Найти в Дзене
ПОД СТУК

Почему билеты на поезда стали дороже, чем на самолёты? Всегда же было наоборот!

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Уже достаточно давно пассажиры стали замечать, что стоимость билетов на поезда по тому или иному маршруту порой совпадает с билетами на самолёт. В этой статье разберёмся, какие направления являются самыми популярными в России, сравним цены на билеты по этим направлениям, а также постараемся ответить на вопрос, почему же поезда стали стоить столько же, сколько и самолёты. В целом, магистральный пассажирский транспорт (к которому как раз относятся самолёты и поезда дальнего следования), чаще всего, используется в трёх целях: Причём, не стоит недооценивать третью категорию: очень многие люди работают в столицах, либо крупных городах и ездят к родственникам на праздники, студенты ездят домой на каникулы, а пациенты едут в крупные федеральные, либо областные больницы. Теперь то, что касается направлений. Совместив данные из трёх источников (ТАСС, vesti.ru и портал aviaport.ru) по 2023-2024 годам (то есть уже в условиях закрытых
Оглавление

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Уже достаточно давно пассажиры стали замечать, что стоимость билетов на поезда по тому или иному маршруту порой совпадает с билетами на самолёт. В этой статье разберёмся, какие направления являются самыми популярными в России, сравним цены на билеты по этим направлениям, а также постараемся ответить на вопрос, почему же поезда стали стоить столько же, сколько и самолёты.

Куда и откуда любят «перемещаться» россияне?

В целом, магистральный пассажирский транспорт (к которому как раз относятся самолёты и поезда дальнего следования), чаще всего, используется в трёх целях:

  • Туризм и отдых - поездки к морю, в горы, в культурные и исторические центры
  • Деловая активность - командировки, участие в переговорах, конференциях и выставках
  • Социально-бытовые поездки - посещение родственников, учёба, лечение, смена места жительства
Автор: Лагутин И.Б. / RailGallery
Автор: Лагутин И.Б. / RailGallery

Причём, не стоит недооценивать третью категорию: очень многие люди работают в столицах, либо крупных городах и ездят к родственникам на праздники, студенты ездят домой на каникулы, а пациенты едут в крупные федеральные, либо областные больницы.

Теперь то, что касается направлений. Совместив данные из трёх источников (ТАСС, vesti.ru и портал aviaport.ru) по 2023-2024 годам (то есть уже в условиях закрытых южных аэропортов и соответствующего перераспределения пассажиропотока) можем сделать вот такую табличку по самым популярным направлениям:

-2

Так ли всё плохо? Смотрим цены!

Как можно видеть из таблицы, почти все направления завязаны на Москву. Перед просмотром цен найдём пересечения, их получается четыре:

  • Москва - Сочи
  • Москва - Санкт-Петербург
  • Москва - Екатеринбург
  • Москва - Казань

Цены будем смотреть ровно за месяц - сегодня 24 сентября, соответственно будем смотреть на 24 октября. В случае с самолётом - рейс обязательно должен быть прямой (поскольку из Москвы смотрим), приведём две стоимости: с багажом и без. Для поезда также будет две цены: на билет в плацкарт и в купе.

Здесь, правда, есть некоторая трудность. В случае с самолётом, дороже будет рейс с удобным расписанием (вылет утром - прилёт днём, или вечерний рейс, но не ночной), а с поездом - дороже тот, что меньше времени в пути проводит, скорее всего, кстати, это будет фирменный поезд.

-3

На направлении Санкт-Петербург - Москва, «РЖД» и другие железнодорожные перевозчики предлагают много слишком много вариантов, поэтому вынесем это дело в отдельную таблицу:

-4

Теперь можем сделать весьма неутешительные выводы. Как можно видеть, самолётом лететь точно выгоднее на юг (если мы сравниваем с билетом в купе поезда, который имеет адекватное время хода), причём независимо от того, есть ли у вас багаж, или нет. При поездке в Казань - всё зависит от времени вылета самолёта, а также от того, есть ли у вас багаж или нет.

На направлении Москва - Екатеринбург чисто по цене, конечно, выигрывает поезд, однако за счёт такой разницы во времени в пути, поезд будто должен подешевле стоить (25 часов против 2).

Ну а между столицами ситуация весьма интересная. Здесь цены на самолёт сравнимы с билетом на «Сапсан» или на ночной поезд. В свою очередь 5-тичасовые «Ласточки» и «Авроры» дешевле самолёта в два раза.

Таким образом, из рассмотренных примеров, нельзя однозначно сказать, что поезд стал дороже самолёта, однако, на южном направлении (а это весомая доля пассажиропотока как на ж/д, так и на авиатранспорте) - ценовая политика «РЖД» вызывает очень много вопросов.

Автор: Project 136 VRN / RailGallery
Автор: Project 136 VRN / RailGallery

Проблема эта комплексная и причин у неё несколько. Во-первых, общие кризисные тенденции в стране, постепенное удорожание всего того, что включено в стоимость железнодорожных билетов. Во-вторых - монополия «РЖД» на рынке пассажирских перевозок, а также применение динамического ценообразования. В-третьих, государство субсидирует авиасообщение с югом страны. Впрочем, перевозки в плацкартных вагонах также субсидируются государством, но не в купейных.

Следовательно, дать однозначный ответ, то ли это билеты на самолёты получаются недооценёнными за счёт субсидий, то ли билеты на поезда являются переоценёнными из-за динамического ценообразования - на данный момент сложно.

Для удобства подписчиков Телеграме создан канал, объединяющий несколько Дзен-каналов (в том числе и мой) по теме транспорта. С его помощью вы можете не только быстрее увидеть новые статьи, но и найти канал в случае автоматической отписки, что иногда бывает. Рекомендую подписаться!
-6