Столетие истории маркетинга наручных часов: реклама, которую интересно и нужно вспомнить
Случайно заметив, что каждая из предыдущих статей рубрики «Часовые истории» включала в себя рекламу часов разных годов, я понял - реклама прошлых лет отлично передает атмосферу и эстетику того времени, в которое она выходила.
Более того, рассматривая ее в хронологическом порядке - можно увидеть развитие технических характеристик и стилистики часов в разное время.
Маркетологов учат - «Не продавай товар - продавай образ жизни!». Часовые рекламщики в этом отлично преуспели; кто начал это - доподлинно неизвестно, но вывел на новый уровень - естественно - Ганс Вильсдорф :)
Предлагаю Вашему вниманию подборку интересных реклам наручных часов за прошедшее столетие.
1923 год. «Человек - только с часами».
Ярчайшим представителем мировой культуры в 20х годах прошлого столетия являлся советский авангард. Владимир Маяковский и художник Александр Родченко выдавали много шедевров, работая над рекламными плакатами по заказу - и один из них посвящен часам Мозер.
«Человек - только с часами.
Часы только Мозера
Мозер только у ГУМа.
Самый деловой, аккуратный самый,
В ГУМе обзаведись
Мозеровскими часами»
1927 год. «Rolex Oyster». Гениальная инсценировка.
В 1927 году английская пловчиха Мерседес Гляйтце действительно переплыла Ла-Манш. Ганс Вильсдорф, основатель Rolex, узнал об этом достижении и решил использовать его для рекламы своих водонепроницаемых часов Oyster. Однако, поскольку сенсационный момент был упущен, Вильсдорф организовал новое, тщательно подготовленное событие.
24 ноября 1927 года Гляйтце совершила десятичасовой заплыв в бассейне Темзы. Часы Rolex Oyster, закрепленные на ее шее, продолжали идеально работать после изнурительного испытания. На следующий день первая полоса Daily Mail прославляла уже не столько заплыв, сколько невероятную надежность часов. Вильсдорф получил оглушающий успех, а часовой маркетинг вышел на новое измерение.
Часы стали маркером человеческих достижений.
1949 год. «Patek Philippe. Ваш правнук может носить эти часы».
Эта реклама середины 20го века, рекламирующая часы Patek Philippe в качестве реликвии, которой будут наслаждаться 4 поколения Вашей семьи - вплоть до правнука. Реклама послевоенного времени часто делала привязку на уважение к семье и традициям.
А предложение в конце «Что может быть лучшей инвестицией?» прозорливо говорит о том, как стоимость часов Patek Philippe будет расти в будущем.
1966 год. Восхождение на Маттерхорн, соблазнение женщин - Rolex продолжает «игру достижений».
В этих рекламных постерах преподносятся два совершенно разных, но очень привлекательных для потенциальных клиентов посыла. Изображены только руки - одна из них с Explorer держится за камень, а вторая с Submariner держит бокал с мартини.
«Мы создали Explorer, потому что на вершине Маттерхорн нет ни одной часовой мастерской»
Первый такой посыл - часы Ролекс производит по-настоящему надежные часы, которые не подведут в любой ситуации.
И второй постер - «Мы создали Submariner для работы на морской глубине 660 футов. Они отлично работают на любом уровне»
Второй посыл (помимо надежности) - Rolex привлекают дам) На фото женская рука гладит часы на запястье, а нижняя строка гласит - «Когда у мужчины в руках мир - вы ожидаете увидеть Rolex на его запястье».
1967 год. «Omega - космические захватчики»
Хотя часы Speedmaster попали на луну только в 1969 году, Omega начали свою рекламную компанию как «космического» бренда уже с 1966 года, сотрудничая с Nasa и выпуская рекламные материалы с астронавтами. Новая реклама выходила постоянно, и как мы видим - это сотрудничество продолжается и по сей день.
1970 год. «Seiko. The All-Man Man’s Watch»
Тему соблазнения женщин в своей рекламе подхватила и японцы из Seiko. По их мнению, хронограф с оранжевым циферблатом был максимально маскулинными часами)
1977, 1981 годы. Patek Philippe - мы делаем дорогие часы.
«Одни из самых дорогих часов в мире сделаны из стали» - гласит реклама Patek Philippe 1977 года. В этой рекламе они показывают свое превосходство, как и всегда: люди готовы отдавать космические деньги за их новую модель, которая сделана даже не из драгметаллов (а стоила она тогда 3100 долларов).
«Второй в жизни Patek Philippe». Негабаритное изображение Наутилуса в желтом золоте и бриллиантах поверх норковой шубы, рядом стоит красная Феррари - на этом постере показана и роскошь, и драма. Как можно больше роскоши!
После стального наутилуса - второй Патек конечно должен быть таким).
1980е. «Точность - черта настоящего мужчины».
В середине 80х в СССР была своя атмосфера, в том числе и в рекламе наручных часов. На этюде в розовых тонах изображен счастливый мужчина в костюме-тройке. «Точность - обязательная черта настоящего мужчины и мужских кварцевых часов «Чайка», гласит рекламный плакат. Как и во всем мире, в 80е в СССР была волна популярности кварцевых часов, однако цена на постере внушительная - от 48 до 52 рублей. Чтоб почувствовать себя настоящим мужчиной, требовалось вывалить треть средней зарплаты)
1989 год. «С 1735 года не было кварцевых часов Blancpain. И не будет НИКОГДА».
Глава компании тех лет Жан-Клод Бивер был невозмутим перед прогнозами об отсутствии перспектив для механических часов - и смог сохранить бренд Blancpain в статусе «хранителя традиций». Акцент в рекламе делался на исключительность, статусность и сложные механические калибры. Рекламная кампания и четкое позиционирование позволила продать бренд и производство Blancpain в Swatch Group за внушительную сумму в 1992 году, обеспечив ренессанс часового искусства в 90х годах.
1996 год. «На самом деле Вы не владеете часами Patek Philippe. Вы сохраняете их для будущих поколений.»
Закончим нашу подборку двумя постерами из рекламной кампании Patek Philippe «Поколения». На фотографиях были представлены изображения отцов и сыновей или матерей и дочерей с легендарным слоганом: «На самом деле Вы не владеете часами Patek Philippe. Вы сохраняете их для будущих поколений».
К слову, эта рекламная кампания продолжается и по сей день, подчеркивая эмоциональный аспект покупки - возможностью передачи часов своим детям как память и инвестицию.
Сто лет часовой рекламы — это зеркало, в котором отразились человеческие мечты: о пунктуальности, о покорении стихий, космоса и, наконец, о вечности, воплощенной в семейных ценностях. Рассматривая эти плакаты, мы видим не только эволюцию дизайна, но и историю того, каким человек хотел бы себя видеть. И часы на его запястье всегда были значимой деталью этого образа.