Во время пандемии COVID-19 рефконтейнеры сыграли важную роль в борьбе с вирусом. Коронавирус распространялся быстро, а проверенных вакцин от болезни поначалу было крайне мало.
Для предотвращения распространения очагов заражения, многие страны стали заключать контракты на распространение вакцин по всему миру.
И тут на помощь пришли рефконтейнеры – универсальные тары для перевозки, способные генерировать низкие температуры для сохранности препаратов.
Как доставляли вакцины?
Первой вакциной получившей массовое международное применение считается Pfizer/BioNTech, созданная при сотрудничестве немецкой компании BioNTech и американской Pfizer. Сначала препарат применялся в Великобритании, чуть позже – в США и ЕС.
Вакцина Pfizer/BioNTech для хранения требовала температурный режим от –80 °C до –60 °C. Другие вакцины, такие как AstraZeneca, «Спутник V» и Sinovac, требовали менее строгого температурного режима от +2 до +8°C.
Для хранения вакцин использовали различное холодильное оборудование, поддерживающее нужную температуру.
Говоря о транспортировке грузов с определенными температурными режимами, используют понятие «холодовая цепь» (иногда ее называют холодовой цепью поставок).
Она выглядит следующим образом:
Для доставки вакцин из-за границы выбирали мультимодальные перевозки. Это связано с тем, что лекарства часто нужно было отправлять на другие континенты.
Перевозчики делали ставку на морскую и автодоставки: именно при них можно было в кратчайшие сроки доставлять вакцины в больших объемах. Сначала по суше до порта, затем по морю, а потом на машинах до лечебных центров.
Авиадоставка была критически важной, особенно на первых этапах. Но не использовалась массово из-за особенностей использования сухого льда* на борту.
*Сухой лёд – вещество, твёрдая форма диоксида углерода (CO₂), способная охлаждать груз. Такой лед не тает, а сразу превращается в газ, что удобно при перевозках.
Так как сухой лёд выделяет CO₂ при сублимации, его перевозка в авиации регулируется: устанавливаются лимиты по массе на одно грузовое место и на общий объём в самолёте (обычно 2,5–200 кг на упаковку, в зависимости от авиакомпании и типа самолёта). Все грузовые места, содержащие сухой лед, должны иметь соответствующую маркировку («dry ice» или «solid carbon dioxide») и класс опасности 9 (опасные грузы).
Авиакомпании и логистические компании во время ковида адаптировали правила: увеличили допустимые лимиты на сухой лёд, разработали спецконтейнеры. Но перевозить вакцины в больших объемах на самолетах было трудно.
Почему именно рефконтейнер?
Одна из крупнейших морских линий Maersk в статье подчеркивает, что Всемирная Организация Здравоохранения высказывала большие опасения по потере количества вакцин из-за технических сбоев морозильного оборудования.
Решением стал именно рефконтейнер – в случае отключения электричества, он поддерживает заданную температуру до нескольких дней. А также может работать от топлива через навесной дизель-генератор.
За счет большой вместительности контейнер позволял загружать до 30 тонн вакцин. И обеспечивал их сохранность благодаря стабильному поддержанию температурного режима.
Рефконтейнер имел еще одно преимущество: груз не нужно было перегружать в холодильные склады на транспортировочных узлах. Вакцины можно было хранить прямо в контейнере без выгрузки в другое холодильное оборудование.
Как перевозили вакцины в рефконтейнерах
Для перевозки первых вакцин использовались рефконтейнеры типа ULT (Ultra Low Temperature), способные перевозить грузы при температуре около -70 °C. Например, один из таких контейнеров, представленных в нашем каталоге, является ThermoKing SuperFreezer.
Каждый из таких контейнеров был оснащен оснащён GPS-трекерами и датчиками температуры и света для контроля условий перевозки.
Вакцины раскладывали по коробкам, коробки – по паллетам и ставились в термобоксы с сухим льдом, изотермическими вкладышами или охлаждающими элементами. Такие меры создавали «двойную защиту» для препаратов.
Контейнер заранее охлаждали до нужной температуры хранения вакцины. По достижению нужного диапазона температур, термобоксы расставлялись внутри контейнера.
После загрузки двери пломбировались, фиксировались показания регистраторов. При смене транспорта данные с регистраторов проверялись, чтобы убедиться в непрерывности «холодовой цепи».
Во время транспортировки рефконтейнеры работали от встроенных дизель-генераторов, а в портах, аэропортах и на складах подключались к электросети.
В итоге рефконтейнеры стали одним из звеньев глобальной системы поставок вакцин. Они позволили перевозить препараты в больших объёмах и поддерживать стабильные условия хранения, что помогло ускорить вакцинацию по всему миру.