Найти в Дзене
сергей пантелеев

История древнего Рима. Вторая Македонская Война. Киноскефалы.

Ни Сульпиций, ни сменивший его Публий Виллий не сделали ничего достойного удивления. Война шла не шатко ни валко, пока в 198 году консулом не был выбран Тит Квинций Фламинин. Это был молодой человек тридцати лет, только прошедший квестуру и не имевший право баллотироваться в консулы. на этом основании народные трибуны блокировали его выдвижении. Так сложилось, что нам ничего неизвестно о Тите до этого момента. Он принадлежал к старой и влиятельной патрицианской семье. и только. Меж тем сенаторы выступили против трибунов и кандидатура Фламинина была предложена комициям и он был избран. Именно ему досталась македония. Сенат позволил ему дополнительно набрать 3000 пехотинцев и 300 всадников из граждан, а также 5000 и 500 из союзников. Что Тит и сделал, предпочитая ветеранов испанского и африканского походов Сципиона. С этими силами он и отправился к основной армии. Дальнейшие действия Квинция можно назвать стоянием в теснинах реки Аоос. 40 дней стояли друг перед другом две армии не пр

Ни Сульпиций, ни сменивший его Публий Виллий не сделали ничего достойного удивления. Война шла не шатко ни валко, пока в 198 году консулом не был выбран Тит Квинций Фламинин.

Тит Квинций Фламинин
Тит Квинций Фламинин

Это был молодой человек тридцати лет, только прошедший квестуру и не имевший право баллотироваться в консулы. на этом основании народные трибуны блокировали его выдвижении. Так сложилось, что нам ничего неизвестно о Тите до этого момента. Он принадлежал к старой и влиятельной патрицианской семье. и только. Меж тем сенаторы выступили против трибунов и кандидатура Фламинина была предложена комициям и он был избран.

Именно ему досталась македония. Сенат позволил ему дополнительно набрать 3000 пехотинцев и 300 всадников из граждан, а также 5000 и 500 из союзников. Что Тит и сделал, предпочитая ветеранов испанского и африканского походов Сципиона. С этими силами он и отправился к основной армии.

Дальнейшие действия Квинция можно назвать стоянием в теснинах реки Аоос. 40 дней стояли друг перед другом две армии не предпринимая активных действий. Мелкие стычки не в счёт. За это время противники даже успели провести переговоры. Филипп был вовсе не против заключения мира, был готов пойти даже на некоторые территориальные уступки, но требование консула отдать Фессалию было чрезмерным и неприемлемым дя македонского царя.

Теснины Аоос. Наше время.
Теснины Аоос. Наше время.

Ну а затем события стали развиваться по фермопильскому сценарию. Безымянный пастух предложил Титу показать обходную тропу через горы. 4000 пехотинцев и 300 всадников зашли в тыл македонской армии и ударили ий в спину, когда основная армия навалилась с фронта. Филипп, потеряв до 2000 человек вынужден был отойти. Так рассказывают...

Отступая через Фессалию к своим пределам македонская армия на своем пути жгла и уничтожала все что попадалось по пути, поступая с союзниками, хуже чем могли бы враги. Эта победа и это отношение к союзникам оттолкнуло греков от Македонии и она оказалась в изоляции.

Наступал 197 год, были избранны новые консулы, и Фламинин должен был поучить приемника. Вмешались народные трибуны и ему было продлено командование еще на год.

-3

Конец 198 зима 197 годов прошли в маневрировании, грабежах греческих городов и дипломатии. Филипп и Фламинин даже провели личную встречу, но договорится, ожидаемо, не смогли. Оба полководца стремились к генеральному сражению. Оно и случилось, хотя, может быть, и не так как им бы хотелось.

-4

Противники встретились у города Феры, произошла короткая стычка, но соперники нашли место неподходящим для большого сражения и отправились к Стокуссе вдоль гряды холмов, которые назывались Киноскефалы. Погода стояла дождливая и туманная, противники потеряли друг друга. Получилось так, что они оказались по разную сторону холмов. дальнейший ход событий описал Полибий, и, думается, все последующие историки следовали в его фарватере.

Силы противников были примерно равны. Римляне несколько превосходили македонцев по численности кавалерии. Фалангитов Филипп мел 16 000, практически идеальная фаланга по Асклипиодоту. Для того, чтобы собрать эту армию Филиппу пришлось призывать как 16 летних юношей, так и вышедших в отставку, тех кому было за 60. Всего войска было около 26 000 человек.

Три дня противники двигались по своим маршрутам, а на четвертый, словно по уговору, решили посмотреть, что там за холмами. Когда римский отряд подошел к вершине, то обнаружил там македонский разъезд. Завязалась схватка. Сначала римлянам пришлось плоховато, но подошедшее подкрепление перевернуло ситуацию. Тогда Филипп в свою очередь послал помогу своим, римляне покатились назад ( да что уж тут - побежали) и если бы не этолийские всадники, было совсем плохо. Тут к Филиппу полетели гонцы- враг бежит, чтобы кончить дело надо вступить всей армии. Как пишут историки, несмотря на неудобную местность, Филипп поддался на уговоры и вступил бой.
Сам он вяозял под командование правый фланг, а левый поручил Никандру. Когда македонцы взошли на вершину холма, то увидели линию римских легионов, которая теснила их бойцов. Филипп приказал пелтастам удвоить глубину фаланги (своей половины) и двинул ее на легионы. Плотная фаланга, идущая к тому же сверху, заставила римлян отступать с большими потерями. Левый фланг македонцев в это время только показался на вершине холма, как пишет Полибий (и все остальные) не успев принять правильный строй. Сюда Фламинин бросил свой правый фланг, усиленный слонами (их Фламинина было штук 20). Судя по описанию, левый фланг Филиппа побежал, даже еще не вступив в непосредственный контакт с противником.

Тут помог случай (или вовсе не случай!) . Оставшийся безымянным военный трибун,ин увидя поражение своих войск на другом фланге, смог остановить 20 манипул от преследования врага, и с этими силами (чуть больше 2000 бойцов) ударил в тыл наступающему правому флангу Филиппа. Это решило дело. Сариссофоры не были способы отразить этот удар, этому способствовало как особенности строя так и вооружение, побросав свои ставшие бесполезными сариссы обратились в бегство. Филипп, увидев нападавших с тыла, подобно Дарию при Гавгамелах, с теми кто был рядом бежал с поля боя.

Сариссофоры левого фланга, оставшись без командования, решили сдаться и в знак этого подняли, как это было принят в Македонии, свои сариссы вертикально в верх. Однако легионеры не поняли знака ( или не захотели) - большая часть македонцев была убита.

Так завершилась решающая битва Второй Македонской войны. На месте осталось 8 000 македонян. Еще 5 000 были взяты в плен. Римлян пало в битве до семисот человек.