Когда появился этот маршрут? Какое ещё прозвище у него было? Правда ли, что такой трамвай ходил на Патриарших прудах? Как линия А менялась на протяжении существования СССР? А также - правда ли, что трамвай переставал ездить на 6 лет по желанию духовенства? Как выглядел вагон-кафе, который ходил по маршруту А в начале 1990-х? И что с маршрутом стало в наше время? Об этом и не только расскажу сегодня.
"Серебряный" маршрут
Трамвай А, пожалуй, один из немногих маршрутов столичной сети, о котором слышал почти каждый москвич. Да и те, кто в город только приезжают, как туристы, нередко знакомы с "Аннушкой" по фильмам и книгам. Наибольшую популярность этот маршрут, конечно, приобрёл благодаря роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Именно трамвай А стал причиной неприятности, которая случилась с Берлиозом на Патриарших прудах.
Сразу скажу, что трамвайного движения в районе Патриарших прудов никогда в реальности не существовало. Там не ходил ни маршрут А, ни какой бы то ни было другой. А где же ездила знаменитая "Аннушка". Её история началась в 1911 году. Некоторые исследователи даже пытались установить конкретный день. Одни говорят, что запустили маршрут 29 октября. Другие - 27 декабря. Ходил трамвай изначально по Бульварному кольцу. Считается, что именно благодаря маршруту А дорога получила своё второе название - "Кольцо А".
Как вы знаете, Бульварное не совсем кольцо. Оно не замкнуто, как, например, Садовое. По форме больше похоже на подкову. Поэтому, чтобы соединить Гоголевский и Яузский бульвары, трамваи следовали через Пречистенскую, Кремлёвскую и Москворецкую набережные. Почему маршрут А в народе стали называть именно "Аннушкой", сказать сложно. Никаких внятных версий историки, к сожалению, не дают.
Писатель Константин Паустовский, который посвятил часть своей жизни работе кондуктором на Московском трамвае, говорил, что линию А между собой в дореволюционные времена сотрудники депо называли "серебряной". Всё потому, что ездили на маршруте в основном интеллигенция и чиновники. Кроме того, трамвай следовал через многие известные магазины и театры. Расплачивались уважаемые пассажиры обычно бумажными деньгами или серебряными монетами. Отсюда и прозвище.
Недовольство москвичей
Для дореволюционных и последующих времён "Аннушка" отличалась удивительной стабильностью. Её маршрут ни разу не менялся вплоть до 1931 года. Тогда вместо Пречистенской набережной вагоны стали ездить через улицы Волхонка и Ленивка. Затем сворачивали на Кремлёвскую набережную и ехали по привычной трассе. Впервые кольцевой маршрут разомкнулся в феврале 1934 года. Связано это было с ремонтными работами. Трамвай А стал ходить от Запепской площади (около Павелецкого вокзала) через Зацепский вал, Садовническую улицу и Устьинский проезд. Далее следовал по кольцу до Гоголевского бульвара.
В 1935-м всё вернули, но уже через 2 года трамвай стал на постоянной основе ходить от Павелецкого вокзала до Гоголевского бульвара. Но теперь маршрут пролегал через улицы Пятницкая, Балчуг, Варварку, Солянский проезд и Солянку. Потом вагоны следовали через Подколокольный переулок до Покровского бульвара. Там уже "Аннушка" продолжала движение по кольцу. Москвичам новый маршрут не понравился. Они завалили чиновников жалобами. Основной претензией были увеличившиеся интервалы. По расписанию промежуток между трамваями составлял 3,5 минуты. Но этот норматив не соблюдался. Приходилось ждать намного дольше. Учитывая, что каждый месяц трамваем А пользовались 3,5 млн человек, ситуация сложилась не самая приятная.
В 1938 году трамвай А стал после Балчуга сворачивать на Садовническую улицу, а потом следовал по Бульварному кольцу. На протяжении 11 лет его конечная чередовалась. То это был Гоголевский бульвар, то Клиническая площадь (сейчас район Оболенского переулка параллельно Большой Пироговской улице). Лишь в 1949 году "Аннушка" приобрела более-менее стабильный маршрут. Вагоны стали следовать от Павелецкого вокзала по трассе 11-летней давности. Только после Страстного бульвара они теперь сворачивали на Малую Дмитровку и ехали через Тверские-Ямские и Большую Грузинскую улицы в сторону Красной Пресни. Далее следовали до Шмитовского проезда через Трёхгорный вал. Связаны изменения были с тем, что в 1949-м ликвидировали трамвайное движение на Бульварном кольце от Пушкинской площади до Гоголевского бульвара.
Трамвай-кафе
Шмитовский проезд был конечной для трамвая А вплоть до 1967 года. За это время трассу следования маршрута несколько раз корректировали. Но это всё точечные правки, которые вгонят вас в скуку. Поэтому перейдём к более существенным изменениям. В августе 1967 года линию сократили до Трубной площади. Это было связано со строительством Самотёчной эстакады на Садовом кольце. Москвичей уверяли, что всё временно. Вскоре трамваи снова вернутся на свой маршрут до Шмитовского проезда. Но этого так никогда и не произошло.
В 1971 году маршрут А сократила новая стройка. На этот раз это была станция метро "Тургеневская". Рельсы на Бульварном кольце до Трубной площади сняли. Новой конечной для "Аннушки" стала соседняя станция "Чистые пруды" (тогда "Кировская"). Правда в этот раз вернуть вагоны уже не обещали. В таком виде маршрут А просуществовал целых 20 лет. Ходил от Павелецкого вокзала через Новокузнецкую улицу, Садовнический и Устьинский проезды, а также часть Бульварного кольца до нынешней станции метро "Чистые пруды".
В конце 1980-х годов, как писали позже в газете "Вечерняя Москва", трамвай стал мешать служителям церкви Флора и Лавра на Зацепской площади. Именно вокруг храма располагалось кольцо. В 1992 году по настоянию духовенства маршрут закрыли, а рельсы вокруг церкви демонтировали. Кстати, ещё в 1991-м, "на замену" маршруту А вышел вагон-ресторан "Анна". Это был обычный трамвай, но внутри находились столики, как в кафе. Войти внутрь мог любой желающий за 50 копеек, если были свободные места. Ездила "Анна" ежедневно с 17 до 23 часов. Со всеми остановками ещё до Павелецкого вокзала. Потом этот маршрут сократили - он стал кататься только по Чистым прудам. В нулевые это же был трактир "Аннушка". Насколько я понял, он работает до сих пор. Но только, если его заказать для мероприятия. Просто так по маршруту больше не ходит.
Больше не "Аннушка"
Вернулась "Аннушка" на московские улицы в сентябре 1997 года. Тогда как раз на ремонт закрылась станция метро "Павелецкая". Транспортная ситуация сложилась непростая. Маршрут А продлили до Калужской площади. Сейчас эта остановка называется метро "Октябрьская". Тогда на линию выпустили 8 трамваев "Татра". Новый маршрут работал с 7 до 22 часов. По такой трассе А ездил до 2019 года.
В 2019 году "Аннушка" стала ездить ещё дальше: в Черёмушки. Однако продлилось это недолго. Уже в 2020-м её перенаправили до Новоконной площади через метро "Пролетарская". Сейчас эта остановка называется "МЦД Калитники". Собственно такая трасса сохраняется и сегодня. Сейчас на маршруте работают современные длинные трамваи "Витязь-М".
Конечно, теперь "Аннушка" на значит также много для москвичей, как раньше. Например, когда-то люди специально ждали именно маршрут А. Предпочитая его другим. Но времена меняются - сейчас для многих, особенно тех, кто помоложе, это обычный маршрут. "Аннушкой" его почти никто не называет.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!