Найти в Дзене
Отовсюду понемногу

немного о вуду

Вуду – общее условное наименование синкретических культов, распространённых в странах Западной Африки, Карибского бассейна, а также в США среди значительной части афроамериканцев. Слово «вуду» происходит от языка фон (на котором говорят в Бенине) и означает «дух» или «бог». Изначально гаитянское вуду практиковалось племенами, которые поклонялись духам предков и верили, что в их последователей вселяются бессмертные духи. В XVII веке эти практики были запрещены рабовладельцами, из-за чего рабам приходилось практиковать вуду втайне. Рабовладельцы угрожали крестить рабов, если те не перестанут поклоняться вуду. Из-за этих угроз рабы исповедовали вуду втайне, при этом перенимая католические традиции. Они включали в свои обряды гимны и молитвы, которые до сих пор используются в современном вуду. Вуду стало называться «вуду» после того, как его завезли в Новый Орлеан Французский квартал. В Новом Орлеане некоторые аспекты вуду изменились, в том числе использование амулетов для защиты, исцелени

Вуду – общее условное наименование синкретических культов, распространённых в странах Западной Африки, Карибского бассейна, а также в США среди значительной части афроамериканцев.

Слово «вуду» происходит от языка фон (на котором говорят в Бенине) и означает «дух» или «бог». Изначально гаитянское вуду практиковалось племенами, которые поклонялись духам предков и верили, что в их последователей вселяются бессмертные духи. В XVII веке эти практики были запрещены рабовладельцами, из-за чего рабам приходилось практиковать вуду втайне. Рабовладельцы угрожали крестить рабов, если те не перестанут поклоняться вуду. Из-за этих угроз рабы исповедовали вуду втайне, при этом перенимая католические традиции. Они включали в свои обряды гимны и молитвы, которые до сих пор используются в современном вуду.

Гравюра, изображающая обряд вуду на Гаити. (Фото Николя Жалло  Gamma-Rapho  Getty Images)
Гравюра, изображающая обряд вуду на Гаити. (Фото Николя Жалло Gamma-Rapho Getty Images)
Вид ритуального святилища в гаитянской традиции вуду, украшенного крестами. (Фото Эрл Лиф  Michael Ochs ArchivesGetty Images)
Вид ритуального святилища в гаитянской традиции вуду, украшенного крестами. (Фото Эрл Лиф Michael Ochs ArchivesGetty Images)

Вуду стало называться «вуду» после того, как его завезли в Новый Орлеан Французский квартал. В Новом Орлеане некоторые аспекты вуду изменились, в том числе использование амулетов для защиты, исцеления и причинения вреда другим людям. Ключевой фигурой в популяризации вуду была Мари Лаво. Лаво жила в Новом Орлеане в первые годы существования вуду и стала важной фигурой в сообществе. Она изучала и расширяла свои познания в области вуду под руководством доктора Джона Байю, известного колдуна. Благодаря популярности Лаво в то время она могла общаться с членами своей общины, давая им советы и рекомендации. Говорили, что она обладала целительной силой и помогала бедным. Из-за популярности Лаво её дом стал одной из главных достопримечательностей Нового Орлеана.

Двумя наиболее распространёнными представлениями являются создание зомби и использование кукол вуду. В гаитянском фольклорезомби – это оживший труп, поднятый с помощью магии, например колдовства. Это понятие обычно ассоциируется с религией вуду, но оно не играет никакой роли в официальных практиках этой веры. Кинорежиссёр Джордж А. Ромеро, оказавший влияние на развитие жанра фильмов о зомби, изначально считал, что «зомби» – это восставшие из мёртвых рабы гаитянского вуду, как показано в «Белом зомби». Термин «кукла вуду» обычно обозначает чучело, в которое втыкают булавки. Подобные практики в различных формах встречаются в магических традициях многих культур по всему миру. Хотя использование термина вуду подразумевает, что эта практика связана с гаитянским вуду или луизианским вуду, кукла вуду не играет важной роли ни в одном из них. Связь между этой магической практикой и вуду была установлена благодаря представлению о последнем в западной массовой культуре в первой половине XX века. Таким образом, миф о том, что эта магическая практика тесно связана с вуду и водью, стал частью более широкого негативного представления о чернокожих и афрокарибских религиозных практиках в Соединённых Штатах.

К началу XXI века образ куклы вуду стал особенно распространённым. Она стала новинкой, доступной для покупки: примеры представлены в торговых автоматах в британских торговых центрах, а статья "Как сделать куклу Вуду" включена в wikiHow.

Вуду представляет собой конгломерат из всевозможных анимистических культов, который включает в себя традиционные верования африканской диаспоры в Новом свете, как, например, гаитянская вуду, кандомбле в Бразилии, винти в Суринаме, луизианская (новоорлеанская) вуду и сантерия на Кубе и в Доминиканской республике. Все эти направления имеют синкретическую природу, соединяя с народным католицизмом африканские традиционные религии, зародившиеся в среде народа конго на территории современных Республики Конго, Демократической республики Конго и Анголы.

Корни вуду, а по мнению некоторых исследователей, само вуду зародилось в Африке не позже XVII века на основе традиционных верований народов фон, гбе, эве. Родиной вуду называют Бенин. Пантеон включает в себя верховного бога Маву, его сына Легба и духов-посредников. Позитивную роль в вуду играют змеи-питоны. Вудуистским считается Храм Питонов в городе Уида. Также «вудуистский праздник Зангбето» и поныне отмечается в деревнях Того и Бенина, который подразумевает сопровождаемые танцами и посыпанием кукурузной муки вокруг соломенных чучел.

В процессе ритуала доволоко дух-лоа овладевает человеком, который пьёт кровь жертвенного животного (обезглавленной курицы) и исступленно танцует под звуки барабана. Во время ритуала коку пляшущие танцоры общаются с добрым духом Ганбада, обсыпая себя мелом или мукой.

Верховный жрец Бенина также практикует вуду. С 1991 по 2017 им был Сосу Гедехунге.

Луизианская вуду (англ. Louisiana Voodoo, New Orleans Voodoo; фр. Vaudou louisianais) – религиозные практики, происхождение которых связано с афроамериканской диаспорой штата Луизиана. В отличие от вуду острова Гаити, вуду Луизианы более открыта, склонна к синкретизму и характеризуется активными заимствованиями из западной культуры, в особенности, из католицизма. В Луизианской вуду большую роль играют параллели между христианскими святыми и лоа, во время вудуистских практик используют католические молитвы.

Гаитянская вуду (гаит. креол. Vodou Ayisyen, фр. Vaudou haïtien) – наиболее ортодоксальная разновидность вуду. Сформировалась в среде западноафриканских рабов на Гаити в результате смешения народных верований и элементов католицизма. Главной основой для формирования вуду стали религии народов фон и эве. В 1804 году вуду стало официальной религией ставшего независимым Гаити.

Последователи вуду, также известные как водуизанты, поклоняются пантеону духов, известных как лва, которые выступают посредниками между людьми и верховным Богом или создателем, известным как Бондье (что означает «добрый Бог»). Как и христианство, вуду является монотеистической религией. Некоторые важные символы и ритуалы вуду напрямую связаны с христианскими практиками, включая крещение, молитву «Отче наш», использование свечей и креста. Лва вуду тесно связаны с католическими святыми.

Пантеон гаитянской вуду включает два основных типа божеств:

Бонди (гаит. креол. Bondye) – высшее божество религии вуду, всемогущий Бог, сопоставимый с христианским Господом. Тем не менее, в отличие от христианства, в вуду существует концепция, согласно которой Бонди отстранился от всего происходящего в этом мире и не вмешивается в дела людей. Имя Бонди происходит от фр. bon Dieu, что означает «добрый Бог»;

Лоа (гаит. креол. Loa) – божественные духи более низкого порядка, с которыми в силу отстранённости Бонди от мирских дел и имеют дело последователи вуду. Именно с обращением к лоа связаны молитвы и ритуалы, проводимые последователями вуду.

Основные божества религии вуду.

Агве (также пишется как Гуэ, Агуэ или Агиве) – лоа в религии вуду, божественный дух воды, моря; покровитель моряков и рыбаков. Является одним из поклонников «богини любви», лоа Эрзули.

Цвета Агве – голубой, белый и цвет морской волны. Его веве – лодка под парусами. Его символы – весло, морские раковины, морская звезда. В ходе ритуала вуду для вызова Агве используется морская раковина, а сам ритуал по обыкновению происходит вблизи воды.

Ему отдают честь или подают сигнал, дуя в морскую раковину и/или производя залпы из ружей. Когда он вселяется в преданного, то часто передвигается по храму на стуле (своей лодке) с тростью (своим веслом), выкрикивая морские команды и отдавая честь прихожанам. Его чвал («лошадей» или духовно оседланных преданных) нужно увлажнять с помощью мокрых губок или влажных полотенец и не давать им убегать в море, где обитает Агве.

Небольшие подношения Агве высыпают или бросают за борт в глубокую океанскую воду. Большие подношения Агве оставляют на построенных плотах, которые спускают на воду или буксируют в море. Если плот тонет, его принимают; если он возвращается на берег, его отвергают. После того, как подношение оставлено, просители не могут оглянуться на это место, иначе это разозлит Агве. Чвал не должен упасть в море или прыгнуть в него и утонуть, так как это оскорбит Агве. Для утяжеления плота нельзя использовать токсичные материалы (свинцовые трубы, мешки с цементом, мусор); если они причинят вред морю или загрязнят его, это разозлит Агве.

Его подношения включают:

– Напитки: шампанское, морской ром или анисовая настойка. Кофе с сахаром и сливками.

– Предметы: зеркала, телескоп, игрушечные кораблики или модели кораблей в масштабе, вёсла или лопатки, морские раковины, бирюзовые бусы или украшения, скульптуры или украшения в форме рыб, рыболовные крючки и сети, морская форма или медали.

– Еда: пикантные экзотические блюда, дыня, варёная кукурузная мука, рис, приготовленный в кокосовом молоке, рис, приготовленный с лимской фасолью, варёные или жареные спелые бананы, белый бисквит, тростниковый сироп, миндальное масло, оливковое масло.

– Жертвенные животные: белые петухи, самцы уток, а также белые бараны или козы, шерсть которых окрашена в синий цвет. Их разделывают, готовят, а затем подают на блюдах или тарелках в качестве жертвоприношения (как король морей, он не получает горячей пищи дома).

Ему редко предлагают морепродукты. Если их предлагают (возможно, в честь богатого урожая, удачи или радостного события), их нужно подготовить, а затем приготовить на сковороде или в духовке. Затем (чтобы они подошли для стола короля морей) их нужно подать на белом фарфоровом блюде с голубыми узорами.

Семья Агве

Рада

Мет Агве – бог направления. Его территория – ветры и течения, волны и глубины океанов. Он помогает морякам ориентироваться, когда они сбиваются с пути в море. Он вдохновляет и направляет, когда человек нуждается в этом во времена смятения, потерь или нерешительности. Он живёт в великолепном дворце под водой. Покровитель моряков, путешественников и пиратов.

Агве Арройо или Агве Тавойо/Агве 'Войо («Агве из ручьёв») – капитан Иммаму, корабля, который перевозит умерших в Гвинею, загробный мир. Он плачет солёными слезами по усопшим. Он помогал душам тех, кто пострадал от преступлений против человечности во время трансатлантической работорговли.

Папа Агве изображается в виде красивого африканца с зелёными глазами, иногда со светлой кожей, часто в форме морского офицера или матроса. Он считается джентльменом, который вызывает уважение и воплощает в себе несколько идеалов мужественности, включая храбрость, сдержанность и предусмотрительность.

Петро

Агве ФламбоАгве Факела») родом из царства кипящей воды, подобных горячим источникам или подводным извержениям вулканов. К нему обращаются, чтобы навлечь на соперников неудачу в рыбалке или плавании. К нему также взывают, чтобы избежать или устранить неудачу в море, не утонуть, а также чтобы остановить или предотвратить шторм и бурю.

Агве Ге-Руж («Агве с красными глазами»)

Айда-Веду (она же Эрзули) – является одним из духов-лоа, символизирует любовь и красоту в религии Вуду. В вудуистской иконографии изображается в виде Девы Марии.

Считается, что она часто бывает жестока и несправедлива к желаниям других женщин. Эрзули любит всё роскошное; так что всё лучшее, что есть в храме предназначено для Эрзули. Ей жертвуют сладости, духи, цветы и свечи. Символ Эрзули – пронзенное стрелой сердце. У Эрзули есть две основных ипостаси. Одна из них – Эрзули Дантор, черная женщина, «Святая Барбара Африканская», особенно покровительствующая лесбиянкам. Некоторые части спины у неё иссечены шрамами от ударов плетью. Другая ипостась – Эрзули Фреда, богатая белая женщина, богиня любви, которую тем не менее изображают в виде Скорбящей Матери.

По верованиям гаитян, Эрзули способна творить как добро, так и зло. В частности, для неё характерно проявление черт суккуба, она является мужчинам во снах, принимая обличье наиболее желанных для них женщин, и ночь за ночью постепенно лишает их жизненных сил. В этом поверье отражается более древняя сущность Эрзули, не связанная с христианскими мотивами. Вероятно, в древности эта лоа считалась исключительно злым духом.

Изображается в виде разноцветной змеи или чернокожей девушки.

Барон Суббота , также известный как Барон Самди, Бавон Самеди или Бавон Санмди – в религии вуду одна из форм Барона, лоа, связанное со смертью, мёртвыми, а также с сексуальностью и рождением детей.

-4

Барон Суббота изображается в виде скелета или человека в чёрном фраке и чёрном цилиндре (одежда похоронных дел мастера). Основные его символы – гроб и крест. Первая могила на новом кладбище посвящается Барону Субботе. Считается, что человек, в которого вселился Барон Суббота, проявляет невоздержанность в питье и пище, курении и сексе.

Праздник Дня мёртвых на Гаити – это прежде всего праздник Барона Субботы. В этот день толпы паломников собираются у его могилы. Накануне они всю ночь празднуют и поют в его честь. Все курят и пьют ром, сдобренный жгучим перцем, ромом обрызгивают толпу и ждут нисхождения духа Барона Субботы. Барон Суббота считается покровителем всех бандитов и головорезов. Его необходимые признаки – чёрная шляпа, чёрный костюм и сигара. На нём может быть надета шляпа или череп. Барон Суббота обитает на перекрёстке между мирами мёртвых и живых и приветствует души умерших, сопровождая их в подземный мир. У него есть супруга – Мама Бриджит, символ единства жизни и смерти, но он постоянно изменяет ей со смертными женщинами. Также у него есть приемный сын – Геде Нибо, покровитель умерших насильственной смертью, посредник между живыми и мертвыми.

Он известен своим буйным нравом, непристойным поведением, распутством и особой любовью к табаку и рому.

Барон Самеди проводит большую часть времени в невидимом царстве духов воду. Он известен своим возмутительным поведением, он постоянно ругается и отпускает грязные шутки в адрес других духов. Он женат на другой могущественной духе, известной как Маман Брижит, но часто заглядывается на смертных женщин. Он любит курить и пить, и его редко можно увидеть без сигары во рту или бокала рома в костлявых пальцах. Барона Самеди обычно можно встретить на перекрёстке между мирами живых и мёртвых. Когда кто-то умирает, он роет могилу и приветствует душу после погребения, проводя её в загробный мир.

Его образ послужил прототипом к созданию киногероя Битлджуса.

Геде Нибо – лоа, дух-предводитель мёртвых в гаитянской вуду.

Последователи культа верят, что он в прошлом был симпатичным молодым человеком, который был жестоко убит, поэтому является покровителем умерших насильственной и преждевременной смертью. После смерти усыновлён как лоа Бароном Субботой и Мама Бриджит. Изображается как женоподобный гнусавый денди. Носит черное пальто для верховой езды, либо женскую одежду. Когда он вселяется в людей, они наполняются похотливой сексуальностью всех видов.

Часто он носит жезл и курит сигару. Нибо является особым покровителем тех, кто умирает молодым, поэтому его часто отождествляют с католическим святым Жерардо Маеллой, изображенным с черепом. Он психопомп, посредник между живыми и мертвыми. Он дает голос духам мёртвых, которые не были извлечены из воды. Он является хранителем могил тех, кто умер преждевременно, особенно тех, чье место последнего упокоения неизвестно. Его chevals («лошади», одержимые преданные) могут озвучивать души умерших, чьи тела не были найдены или которые не были извлечены из воды.

Фиолетовый считается его священным цветом. Обычные подношения включают чёрных коз, чёрных петухов, сигары, кокосовый орех и белый ром, приправленный перцем.

Гранс Бва – покровитель растений, вегетарианец и один из первых, кого призывают на обряд посвящения в жрецы вуду.

Данбала-Ведо, также известный как Дамбаллах, Дамбала, Дамбалах и под другими именами – змей-создатель всего живого на земле. Он же покровитель зомби и тех, кто ими промышляет.

Дамбалла Ла Фламбо гаитянского художника Эктора Ипполита
Дамбалла Ла Фламбо гаитянского художника Эктора Ипполита

Является одним из самых важных лоа, духов в западноафриканском вуду и других религиозных традициях африканской диаспоры, таких как обеа. Его традиционно изображают в виде огромного белого или чёрного змея, но он также может быть изображён в виде радуги. Дамбаллы зародились в городе Ведо (Уида или Оуида) на территории современного Бенина.

Говорят, что Дамбалля – это небесный отец и изначальный творец всего живого, или первое, что было создано Бондье. В тех обществах вуду, где Дамбалля считается изначальным творцом, он создал космос, используя свои 7000 спиралей, чтобы сформировать звёзды и планеты на небесах, а также холмы и долины на Земле. В других обществах он считается первым творением Бога, и через него осуществлялось сотворение мира. Сбросив змеиную кожу, Дамбал создал все воды на Земле. В образе змея он перемещается между сушей и водой, порождая жизнь, и проникает в землю, соединяя сушу с подземными водами. Дамбал обычно синкретизируется либо со Святым Патриком, либо с Моисеем. Он входит в число Рада лоа.

Дамбаллу считают доброжелательным и терпеливым, мудрым и добрым, но в то же время отстранённым и далёким от испытаний и невзгод повседневной человеческой жизни. Его присутствие несёт умиротворение и олицетворяет непрерывность, «одновременно древнее прошлое и уверенность в будущем». Будучи змеёй и обладая невероятной мудростью, он не говорит, но может свистеть или издавать тихое шипение.

Как и многие другие лоа, Дамбалда состоит из духов, которые играют разные роли. Например, Дамбалда Токан – дух интеллекта. Когда он проявляется в Петро ритуалах, он становится Дамбалдой Ла Фламбо.

Жена Дамбаллы – Айида-Веддо, хотя в некоторых общинах вуду она считается его сестрой, а в других – самим Дамбаллой, но в другом обличье. Эрзули – его возлюбленная, хотя, опять же, в некоторых общинах её могут считать его женой.

Когда считается, что служитель одержим Дамбаллой во время церемонии, он или она передвигается по полу подобно змее. Для него расстилают белую простыню, а другой машут над ним, чтобы обмахнуть и охладить его. Его чистота такова, что нельзя допустить, чтобы он подвергался воздействию нечистых вещей. В некоторых перистилях есть бассейн, полный воды, в который одержимые погружаются, чтобы поплавать и остыть.

Подношения ему включают молоко, белые продукты и цветы, рис, кокос, ореховый сироп и духи под названием лосьон помпея. Символом Дамбаллы является яйцо, поэтому его подношение по преимуществу представляет собой белое сырое яйцо, посыпанное белой мукой.

Замби Олорун – главный бог вуду, Творец.

Ианса – покровительница ураганов, бурь и другой непогоды.

Иеманжа – богиня-Мать всех духов Вуду (не путать с божествами).

Ифа – покровитель гор, помогает один раз в жизни узнать будущее человека.

Легбо – один из важнейших богов, которому нужно обязательно принести жертву, чтобы он открыл перекрёстки и дороги как в переносном, так и в прямом смысле. Имеет несколько ипостасей, к которым причисляют и Эшу – проказливого бога-шутника, который может быть жесток, если его не задобрить.

Современное изображение, Бенин. Легба (в центре) сидит на суде
Современное изображение, Бенин. Легба (в центре) сидит на суде

Его призывают первым, чтобы он мог открыть врата в мир духов, позволяющие общаться с другими лоа. Ни один лоа не осмелится явиться без разрешения Легбы. Он контролирует переход из одного мира в другой. Также известно, что Легба владеет «ключом от духовного мира» и по этой причине его отождествляют с христианским святым Петром.

Это маленький, кривой, милый старичок, который курит маленькую трубку с небольшим количеством табака и носит в своём мешке макут кусочки еды. У него на теле язвы, и когда он садится на кого-то, конечности этого человека искривляются, и на это страшно смотреть.

Локо – ещё один покровитель растений и целитель (как и Омулу).

Маман Бриггита – богиня смерти лоа и супруга Барона Самеди в Гаитянском вуду. Она пьёт ром, настоянный на остром перце, и её символом является чёрный петух.

-7
-8

Маман Брижитт охраняет могилы на гаитянских кладбищах, отмеченные крестом Барона Самеди. Могилы, охраняемые Брижитт, отмечены насыпью из камней. В практике вуду первые захоронения служат подношениями либо Барону Самеди, либо Маман Брижитт в зависимости от пола погребаемого: если это мужчина, могила посвящается Барону Самеди; если женщина – Маман Брижитт.

Как и Самеди и Геде, она сквернословит. Она также является приёмной матерью Геде Нибо.

Из-за религиозных преследований порабощённых африканцев и жителей Карибского бассейна на Гаити и в Северной и Южной Америке Маман Брижит была замаскирована с помощью синкретизма и представлена в образе различных святых, обычно изображаемых с огнём или змеями, в том числе Бригитты Келдэрской и, реже, Марии Магдалины.

Нана – богиня правды.

Обе – покровительница прекрасного.

Огун – бог войны, оружия и всего, что с ними связано. Самый грозный бог пантеона.

Осайе – покровитель лесов и природы вообще.

Ошала – бог-Сын в вудуистском пантеоне (то же, что у христиан - Иисус).

Ошумаре – бог удачи, азарта, покровитель игроков.

Ошун – богиня семьи и мира.

Ти-Жан-Петро – покровитель злых колдунов и тех обрядов, из-за которых вуду и стало таким популярным и пугающим.

Шанго – также известный персонаж пантеона вуду, бог грома и доблестный воин.

Эрзуил – по одним источникам, покровительница невинности, любви и чистоты, по другим – покровительница как раз-таки плотской любви, чувственности и эротичной женственности (в том числе лесбийской любви).

Эшу – как мы уже упоминали, это проказливый бог и в некотором смысле воплощение дьявола.

Куклы вуду

Кукла вуду – кукла, используемая в колдовстве вуду. Последователи учения вуду считают, что в результате специального обряда кукла получает особого вида связь с определённым человеком. Согласно этому представлению, после установления связи благодаря принципам симпатической магии у обладателя куклы появляется возможность воздействовать через неё на человека, которого она символизирует (чаще всего для нанесения вреда).

-9

Для изготовления куклы обязательно используются фрагменты тела жертвы (ногти, волосы, выделения), а также вещь или фрагмент вещи, принадлежащие жертве.

Существует много видов кукол вуду, их делают из разных материалов на выбор мастера. Какие-то из них используют для привлечения удачи, богатства, любви, здоровья, защиты, в общем, всего того, что так жаждет человек. Цвет куклы тоже имеет значение: белый отвечает за здоровье и благополучие, красный –традиционный цвет любви, желтый и зеленый – успех в финансах, плодородие и т.д., фиолетовый - цвет защиты, а черный служит для наказания и негативного воздействия.

За вред как раз отвечает вольт - та самая игрушка, в которую втыкают иглы и делают по образу и подобию жертвы. Но удивлю вас – чаще всего, кукла вуду все же используется для благих целей, просто вольт приобрел популярность благодаря фильмам, книгам, которые брали этот зловещий образ, тем самым искажая общее представление о магии вуду.

Типы кукол Вуду.

Видов кукол Вуду так же много, как и мастеров из изготавливающих и все они делаются из разных материалов и имеют облик, который придумал для них мастер. Есть, однако, некоторые стандарты, которых придерживаются мастера в изготовлении тех видов кукол, которые стали популярны в последнее время. Самые популярные цели для кукол Вуду в наше время это любовь, удача и процветание, сила и доминирование, беременность, защита, снятие порчи и исцеление. Очень популярны, по- прежнему, куклы Вуду для мести.

Куклу Вуду можно считать формой гри-гри. Гри-гри это чары или амулет, сделанный, чтобы принести его обладателю что-то положительное; любовь, удачу или деньги. Вопреки широко распостраненному мнению кукол Вуду гораздо чаще используют для благословения или исцеления, чем для проклятия или порчи. Они используются как фокусирующий инструмент в творческой визуализации для любой благой цели. Да конечно, куклы Вуду используют и для проклятий, но это выбор ее создателя или обладателя. Фактически стереотипная маленькая кукла Вуду пронзенная булавками – это больше создание Голливуда, чем факт. К сожалению, этот стереотип очень живуч и значительно способствует недоверию к магии Вуду.

Сегодня как в прошлом кукол Вуду делают из любого натурального материала, доступного в вашем регионе. Это может быть мох или вата для наполнения куклы, сшитой из ткани, глина с нарисованными мелкими деталями. Кукол делают из палочек связанных ниткой или шьют и вышивают черты лица. Внешний вид куклы говорит о том, для чего она предназначена. Например, у куклы для изобилия могут быть большие груди и гениталии. Используя принципы симпатической магии, куклу делают подобием определенного человека, если хотят влиять на него, правая сторона куклы для добрых заклинаний, левая для злых. Человек делающий куклу Вуду передает ей часть своей энергии во время создания. Если его намерения состоит в том, чтобы обмануть или ввести в заблуждение, кукла впитает эту энергию. Если человек сердит или поссорился с кем-то, то и эта энергия войдет в куклу. С другой стороны, если кукла создается с благими намерениями и с любовью, кукла впитает и это. Если вы покупаете куклу, а не создаете ее сами, помните, ее энергия, которую она воплощает, поселится в вашем доме. Готовая кукла для ритуала должна быть завернута в белую ткань и спрятана подольше от любопытных глаз. Помните, кукла это персональный инструмент и работать с ним нужно осторожно.

Куклы – семейные реликвии.

Как и другие вещи, куклы Вуду часто передаются в семье от одного поколения к другому, как семейная реликвия. Эти куклы служат тому, чтобы сохранить семейные традиции, они очень мощные, так как обладают способностью накапливать и генерировать энергию. Старинные семейства Нового Орлеана хранят свои куклы-реликвии и часто дарят их тем женщинам в семье, которые не могут забеременеть. Старинные семейства – это те семьи высшего общества, предки которых прибыли в Новый Орлеан в 1700-х годах.

Другой тип куклы Вуду, которую использовали пары, желающие иметь второго ребенка, делалась из ткани в виде двух кукол и соединялась нитками в руках и бедрах, как близнецы. Двойная кукла дарилась первому ребенку в надежде, что он привлечет в семью брата или сестру. Такие куклы украшались безделушками и талисманами на удачу. Эти куклы оставались соединенными, пока не рождался второй ребенок, тогда их отделяли друг от друга. Эти куклы были характерны только для Нового Орлеана и редко встречались где-то еще.

Кукла «ребенок дьявола» – это также изготавливаемая вручную кукла изображающая дух ребенка дьявола. О настоящем ребенке дьявола с улицы Бурбон, есть множество свидетельств очевидцев. Согласно архивным записям в 1800 году один богатый плантатор, желающий иметь наследника, женился на вдове – креолке. У них родилось 6 здоровых дочерей одна за другой. И вот, когда его жена забеременела в 7 раз, она отправилась к королеве Худу, чтобы узнать пол будущего ребенка. Однако богатого плантатора многие ненавидели, в том числе и королева Худу. Тогда вместо того, чтобы помочь женщине, королева прокляла будущего ребенка и заявила женщине, что она носит ребенка дьявола. Когда ребенок родился; у него были красные глаза, рожки, хвост и раздвоенные копыта, и стало очевидно, что проклятие королевы Худу сработало. Ужасного новорожденного заперли на чердаке дома. Но однажды во время урагана, он выбрался и стал бродить по улицам, поедая детей соседей и до смерти пугая тех, кто встречался на его пути. Он прятался в разрушенных домах на улице Бурбон и появлялся ночью в абсент-барах на улицах старого Нового Орлеана, нападая на их посетителей и выпивая их абсент. Многие люди видели этого сына демона, бродящим по кладбищам в течение многих лет. Легенда гласит, что день рождения ребенка дьявола совпадает с днем Марди Гра.

Так как считалось, что ребенок дьявола таится в тени, горожане стали делать куклы Вуду изображающие дьявола с рогами и хвостом и вешали их в окнах старых домов, чтобы отпугнуть его. Многие люди утверждают, что их куклы «ребенок дьявола» – семейная реликвия именно этих времен.

Другой тип кукол-реликвий – кукла Вуду, которая представляет давнишнюю вражду между определенными семействами. Эти куклы хранятся в тайном месте, и каждое поколение семьи добавляет к ним дополнительные защитные талисманы, чтобы гарантировать мир и защиту от врагов.

Кукла Вуду из мха.

В Новом Орлеане куклы Вуду из мха можно встретить на каждом шагу по всему Французскому кварталу. Они продаются в качестве волшебного сувенира для исцеления или для проклятий. Эти куклы очень популярны из-за их доступности и разнообразия. Они бывают разного цвета, их иногда носят в мешочках гри-гри, как портативный инструмент заклинаний. Можно купить такую куклу для любой цели. Популярны куклы для; любви, удачи, снятия сглаза, процветания, излечения, защиты и беременности. Куклы Вуду из мха обычно делаются из скрещенных палочек, обмотанных испанским мхом. Иногда их шьют из ткани и наполняют мхом. В Новом Орлеане можно часто увидеть такую куклу в комплекте с 7 булавками. Цвет булавок соответствует цвету куклы и ее цели. Втыкание булавок в куклу не преследует цель причинить боль и страдание объекту, скорее это служит для того, чтобы сфокусировать и активизировать ваше намерение или чтобы прикрепить к ней фотографию или листок бумаги с именем объекта заклинания.

Кукла Вуду – болотная ведьма.

-10

Мудрая старуха – болотная ведьма, у нее хранится память о колдовстве от начала времен. Это бабушка Ибо, называемая болотной ведьмой так как болото и дельта реки ее дом. Если кто-то из вас видел сериал «Настоящая кровь» тот помнит колдунью, к которой ходила подруга Сьюки, чтобы изгнать демона из матери-алкоголички, так вот это и есть такая болотная ведьма. Такие куклы Вуду были очень популярны до 70-х годов 20 века, головы их делали из сушеных яблок. Ведьма болота – богиня/лоа мудрости, терпения и целительства.

Любовные куклы Вуду.

Это самые популярные куклы у широкой публики. Они предназначены для того, чтобы притянуть любовь, секс или для возвращения любимого. Часто любовные куклы создаются по образу могущественных богинь любви Вуду – Эрзули Фреда и Ошун.

Луизианские куклы-метелки

В Луизиане метла считается символом здоровья и плодовитости. Кроме того, верят, что она способна вымести из дома все вредоносные энергии. Поверья, связанные с метлой, в действительности восходят к худу – фольклору южных афроамериканцев. Луизианские куклы-метелки служат талисманами здоровья, плодовитости и защиты и в чем-то подобны европейским хлебным куклам.

Куклы джу-джу

Куклы джу-джу (ju ju) очень популярны как талисманы удачи и защиты. «Джу-джу» – это эпитет, относящийся к любому предмету, который был благословлен и служит для отвращения вреда. Куклы джу-джу иногда называют хранителями, потому что они защищают дом от всякого зла. Помимо кукол, в Новом Орлеане распространены и другие талисманы джу-джу – например, изготовленные из голов аллигаторов или из куриных лапок. Куклы джу-джу обычно шьют из ткани и украшают разноцветной шерстью, подвесками, символизирующими удачу, и мешочками гри-гри с различными магическими предметами, приносящими счастье владельцу. Такую куклу можно подвесить над входной дверью, чтобы она охраняла дом от любых негативных влияний.

Иногда куклам джу-джу придают облик животных-фамильяров – например, черной кошки, которая в вуду считается одним из самых могущественных животных. Согласно новоорлеанской традиции вуду-худу, черные кошки приносят удачу в азартных играх, особенно в картах и лотереях. Мешочек моджо «Черная кошка» наполняют «удачливыми» травами и кореньями (такими, например, как «корень Джона Завоевателя»), украшают маленькой подвеской в виде черной кошки и носят на себе, чтобы привлечь удачу. Куклы джу-джу в виде черных кошек украшают талисманами, привлекающими удачу и выигрыш в азартных играх, – например, крошечными подвесками в форме игральных костей или карт.

Молитвенные куклы вуду

Кукла вуду «Папа Ла Ба» (Новоорлеанский музей вуду)
Кукла вуду «Папа Ла Ба» (Новоорлеанский музей вуду)

Молитвенные куклы предназначены для привлечения силы какого-либо определенного лоа в жизнь своего владельца. Лоа – это божества вудуистского пантеона. Зачастую мастера создают молитвенные куклы по вдохновению, руководствуясь собственным представлением о том ином лоа. Но, как правило, при этом используются определенные цвета, атрибуты, числа и предметы одежды, характерные для данного божества. Чтобы изготовить такую куклу, многие обращаются за советом к мамбо, жрецу или практикующему мастеру вуду. Молитвенную куклу обычно не выставляют на всеобщее обозрение. Ее воспринимают как глубоко личный предмет и держат подальше от любопытных глаз и от чужих рук.

Самые популярные лоа, по образу которых создают молитвенные куклы, – Барон Самеди и его жена Манман Бригит, Эрзули Фреда, Папа Легба и Ла Сирена.

Веревочные куклы вуду

Еще одна традиционная категория новоорлеанских кукол вуду – веревочные куклы. Их плели из веревки и иногда укладывали в гробики. В прошлом их нередко называли «куклами Мари Лаво» и продавали в комплекте с семью булавками. Куклы такого типа иногда попадаются на eBay и по сей день.

Куклы из кукурузных листьев

-12

Куклы из кукурузных листьев появились более тысячи лет назад: их изготавливали в некоторых индейских племенах, обитавших на северо-востоке Северной Америки. Это были не просто детские игрушки: их использовали в священных церемониях врачевания. Если человеку снился дурной сон, он делал такую куклу и закапывал ее в землю, чтобы Мать-Земля рассеяла зло, пришедшее во сне.

Одно время куклы вуду из кукурузных листьев были популярны в Новом Орлеане. Утверждать наверняка, что их заимствовали у индейцев, мы не можем, но ввиду того, с какой легкостью традиция вуду впитывала влияния иных культур, это предположение не лишено смысла.

Свадебные куклы вуду

Ритуал, связанный со свадебными куклами вуду, соблюдают в Новом Орлеане и по сей день. Куклы вуду вручают в подарок новобрачным, а иногда и всем гостям на свадьбе. Согласно старинной традиции вуду-худу, перед тем как жених и невеста получат свои куклы, каждый из гостей должен воткнуть в эти куклы по булавке с пожеланием счастья молодоженам. По мнению некоторых, без такого подарка брак сложится неудачно.

Булавки можно втыкать в куклу произвольным образом, но некоторые части куклы связаны с определенными пожеланиями и помогают им сбыться. Так, например, если вы желаете новобрачным богатства, то булавки следует воткнуть в карманы «жениха». Если вы желаете молодым крепкой и верной любви, то следует воткнуть по булавке в сердце каждой куклы. Чтобы заложить прочную основу для брака, булавки втыкают в ноги «невесты». Дон Терд, один из авторов туристической программы «Привидения Нового Орлеана», утверждает, что чаще всего булавки втыкают обеим куклам в область паха. Очевидно, при этом желают, чтобы у молодых родилось много здоровых и счастливых детей.

После того, как все гости воткнут булавки и произнесут пожелания, куклы вручают новобрачным, причем жених получает куклу-«невесту», а невеста – «жениха». Чтобы брак был удачным, счастливым и плодовитым, свадебные куклы полагается выставить в доме на видном месте.

Впрочем, этот радостный обычай сопряжен с определенным риском. Новобрачные, желающие провести ритуал кукол вуду, должны удостовериться, что на свадьбе не будет ни одного человека, способного пожелать им зла. Если кто-то воткнет хотя бы одну булавку с недобрым пожеланием, брак распадется в первый же год.

Роли в ритуалах

В гаитянской вуду существует несколько разновидностей профессиональной религиозной деятельности, которые выделяются на основании пола и специализации.

Хунган (гаит. креол. Houngan – священник) и мамбо (священница) – собственно жрецы вуду, деятельность которых ориентирована на получение предсказаний от духов во время одержимости;

Три мамбо
Три мамбо

Полномочия houngan или mambo абсолютны в пределах храма, потому что только они обучены взаимодействию с 1оа и интерпретации сложного учения вуду.

Институт жречества как правило наследственный. Будущий жрец обучается с молодого возраста и посвящается обычно в возрасте 31 года и старше. Символ священнического сана – трещотка asson, которая служит свидетельством посвящения и управляет ходом ритуалов. Asson – ритуальная трещотка, сделанная из полой тыквы, заполненной камнями или маленькими костями, с бусами на ручке. «Принять asson» – значит принять жреческую власть.

asson
asson

Мамбо руководит другими последователями вуду во время сложных ритуалов, а также выполняет работу целителей. Контакт с божественными духами считается опасным. По этой причине требуются профессиональные служители культа; они знают ритуалы, танцы, песни и предметы, которые могут быть использованы для приближения к божественным духам лоа, не расстраивая их. Конкретные навыки и знания, полученные мамбо, позволяют им быть посредниками между земной и небесной сферами. Они используют эту информацию, чтобы призвать духов через песню, танец, подношения и рисование символов лоа (веве). Во время этих ритуалов лоа могут войти в мамбо. Одержимость духами играет важную роль в вуду, потому что это, в конечном счёте, позволяет установить связь между людьми и духами лоа.

Хотя любой может получить призыв от духов прийти во священство, профессия мамбо часто является наследственной. Те, кто призваны быть мамбо, редко отказываются занять эту должность, опасаясь сурового наказания от духов лоа.

Одна из самых знаменитых мамбо – это Мария Лаво, получившая известность в Новом Орлеане XIX века.

Мария Лаво
Мария Лаво

Бокор (гаит. креол. Bokor – колдун) – человек, профессионально занимающийся магической деятельностью. Бокоры часто понимаются как люди, практикующие «чёрную магию» и не всегда признаются хунганами и мамбо в качестве адептов вуду.

Жрецы вуду делятся на несколько категорий в зависимости от уровня жреческого посвящения.

Оунси (гаит. креол. Hounsi) – помощник, примерно сопоставимый с католической должностью министранта;

Унган си пвен (гаит. креол. Houngan Si pwen) или мамбо си пвен (гаит. креол. Mambo Si pwen) – жрец культа вуду, лидер культа в поселениях, где нет своего Асогве;

Унган (жрец вуду) с другим практикующим на церемонии на Гаити в 2011 году
Унган (жрец вуду) с другим практикующим на церемонии на Гаити в 2011 году

Унган Асогве (гаит. креол. Houngan Asogwe) или Мамбо Асогве (гаит. креол. Mambo Asogwe) – верховный жрец или жрица. Высшая ступень в иерархии жрецов гаитянского вуду.