Анна сидела и плакала вместе с маленьким Тимошей, которого она уже полночи качала на руках. Она перепробовала уже все возможные способы, но малыш никак не успокаивался.
Дверь в спальню распахнулась. Разъяренный муж сразу начал кричать:
— Когда он перестанет орать?! Людям ночью спать хочется, а не вопли детские слушать.
Тимоша вздрогнул и заплакал еще громче. Грубый голос отца напугал мальчика.
— Животик опять болит. Вот и плачет, — спокойно ответила Анна.
Но спокойствие было напускным. Сынок уже второй месяц не спал ни днем, ни ночью. Она показывала его врачам, и вердикт был один: ребенок здоров по всем жизненным показателям.
На вопрос мамы: «Почему же он не спит и много плачет?», ответ был прост:
«Что же вы хотели, это маленький ребенок!»
— Ну так сделай что-нибудь! Пусть он уже замолчит! Что ты за мать такая, что не знаешь, как сына успокоить? — раздражался Александр.
Анна взглянула на мужа. Ее взгляд выражал презрение и ненависть. Девушка поняла, что ее терпению пришел конец.
Анна и Александр уже 8 лет были женаты. Анна души не чаяла в супруге: умный, рукастый, настоящий мужчина. Чего еще можно было желать? Пусть и грубоватый, но кто без недостатков?
Совместная жизнь пары держалась на девушке. Сначала Анне тяжело было подстроиться под непростой характер супруга. Александр работал на производстве и часто приходил домой уставшим. И срывался на жене.
Мужчина мог позволить себе едкие замечания по поводу приготовленной еды или плохо убранной квартиры. Анну обижали его замечания, ведь она тоже работала и порой приходила домой позже мужа. В порыве злости ей много раз хотелось предъявить Александру его разбросанную одежду по всей квартире и брошенную в раковине посуду. Но девушка не хотела накалять обстановку в семье и предпочитала молчать.
Анна была уверена, что появление ребенка сделает мужа мягче, заботливее. Но девушка и представить не могла, как круто изменятся их отношения.
После выписки из роддома Александр сразу переехал в соседнюю комнату. Плач Тимоши раздражал мужчину.
— Анна, мне же на работу завтра. Я выспаться хочу. Ты же теперь не работаешь, мне одному семью обеспечивать приходится.
Анна согласилась. Теперь у них рос сыночек, и весь семейный бюджет зависел от Александра.
Первый месяц пролетел незаметно. Тимоша в основном спал и ел, как и положено любому новорожденному. Анна хлопотала по дому, старалась заботиться о муже как раньше. На плите всегда стояли его любимые блюда. Дома было чисто и уютно. Анна была счастлива.
«Идеальная семья», — думала она с улыбкой.
Но на второй месяц после рождения Тимошу словно подменили. Он стал часто просыпаться ночью, а днем спал только тогда, когда Анна лежала рядом. На домашние дела времени не оставалось. Анна чувствовала, что ее силы на исходе. Она спала урывками не больше четырех часов в день. Усталость наваливалась на нее все сильнее. Перемену в жене заметил и Александр.
Придя с работы домой, он снова обнаружил макароны с сосисками. Мужчина разозлился.
— А нормальная еда будет?
— Александр, я сегодня еще не ела. Тимоша меня ни на секунду не отпускает. Пока он спит, я с ним лежу. Иначе проснется, — оправдывалась Анна.
— Ну замечательно! Муж пашет на работе без отдыха, а ты бока мнешь на кровати. Не стыдно тебе? Что, так трудно поесть приготовить за целый день? Ребёнок — не повод быть невнимательной к мужу и лишать его любимых блюд. — Александр кипел от злости. — Моя матушка нас с братом одна поднимала. И все успевала. Всегда было чисто, убрано и было, что поесть. Она не ленилась никогда. А ты — лентяйка. Сыном только прикрываешься.
В этот вечер обиженный Александр ушел к маме на ужин. А Анна проплакала весь вечер, в одиночку пытаясь успокоить Тимошу.
Сидя у мамы на кухне и уплетая очередной пирожок, Александр жаловался:
— Ты бы знала, мам, как мне надоели эти сосиски и пельмени вечные. Терпения уже нет. Нормальной еды хочется, салатика вкусного. А эта корова целыми днями валяется на кровати и говорит, что не успела. Мол, сын плачет весь день, она его с рук не спускает.
Елена Петровна отхлебнула чая и покачала головой:
— Ну и пусть плачет! Золотая слеза не выкатится. Еще не хватало по каждому писку к ребенку бежать. И домашние дела сейчас перестали быть проблемой. Это в мое время мы пеленки стирали вручную.
— Вот помню, придёт с работы моя матушка, а я бегом дела домашние делать. Пока она с тобой и братом сидела, я и поесть успевала приготовить, и бельё перестирать, — продолжала Елена Петровна.
Женщина погладила сына по голове:
— Да уж, сыночек. С женой тебе не повезло. Совсем она у тебя никудышная. Ничего сама не может.
— Мама, а ты приходи, поговори с ней. Да и с внуком как раз посидишь, — попросил Александр.
Елена Петровна замахала руками:
— Нет, Сашенька. У меня свои дела. Я тоже работаю. Силы уже не те. Вот пойду в отпуск летом, тогда и помогу. И потом, я тебе уже говорила — не помощница я. Здоровье не позволяет.
Домой Александр вернулся ближе к ночи и сразу лёг спать.
Чувство вины терзало Анну. Она всё обдумала и снова стала ругать себя за то, что была невнимательной к мужу. Ведь он работает, обеспечивает их. А она… Всего лишь с ребёнком сидит.
На следующий день девушка приготовила любимый салат Александра. Мужчина поцеловал супругу и сказал:
— Ну вот, теперь видно, что хозяйка в доме есть.
Пока Александр ужинал, рядом с ним сидела Анна. Тимоша сладко посапывал у неё на руках. Александр с упоением рассказывал жене про работу. Как его ценят и уважают. Атмосфера в семье вроде бы налаживалась.
Уже перед сном Анна подошла к мужу и попросила:
— Александр, присмотри за Тимошей. Я в душ схожу.
Александр недовольно буркнул:
— У тебя времени другого не нашлось? Я с работы пришёл и хочу отдыхать.
— Он сейчас спит. Если проснётся, ты колыбель чуть-чуть покачай. Обычно сразу засыпает.
Но сходить в душ девушке не удалось. Уже через пару минут в квартире раздался истошный крик младенца. Дверь в ванную распахнулась.
— На, успокаивай! Он так орёт, что уши закладывает. И больше никогда не подходи ко мне с этим вопросом! — он практически кинул сына на стиральную машинку и выбежал из ванной.
Наскоро смыв мыло, Анна прижала к себе плачущего сына и принялась его успокаивать.
— Не ребёнок, а наказание, — пробурчал Александр, закрывая голову подушкой на любимом диване.
На следующий день Анна позвонила своей маме. Она редко жаловалась ей, но сейчас поняла, что ей немедленно нужно выговориться.
Ольга Николаевна жила в другом городе. Внимательно выслушав Анну, женщина сказала:
— Дочка, прости, но ты сама виновата. Разбаловала ты своего Александра. Тебе надо было его сразу к уходу за ребёнком привлекать, а ты жалела. Как же, устаёт Сашенька!
— Ну так он деньги зарабатывает. Ему отдыхать надо.
— А тебе не надо?! У тебя ни выходных, ни проходных! Элементарно посидеть с ребёнком полчаса, пока ты отдыхаешь или ужинаешь, он бы мог. А этот твой мужик сел на тебя и ноги свесил. Ещё и претензии предъявляет, что дома не убрано. Бессовестный!
— Мам, может, приедешь ко мне? Мне с помощью легче будет.
— Дочь, пока не могу. С работы не отпустят. А ты сама знаешь, как пенсионерам тяжело сейчас удержаться на своём рабочем месте, — вздохнула Ольга Николаевна. — Но ты не переживай! В отпуск я приеду обязательно и промою мозги твоему мужу.
Шло время. Между супругами росло непонимание. Анна всячески пыталась привлечь Александра к уходу за сыном, но мужчина стыдил её:
— Не буду я подгузники менять! Не моё это дело! Вот рыбалка, футбол — это да. А сейчас ты должна уходом заниматься. Тебе, между прочим, отпуск дали для этого.
— Какой отпуск?
— Декретный отпуск. А мне его никто не давал. Мне работать надо, — отрезал Александр.
Терпение Анны лопнуло в ту ночь, когда сын в очередной раз захлебывался в истерике. Злой папаша ещё больше напугал сына своим криком и обвинил её в том, что она плохая мать.
Анна посмотрела в глаза Александру и процедила:
— Пошёл вон из комнаты.
От такой реакции жены Александр опешил.
— Анна, ты чего?! Чего грубишь-то?! — ошеломлённо спросил он.
— Уходи отсюда! — повторила девушка.
Александр вышел. Уже лёжа на диване, он возмущался:
— Надо же, какая эгоистка! Сама справиться с ребёнком не может, а на мне срывается. И как я раньше не разглядел эту змею? Эх, вернуть бы всё назад. Я бы такой ошибки не допустил.
С этими мыслями мужчина заснул. Следующий день был выходным, и Александр планировал отоспаться.
Проснувшись только к обеду, Александр застал жену и сына, которые возвращались с прогулки. Сделав вид, что ничего не произошло, он спросил:
— Анна, а что на завтрак сегодня? Есть хочу как рота солдат.
Анна безразлично посмотрела на мужа и ответила:
— Не знаю. У мамы спроси. Ты у неё теперь будешь и завтракать, и обедать, и ужинать.
— Ты чего городишь?
— Я на развод подаю. Зачем мне нужен муж, для которого жена — пустое место? — ответила Анна. — Да и родительство тебе в тягость. Мы с Тимошей тебя больше не задерживаем. Квартира мне от бабушки досталась по завещанию. Так что ты свободен.
Вскочив с дивана, Александр начал кричать в любимой манере:
— Без проблем! Прямо сейчас и уйду! А ты кому нужна будешь? Разведёнка с прицепом! Так и останешься одна куковать!
И мужчина стал собирать вещи. Уже стоя на пороге, Анна догнала мужа и крикнула:
— Александр, подожди!
Внутренне мужчина ликовал. Он был уверен, что Анна сломается и попросит его остаться. Победоносно Александр посмотрел на жену.
— Ключи от дома оставь. Они тебе больше не нужны.
Со злости Александр швырнул ключи прямо под ноги жене и вышел из квартиры.
Прошло несколько дней после ухода мужа. Александр не звонил и не приходил.
Но через неделю в квартире Анны раздался звонок. Открыв дверь, девушка увидела на пороге свою маму. От радости у неё заблестели глаза.
— Мамочка, как я рада, что ты приехала! — обнимала Анна Ольгу Николаевну. — Ты надолго?
— Думаю, пару месяцев погощу, если не возражаешь. Я отпуск перенесла. Сердце у меня за тебя болит, дочка.
— Мам, я выгнала Александра. Не могу с ним больше жить. Ни любви, ни уважения, ни заботы. — Анна рассказала матери о своём решении.
— Вот и правильно! Пусть твой Александр с мамой живёт. Ему самому платочком сопли вытирать надо. А трудностей не бойся. Я помогу тебе.
Этим же вечером Тимоша знакомился с бабушкой, а Анна наконец-то смогла спокойно принять душ и поесть. Ночью женщины по очереди вставали к малышу. Анна посвежела и похорошела. Она почувствовала, что силы вернулись к ней.
Чем больше проходило времени, тем больше Анна убеждалась в правильности своего решения. Девушка подала на развод. Александр не сопротивлялся. К этому времени он снова жил с мамой. До сына и бывшей жены ему не было никакого дела.
Приехав за оставшимися вещами, Александр молча прошёл в квартиру. Он не поздоровался с Ольгой Николаевной и даже не заглянул к сыну.
Тишину развеяла Анна:
— Ты можешь навещать Тимошу в любое время. Это и твой сын. Я не буду препятствовать вашему общению.
Александр посмотрел на Анну и ответил:
— А мне и не надо его навещать. Достаточно того, что вы у меня часть зарплаты отняли на алименты.
И мужчина ушёл, громко хлопнув дверью.
Анна посмотрела ему вслед и грустно подумала:
«Придётся сказать Тимоше, что его папа — космонавт».
Вздохнув, девушка вернулась к малышу, который последнее время спал спокойно, и поняла, что давно пора было подать на развод.