Найти в Дзене

Нижний Тагил может стать городом искусств

В Нижнем Тагиле, несмотря на сложившийся имидж серого индустриального города, имеется все необходимое, чтобы сделать город одним из лидеров в развитии креативных индустрий, полагает Константин Бугров, профессор кафедры истории России УрФУ, заместитель директора Института истории и археологии УрО РАН. По мнению историка, Нижний Тагил обладает уникальным индустриальным наследием, богатейшей художественной традицией, выдающимися образцами неоклассической советской архитектуры, что является серьезным заделом и для развития креативных индустрий, и для привлечения туристов. В журнале «Культурный код» ученый опубликовал статью, где рассказал, как формировались креативные индустрии в городе, об особенностях творчества в разные исторические периоды, а также о том, какие проекты существуют сегодня. Историческая случайность Демидовых «Формирование культурных индустрий в Нижнем Тагиле началось в XVIII веке, став в определенном смысле исторической случайностью. После смерти Акинфия Демидова его гор

В Нижнем Тагиле, несмотря на сложившийся имидж серого индустриального города, имеется все необходимое, чтобы сделать город одним из лидеров в развитии креативных индустрий, полагает Константин Бугров, профессор кафедры истории России УрФУ, заместитель директора Института истории и археологии УрО РАН. По мнению историка, Нижний Тагил обладает уникальным индустриальным наследием, богатейшей художественной традицией, выдающимися образцами неоклассической советской архитектуры, что является серьезным заделом и для развития креативных индустрий, и для привлечения туристов. В журнале «Культурный код» ученый опубликовал статью, где рассказал, как формировались креативные индустрии в городе, об особенностях творчества в разные исторические периоды, а также о том, какие проекты существуют сегодня.

Историческая случайность Демидовых

«Формирование культурных индустрий в Нижнем Тагиле началось в XVIII веке, став в определенном смысле исторической случайностью. После смерти Акинфия Демидова его горнозаводская „империя“ была разделена на части, из которых в руках Демидовых осталась лишь Нижнетагильская. Владевший ею младший сын Акинфия Никита Демидов обучал художников из числа собственных крепостных. С 1770-х годов известность получила тагильская лаковая роспись металлических изделий, расцвета этот промысел достиг в первой половине XIX века. Начало формироваться искусство, которое отличалось от искусства, связанного с усадебным бытом, создаваемого крепостными художниками, и от крестьянского народного искусства», — рассказывает Константин Бугров.

В начале XIX века Нижний Тагил, наряду с Екатеринбургом и Златоустом, стал центром такого искусства, добавляет историк. Горнозаводская декоративная роспись в целом и тагильская роспись по металлу в частности были для Урала и Сибири тем же, чем стали для Центральной России и Поволжья произведения таких всемирно известных художественных промыслов, как Жостово или Хохлома.

«Визит на Урал наследника престола Александра Николаевича в 1837 году стимулировал развитие живописи: виды демидовских заводов писали на холсте крепостные мастера Худояровы, столичные художники Василий Раев и Павел Веденецкий. Эти работы стали первыми в России образцами жанра индустриального пейзажа», — добавляет Бугров.

Однако с середины XIX века уральские промыслы не выдержали конкуренции с жостовской продукцией.

Расцвет советского Тагила

«Фундаментальные перемены в культурный ландшафт Нижнего Тагила внесла эвакуация времен Великой Отечественной войны. В 1942 году в городе было создано отделение Союза художников РСФСР, в конце 1943-го прошла первая художественная выставка, в 1944 году открылся Нижнетагильский музей изобразительных искусств, в 1945 году заработало Уральское художественно-промышленное училище. В город — будучи мобилизованными или ограниченными в выборе места жительства — приехали скульпторы, художники, театральные деятели», — перечисляет Константин Бугров.

Культурный подъем 1940–1950-х годов отражал развитие промышленных предприятий Нижнего Тагила. И, если в XIX веке создавали предметы потребления, то с середины XX века искусство проявлялось в градостроении и архитектуре, поскольку в городе развернулось интенсивное строительство нового жилья и общественных зданий.

«К востоку от старого поселения Нижнетагильского завода были выстроены новые кварталы вокруг Театральной площади со зданием драматического театра. В районе Тагилстрой в 1952 году по проекту свердловского архитектора Владимира Емельянова был построен Дворец культуры металлургов. Его проект шестью годами позже был повторно использован в приволжском Дзержинске. В соцгороде Вагонка сложился архитектурный ансамбль, объединивший постконструктивистские дома 1930-х годов и неоклассику 1950-х годов. В 1958 году по уникальному проекту Эммы Залесской сооружен Дворец культуры вагоностроителей. Вообще дворцы культуры Нижнего Тагила, как отмечает Евгения Бахтина, по масштабу, монументальности и качеству декоративного оформления могут быть отнесены к уникальным объектам культурного наследия России», — полагает Константин Бугров.

Монументальное искусство

К 1960-м годам в Нижнем Тагиле сложилась устойчивая структура художественной индустрии: Уральское училище прикладного искусства, Нижнетагильский музей изобразительных искусств, мастерские Художественного фонда РСФСР. Даже для крупного областного центра такая концентрация была необычной. Уже к этому времени сформировалась традиция изображать город уральским, промышленным. Как поясняет историк, основу заложили Олег Бернгард и Михаил Дистергефт. Тему продолжили другие художники. Появились многочисленные мозаичные панно, барельефы — например, панно «Труд» художника Алексея Константинова. К концу 1980-х годов в городе имелось около 70 объектов монументального искусства.

«Во второй половине XX века весомый вклад в развитие культурной сферы города вносили индустриальные гиганты. Металлургический комбинат передал для музеефикации свою старую площадку, ставшую сегодня знаменитым Нижнетагильским заводом-музеем. На другом конце города у проходной Уралвагонзавода сформировался культурный комплекс, включающий музей предприятия, музей бронетанковой техники, выставку техники под открытым небом, церковь Дмитрия Донского и танк-памятник на постаменте», — добавляет Константин Бугров.

Новая идентичность

В последнее десятилетие в Нижнем Тагиле вновь был предпринят ряд шагов по развитию креативных индустрий. Так, в 2015 году появилась «Малахитовая линия» — экскурсионный маршрут по старейшей части города и набережной пруда. Продолжается разработка историко-туристического кластера «Старый город». С 2015-го проходит симпозиум городской скульптуры «Сезон искусств в Демидовском крае»; в 2021-м организован креативный кластер Samoro.doc, реализован проект «Тагильская школа. Художники и явления». В 2023-м был презентован трехдневный тур «Демидовский маршрут» (Екатеринбург — Невьянск — Нижний Тагил), а в пойме реки Тагил разбит парк «Народный». Участвуют в культурных программах и металлургический комбинат, и вагоностроительный завод: например, металлурги реализуют программу промышленного туризма.

«Я бы выделил три важнейших социально-культурных кластера, которые могут стать точками притяжения туристов: старый центр Нижнего Тагила с горами Высокая и Лисья (территория предполагаемого „Демидов-парка“), металлургический комбинат с музеем и дворцом культуры, вагоностроительный завод с музеем, дворцом культуры и районом Старая Вагонка. В условиях демографического сжатия и других причин, полагаю, в ближайшие годы Нижний Тагил не будет иметь возможности развивать внутренний спрос на услуги ни экстенсивным (за счет роста населения), ни интенсивным (за счет роста покупательной способности) путем. Поэтому важно привлекать в город потребителей извне, прежде всего из Екатеринбурга», — советует Константин Бугров.

Историк, кроме того, советует делать ставку на уникальную архитектуру 1930-50-х, которая сохранилась лучше, чем дореволюционная. А также сформировать коалицию между городскими властями, крупными промышленными предприятиями и культурными институциями для реализации единой стратегии развития. Продуманная стратегия и совместные усилия помогут Тагилу стать не просто «промышленным цехом», а городом синтеза искусств, где индустриальная мощь сочетается с творческой энергией, заключает исследователь.

Отметим, исследования культурного наследия небольших региональных городов проводятся при поддержке РНФ (проект № 22-18-00679).