Найти в Дзене
Арт с котом

Тайна Рембрандта раскрыта: собака на его знаменитой картине — плагиат

Вырисовывается сенсация: собаку для своего полотна Рембрандт позаимствовал у другого художника.
Речь о картине Рембрандта «Ночной дозор», которая хранится в амстердамском Рейксмузеуме. Собака там изображена в правом нижнем углу. Открытие было сделано случайно: куратор Рейксмузеума Анне Лендерс была на выставке в Зеландском музее (Zeeuws Museum) в Мидделбурге и увидела там рисунок нидерландского художника Адриана ван де Венне (1589–1662), который он сделал для титульного листа книги, содержащей советы о том, как защитить себя от плотских искушений. Собака с рисунка явно перекочевала на картину Рембрандта. «Я просто гуляла по этой выставке, и вдруг мой взгляд упал на книгу, — говорит Анне Лендерс. — Увидев эту собаку, я сразу вспомнила «Ночной дозор». Я узнала ее по тому, как она повернула голову». Адриан ван де Венне — художник, который и при жизни, и сейчас известен куда меньше, чем Рембрандт. Когда художники цитируют своих великих коллег, это почти никогда не является плагиатом: цит

Вырисовывается сенсация: собаку для своего полотна Рембрандт позаимствовал у другого художника.

Речь о картине Рембрандта «Ночной дозор», которая хранится в амстердамском Рейксмузеуме. Собака там изображена в правом нижнем углу. Открытие было сделано случайно: куратор Рейксмузеума Анне Лендерс была на выставке в Зеландском музее (Zeeuws Museum) в Мидделбурге и увидела там рисунок нидерландского художника Адриана ван де Венне (1589–1662), который он сделал для титульного листа книги, содержащей советы о том, как защитить себя от плотских искушений.

Рисунок Адриана ван де Венне с собакой, который впоследствии вдохновил Рембрандта
Рисунок Адриана ван де Венне с собакой, который впоследствии вдохновил Рембрандта

Собака с рисунка явно перекочевала на картину Рембрандта. «Я просто гуляла по этой выставке, и вдруг мой взгляд упал на книгу, — говорит Анне Лендерс. — Увидев эту собаку, я сразу вспомнила «Ночной дозор». Я узнала ее по тому, как она повернула голову».

Собака у Рембрандта и у Адриана ван де Венне
Собака у Рембрандта и у Адриана ван де Венне

Адриан ван де Венне — художник, который и при жизни, и сейчас известен куда меньше, чем Рембрандт. Когда художники цитируют своих великих коллег, это почти никогда не является плагиатом: цитирование открытое — всем понятно, кем вдохновлялся живописец. Такое цитирование воспринимается как дань уважения большому мастеру, способ вступить с ним диалог, развить его тему, да попросту поучиться у него, признать его превосходство. Но тут совсем другой случай: большой художник заимствует изображение у художника поменьше — тут едва ли идет речь о творческом состязании или чем-то подобном.

Впрочем, искусствоведы пытаются оправдать Рембрандта. «Мы всегда думаем о Рембрандте как о гении, создавшем что-то из ничего, — размышляет Тако Диббитс, директор Рейксмузеума. — Но у него была огромная коллекция гравюр, он прекрасно знал своих предшественников и даже заимствовал у них. Я бы не назвал это копированием или плагиатом. Скорее это было заимствование вдохновения с последующей переработкой».

Во время недавнего изучения «Ночного дозора» с помощью современных технологий под слоем краски обнаружили набросок собаки, сделанный мелом: там собака похоже на исходный рисунок еще больше, чем в окончательном варианте. В финальной версии картины Рембрандт сделал позу собаки еще более активной и представил, что она лает, высунув язык (хотя в реальности собаки не высовывают язык во время лая).

Собака на рисунке ван де Венне
Собака на рисунке ван де Венне

Картина «Ночной дозор» изображает выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга. Особенность огромного полотна размером более 3,5 на 4,5 метра — в динамике: Рембрандт отходит от традиционной статичной «парадной» композиции и показывает персонажей в движении, словно в реальной жизни.

Рембрандт ван Рейн. Ночной дозор. 1642. Рейксмузеум, Амстердам
Рембрандт ван Рейн. Ночной дозор. 1642. Рейксмузеум, Амстердам

Картина полна деталей, над расшифровкой которых бьются многие поколения искусствоведов. Например, излучающая свет девочка с петухом на поясе, непонятно как оказавшаяся в роте стрелков. Лающая собака, в отличие от девочки, выглядела в этой компании естественно и особенных вопросов не вызывала. Но все же оказалось, что и у нее была тайна.

Что ж касается Андриана ван де Венне, он чудесно изображал не только собак, но и других животных.

 Произведение Адриана ван де Венне
Произведение Адриана ван де Венне