Во всем что связано с работой, я стараюсь избирательно подходить к задачам - из каждой новой работы хочется получить интересный опыт, а не просто поставить галочку о выполнении. Так получилось и с часами - с самого начала я старался не работать с одинаковыми механизмами и делал все, чтобы процесс не превратился в рутину. В каждом новом механизме интересно разобраться, понять как его проектировали и почему выбрали конкретные технологические решения. Например, конструктив карманных часов 19 века будет очень сильно отличаться от часов начала 20в., а механизмы спроектированные в СССР ощутимо отличаются от современных, причём, можно заметить, что механизм выпущенный раньше, сделан лучше и качественнее, поскольку поздние доработки тогда были нацелены лишь на экономию средств и часто реализовывались в ущерб качеству. Вникая, в такие нюансы можно проследить увлекательную историю производства каждого из механизмов.
Часы сделанные на рубеже 19-20веков представляют особый интерес. В этот период массовое производство во всем мире было в начале развития. Прошло всего 220 лет с тех пор когда Христиан Гюйгенс запатентовал первые карманные часы (1675г). Конечно, и до этого многие изобретатели создавали устройства времени которые можно было носить с собой, но Христиан Гюйгенс первым предложил механизм достаточно простой для копирования и массового изготовления. С этого момента можно отчетливо проследить историю перехода от ручного изготовления к станочной и конвейерной оптимизации производства часов во всем мире и эта тема определенно заслуживает отдельного рассказа. Что же касается дня сегодняшнего, то мое желание работать с часами позапрошлого века плохо увязывалось с современными запросами клиентов. Согласитесь, не так уж много желающих сегодня ходить с карманными часами. Но что если отреставрировать старые карманные часы и переделать их для ношения на руке? Такое решение эффектно подчеркнет оригинальность владельца и в то же время вдохнет новую жизнь в старую реликвию!
We wish you happy marriage!
Казалось бы, при чем здесь свадьба? Прежде чем мы перейдем к техническим деталям, я хочу ближе познакомить Вас с двумя терминами, которые поначалу могут сбить с толку. Это Марьяж и Оммаж (Marriage, Hommage), что они означают, в чем же разница между ними и при чем здесь часы?
Корни этих понятий отправляют нас в европейское средневековье, период становления наиболее влиятельных родов в Саксонии и Галии (совр. Франции и Британии). Ключевое значение в авторитете и власти имела (и кстати, имеет до сих пор) принадлежность к той определенной семье. В связи с чем, широко практиковались (и кстати, практикуются до сих пор) стратегические женитьбы и присяга на службу. Например, родилась в семье дочь, наследника нет, что делать? Можно предпринять еще попытку родить сына и продолжить свой род но времена были опасные, а успешные роды это целое событие. Либо, можно объединиться с более влиятельным родом, договорившись о выдаче дочки замуж за их наследника, объединив таким образом две семьи и пристроив дочь на хорошие условия. В обиходе такую модель выбора так и называли - женитьба, объединение, или Marriage.
А как быть если нет детей, или дочь совсем не красавица ? - оставался вариант присягнуть на верность другой семье, а именно принести Оммаж и стать хоть и ограниченным в праве наследования, но все таки, формальным родственником. такая модель решения получила в обиходе название Hommage.
Так вот, женитьба = Marriage = Марьяж, очевидно по смыслу - объединение двух разных родов (кстати, Marriage так и переводится - Объединение, в отличие от Wedding - свадьба, бракосочетание) . Многие мастера переняли этот термин и используют его для обозначения результата объединения двух разных работ/узлов/деталей. Например, механизм одной мануфактуры при помощи технических доработок поместили в корпус часов другой мануфактуры - получился котлета марьяж!
Hommage - присяга или вассалитет (на французский манер, первая буква "H" не произносится, получается Оммаж). Как мы видим корень этого слова - Home и это не Дом, как вы могли подумать, а Род, передающийся по мужской линии (home - род, родина, родной дом). Этот термин также нашёл применение у мастеров, когда речь шла о восстановлении утраченной целостности часов, механизма, или иного предмета. Используя/изготавливая копии оригинальных или схожих деталей механизма/корпуса/оформления, мастер возвращает предмету первозданный оригинальный вид. К примеру, есть у вас старая карманная Омега, но корпус часов сильно повреждён или утрачен. Найдем оригинальный корпус от других часов Omega, либо изготовим его в точном соответствии с оригиналом, это и будет Оммаж к часам Омега, поскольку именно их оригинальное состояние будет воссоздано.
Оба термина настолько часто и тесно вплелись в обиход горожан средневековой Европы, что их продолжают применять практически во всех сферах деятельности. Встретить их можно и в современной технической литературе. Такой вот свадебный переполох...
Когда уже будет про ремонт ?
Не могу сказать что меня сразу тянуло к работе с марьяжами, наоборот, я скорее скептически смотрел на это как на подмену понятий: Недорогое "старьё" завернуто в красивый фантик. Разве можно выставлять напоказ, называть творческой и брать втридорога за работу по обточке корпуса наручных часов, где нужно, всего-то, выдержать пару наружных и пару внутренних диаметров, а остальное так и вовсе "на глазок".
Как ни странно, моё мнение оказалось в корне неверным.
Размеры.
Действительно, по сравнению с какой-нибудь турбинной лопаткой определяющих размеров здесь не так уж и много, но вот точность этих размеров играет решающую роль. Эти размеры необходимо правильно измерить. Прикинуть штангенциркулем и округлить до 0.5мм не получится, даже округление до 0.1мм не допустимо, т.к. для безупречной работы часового механизма нужно чтобы посадочные размеры обеспечивали отсутствие даже минимальных люфтов и максимально плотную стыковку деталей без их деформации. Обычно это допуски от 0.05 до 0.01мм и для того чтобы их правильно измерить нужно использовать высокоточные и хорошо откалиброванные микрометрические приборы, которые есть далеко не у каждого. К примеру, штангенциркуль японского или немецкого производства, позволяющий работать с такими допусками, стоит более 15тыс. рублей. Иногда можно использовать советский измерительный инструмент (он тоже не дешевый, но более доступный), но необходимо его полноценно поверить и откалибровать, что не всегда удается.
Помимо штангенциркуля и микрометра, для переноса размеров нам понадобится еще глубиномер, угломер, индикаторы часового типа и много чего еще... на составление рабочего эскиза запросто может уйти целый рабочий день. Для соединения заготовки корпуса с типичным карманным механизмом, как правило, нужно выдержать от 3 до 6 несущих диаметров и расстояний между ними. И это мы ещё не касаемся сложных механизмов - хронографов, репетиров, вечных календарей и пр., где несущих размеров кратно больше.
Хорошо, размеры мы сняли и перенесли их на эскиз. Теперь нам предстоит эти размеры реализовать в заготовке корпуса. Для того чтобы лучше осознать эту задачу, Вы можете подойти к любому знакомому токарю фрезеровщику и спросить его, как быстро он сделает Вам деталь с посадочными допусками не более 0.02мм и внимательно выслушайте, что он Вам ответит. Обычный токарный станок, на подобие тех с которыми некоторым довелось пообщаться в школе или техническом колледже, часто не позволяет добиться точности даже в 0.1мм. То есть, измерив проточенную на таком станке заготовку, Вы обнаружите, что размер гуляет на несколько соток. А ещё, если Вы снимете со станка проточенную заготовку чтобы примерить к ней механизм, то обратно поставить заготовку в станок не нарушив центровку будет очень тяжело. С большой вероятностью заготовка просто отправится в брак и Вам придется начать все сначала.
Чтобы не столкнуться с подобной оказией, придется обзавестись станком с высокой точностью и жёсткостью. Это может быть как европейское оборудование 20века, так и современное Китайское, либо снова советские станки, которые получилось отшабрить и качественно поверить. Все это тоже не так просто приобрести и подготовить для точных работ. Кроме того, нужно также позаботиться и о качественной заточке твердосплавного режущего инструмента. На коленках заправить резец для точных работ просто не получится.
Пройдя все описанные выше этапы и наконец оставшись довольным измеренными параметрами проточенной заготовки, уверяю, Вы уже точно не будете считать подгонку часового корпуса простым и недорогим процессом. Но это только начало, потому что после подгонки корпуса к механизму, нужно также разметить и реализовать в новом корпусе отверстия для заводного вала, кнопки перевода стрелок и решить вопрос ориентирования механизма в корпусе потому что на карманных часах обычно заводной вал находится в позиции 12 часов, а в наручных в позиции 3 часа. Ах да, конечно же придется изготовить новый заводной вал (ведь диаметр нового корпуса будет отличаться от оригинального карманного. Вал нужно будет выточить с нуля из стального прутка, выдержать все его размеры и сделать термообработку. Заводную головку скорее всего тоже придется изготовить или хотя-бы купить, поскольку состояние оригинальных заводных головок на часах которым около 100лет, обычно очень плачевное. Можно правда использовать для этих целей китайские ремонтные заготовки валов, но такой подход это все равно, что при ремонте Rolls-Royce установить на него китайские пластиковые фары или другие подобные компоненты. Вряд ли владелец авто одобрит такой ремонт.
Однако, мы всё еще далеки от завершения начатой работы, ведь предстоит еще выполнить ремонт и смазку часового механизма, добиться его идеальной работы. В процессе переборки неожиданно выяснится, что некоторые рубиновые опоры треснули (до применения в часах искусственно выращенных технических рубинов, использовали натуральные камни обточенные до необходимых размеров. у натурального камня менее однородная структура и микродефекты, которые часто приводят к появлению трещин и сколов), на кончиках осей колес часового механизма (цапф) в микроскоп вы увидите сильную выработку, а то и вовсе обломанные цапфы и все это придется восстанавливать изготавливая некоторые детали с нуля, т.к. найти на такие механизмы подходящую замену в продаже практически невозможно.
Вот теперь, когда я уже достаточно утомил Вас описанием металлообработки для "простого" марьяжа, пришло время показать этапы работы над моим первым марьяжом не сомневаясь в том, что уровень этой работы будет адекватно и объективно оценен.
продолжение следует...