани на 150 млн рублей и ВТБ — на 1 млрд рублей. Суд арестовал личные активы бизнесмена — автомобиль Aston Martin, теплоход, земельные участки и технику.
— Строго формально, в рамках конкурсного производства хозяйственная деятельность прекращается. Однако в некоторых случаях, если предприятие выполняет важные функции или имеет возможность заработать прибыль, деятельность может осуществляться, — объяснил KazanFirst партнер «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин.
Однако «вероятность восстановления платежеспособности скорее минимальна, если только не найдется внешнее финансирование», считает эксперт.
По словам Клеточкина, «далее активы будут инвентаризироваться и распродаваться».
— По балансовой стоимости активов в 25 млрд рублей оптимистичным сценарием будет продажа всего за 5-7 млрд. Соответственно, на всех кредиторов денег вряд ли хватит, — предположил собеседник KazanFirst.