Лично я запомнил Владимира Ивашова в роли белого офицера, исполнявшего задушевные песни в ресторане в фильме "Неуловимые мстители". Благородство, красота - и не верится, что это был своего рода неидейный герой - в советские годы не приветствовалось облагораживать белогвардейцев. А Ивашов смог!
Другим же актер, наверное, больше запомнился по другой роли - светлый парень Алёша Скворцов из «Баллады о солдате». Именно эта картина принесла Ивашову всесоюзную славу и стала его путёвкой в бессмертие, хотя сам путь актера оказался увы не столь долгим.
За годы работы на экране Ивашов оставил внушительный след. Ему выпадали неординарные роли, а образы, созданные им, словно жили собственной судьбой. Но пришли смутные времена: переломная эпоха, удары 90-х и личные испытания. Всё это словно выжгло его силы, оставив за кулисами множество несыгранных ролей и недосказанных слов…
Владимир Ивашов родился в Москве в 1939 году. Его детство прошло в обычной рабочей семье: отец трудился на авиационном заводе, мать работала на швейной фабрике. Родители с ранних лет приучили сына к труду. Володя умел многое, мог сам сшить себе одежду, приготовить обед, помочь по хозяйству. Он рос самостоятельным и смышлёным мальчиком, у которого всё получалось.
Но при всей практичности душа Володеньки тянулась к другому. Он хотел не только делать полезные вещи руками, но и придумывать, фантазировать, создавать что-то живое и красивое. В школе Володя часто думал о том, что свяжет свою судьбу с актёрской профессией.
Для младшей сестры он шил кукол и разыгрывал с ними представления, из обычной комнатки в коммуналке создавая кукольный театр. Соседские ребята порой подшучивали над необычным увлечением мальчика, но открыто не дразнили: Володя умел за себя постоять и не давал никому в обиду ни себя, ни близких.
📌У меня есть канал в телеграмм, где вы найдете еще больше историй обо всем, что за гранью истории. Без цензуры и ограничений!
Когда пришло время выбирать дорогу, отец хотел, чтобы сын пошёл его путём и устроился на завод. Но Володя решил иначе. Он подал документы во ВГИК, и без труда сдал экзамены. Учёба давалась легко, преподаватели замечали его природное обаяние и талант. Ивашов раскрылся как человек, которому тесно в пределах повседневности, и которому необходим был большой простор сцены и киноэкрана.
В 1959 году судьба улыбнулась студенту ВГИКа. Григорий Чухрай, уже известный режиссёр и человек с тонким художественным чутьём, заметил Ивашова и пригласил его на пробы в новый фильм «Баллада о солдате». Говорят, что роли главных героев уже почти были закреплены за Олегом Стриженовым и Лилией Алёшниковой. Но Чухрай неожиданно для многих изменил решение и доверил картины Жанне Прохоренко и Владимиру Ивашову. Как показало время, этот риск оказался настоящим открытием.
Фильм вышел на экраны и мгновенно обрёл мировую известность. «Баллада о солдате» завоевала целый ряд престижных наград, а сценарий даже был номинирован на «Оскар». В центре истории оказался юный солдат Алёша Скворцов, сыгранный Ивашовым с такой искренностью и теплотой, что зрители поверили ему без остатка. В его исполнении чувствовалась не наигранная героичность, а настоящая душевная боль и светлая надежда, знакомая миллионам.
После премьеры молодого актёра буквально завалили предложениями. Ещё учась во ВГИКе, он успел сняться в нескольких картинах, а получив диплом, сразу был принят в труппу Театра-студии киноактёра, где прослужил до начала девяностых. Сцену он не бросал, но кино занимало львиную долю его времени и сил. Работал Владимир с полной отдачей, без скидок на усталость или личные обстоятельства.
Зрители запомнили его в «…А зори здесь тихие», в «Героях нашего времени». А в фильме «Неуловимые мстители» открылся ещё один талант - Ивашов прекрасно пел. Вряд ли найдётся человек старшего поколения, кто не помнит ту песню на стихи Гоффа в его исполнении. Она звучала легко, искренне... у многих зрителей даже выступали слезы...
После громкого успеха «Баллады о солдате» Владимира заметили и за рубежом. Чистый, открытый образ юноши-солдата оказался понятен и близок зрителям разных стран. Уже в начале 1960-х Ивашов получил приглашения сниматься в совместных и зарубежных проектах.
В совместном с Францией фильме «Леон Гаррос ищет друга» (1960) он сыграл Федю, молодого рабочего в Сибири. Также интересна роль революционера Андрея Потебня в историко-биографическом художественном фильме совместного советско-польского производства, "Ярослав Домбровский", снятого в 1975 году.
Интересно, что за границей Ивашова часто воспринимали как олицетворение «советского героя»: честного, прямого, немного застенчивого, но способного на серьезный поступок. Эти роли заметно расширили творческий диапазон. Владимир ивашов смог выйти за рамки привычных образов и показал, что его талант универсален и не привязан только к отечественному кино.
**
Личная жизнь Владимира Ивашова не была похожа на сказку, хотя со стороны могло показаться иначе. Сам по себе он был человеком верным и преданным, однолюбом в самом прямом смысле слова. Его сердце без остатка принадлежало актрисе Светлане Светличной. Их союз длился 35 лет, и начался он ещё в студенческие годы.
Говорили, что они встретились задолго до того, как «Баллада о солдате» прогремела на весь мир. Тогда Светлана, которая уже начинала карьеру в кино, прошла мимо, не заметив тихого и скромного парня. А вот когда Ивашов прославился на весь Союз, судьба снова столкнула Светличную с "скромняшкой", и уже на этот раз у нее появилось чувство к нему. Что это было — настоящая любовь или холодный расчёт со стороны Светличной, остаётся тайной, ведь ответить на этот вопрос теперь некому.
Они встречались недолго, пошли в ЗАГС и стали жить вместе. Молодая семья поселилась в тесной коммуналке: одна комната на Владимира, Светлану, родителей, брата и сестру. Там же на свет появился первый сын Алексей. Быт для Светланы оказался суровым испытанием. В доме не хватало ни пространства, ни тишины, и конфликты вспыхивали всё чаще.
Выручил их тот же человек, который когда-то открыл Владимиру дорогу в кино, режиссер Григорий Чухрай. Благодаря его хлопотам семья получила двухкомнатную квартиру. После коммуналки это жильё казалось дворцом: у них появилось свое жилье, где можно было выдохнуть, растить ребёнка и строить жизнь без постоянного шума и тесноты.
Со временем в семье Ивашовых родился ещё один сын, Олег. Снаружи всё выглядело идеально: уважаемый актёр, красавица-жена, двое детей, собственная квартира. Но за этой картинкой скрывалась совсем другая жизнь.
Владимир, ставший знаменитым благодаря «Балладе о солдате» и последующим фильмам, пользовался большой популярностью у женщин. Его внимание, улыбка или просто взгляд вызывали интерес и симпатию, а для Светланы это было сродни пытке. Она сама оставалась в тени - зрители помнили её в первую очередь по роли из «Бриллиантовой руки», но дальше дело не пошло. Многие называли Светличную «актрисой одной роли», и ревность к успеху мужа только подливала масла в огонь.
В их доме теперь не прекращались скандалы и взаимные упрёки. В какой-то момент Светлана решила отыграться на муже, пустилась в романы. Кто-то утверждает, что среди её избранников были и Юрий Гагарин, и Андрей Миронов, и ещё несколько известных мужчин. Верить этому или нет, личное дело каждого, но слухи ходили настойчивые.
Для Владимира семейная жизнь постепенно превратилась в постоянный стресс. Он долго терпел и закрывал глаза на поступки жены, надеясь сохранить семью ради детей. Но наступил день, когда терпение лопнуло. Вернувшись домой со съёмок, Светлана обнаружила, что муж ушёл, забрал документы и подал на развод.
Для неё это стало ударом. Теперь уже Светличная не хотела терять Ивашова и пыталась всеми силами вернуть его. Она просила прощения, уговаривала, апеллировала к детям, обещала измениться. И всё же главную роль сыграло не это. Владимир по-настоящему любил Светлану, и потому в очередной раз простил её, вернулся домой и продолжил семейную жизнь, пусть и ценой собственных нервов и покоя. Зря - вот именно так красивого актера и погубила его любимая жена...
В начале 1990-х жизнь всех граждан Советского Союза резко изменилась. Советский кинематограф рухнул, словно карточный домик, и актеры, привыкшие к популярности и стабильности, оказались никому не нужны. Владимиру предлагали роли, но он их отвергал. Не хотел мараться в дешёвых фильмах и портить своё имя. У Светланы дела шли не лучше: предложений почти не было, а годы брали своё.
Ивашова всё сильнее мучила мысль, что жена, пережившая немало романов на стороне, может уйти к мужчине богаче и успешнее. Чтобы уберечь семью от нужды, он устроился простым разнорабочим в строительную бригаду. Тащил мешки с цементом, разгружал кирпичи, делал тяжёлую и изнуряющую работу, к которой организм актёра, привыкшего к совсем другой жизни, оказался не готов. Говорят, непонятно, оценила ли Светлана этот жертвенный шаг. Но очевидно одно: он рвался изо всех сил сохранить семью. Ивашов об этом молчал, а Светличная позже признала:
«В том, что удалось сохранить семью, была заслуга Володи, а не моя. Он понимал, что я человек эмоциональный и непостоянный. А он всю жизнь был однолюбом».
В 1995 году здоровье актёра не выдержало. Его доставили в больницу с тяжёлыми проблемами желудка, вызванными постоянными физическими нагрузками. Врачи удивлялись: в худом, осунувшемся мужчине немногие узнавали когда-то красивого и знаменитого артиста. А Ивашов отмахивался и говорил, что они ошиблись, он обычный рабочий. Первая операция прошла плохо, а во время второй сердце актёра остановилось. Ему было всего 55 лет.
Смерть Ивашова стала тяжёлым ударом для семьи. Но беды на этом не закончились. Спустя 10 лет после ухода отца скончался младший сын Олег: его сгубило пристрастие к алкоголю. Старший сын Алексей стал стоматологом, создал крепкую семью и воспитывает дочь Машу. У неё сейчас своя семья. И правнука великого актёра назвали Владимиром...
📌 Спасибо за прочтение статьи. У меня есть канал в телеграмм. где вы найдете еще больше историй обо всем, что за гранью истории.