Туапсе - это, конечно, далеко не только исторический центр со сталинской и дореволюционной застройкой, уютными бульварчиками, кафешками, кофейнями и прочими радостями курортной жизни. Здесь есть мощная промзона, связанная с портом и действующим в городе НПЗ, из-за которого в воздухе периодически появляется характерный бензиновый дух.
Большая часть городской застройки - это частный сектор, хрущевки-пятиэтажки и более поздние советские дома. А вот новостроек в Туапсе практически нет. Население в городе несильно, но сокращается, хотя Краснодарский край - один из немногих регионов России, где города как раз уверенно растут, и Туапсе с его индустрией, портом и курортной составляющей отнюдь не выглядит депрессивным.
Кавказские горы практически вплотную подходят к побережью, и хоть у моря они невысокие, однако создают в городе весьма пересеченный рельеф с крутыми спусками, подъемами и "многоярусной" застройкой, когда первые этажи вышестоящих домов оказываются на уровне крыш нижестоящих.
Что ж, прогуляемся по непарадным районам Туапсе и посмотрим, как они выглядят.
Частный сектор на фоне гор и моря. Здесь занедорого можно снять комнату со спартанскими условиями:
Крестовоздвиженская церковь, расположенная как раз среди частного сектора:
В окрестностях порта также можно встретить немало колоритных домиков. Туапсе остался в стороне от сочинской олимпийской лихорадки, поэтому атмосфера здесь более аутентичная, чем-то напоминающая 90-е (а они на ЧПК были довольно спокойными, несмотря на близость абхазского и чеченского конфликтов), а может, и более дремучие времена:
Еще немного колоритных подворотен:
Пятиэтажки. Южные "хрущи" заметно отличаются от своих собратьев из средней полосы:
Вот характерный туапсинский пейзаж - многоэтажки, торчащие на вершине горы, нефтяные бочки, а на переднем плане - частный сектор:
Позднесоветская застройка представлена в основном такими домами:
В один из дней забрались в один из "горных" районов. Прошли через какой-то совсем уж непарадный двор:
Зато виды с верхотуры открываются поистине космические:
На что обратил внимание в Туапсе, так это на большое количество старых советских и российских авто. Впрочем, ничего удивительного. Климат мягкий, зимы без реагентов и постоянных "переходов через ноль", машины сохраняются хорошо и не гниют. Таким же обилием автораритетов в свое время поразил Крым:
Возле порта обнаружили целое лежбище турецких фур. Туапсе, оказывается, сейчас один из основных "санкционных" хабов , через который идёт большой грузопоток из Турции. Грузовики доставляются сюда паромами и дальше уже своим ходом следуют в места назначения:
Еще одна особенность Туапсе - большое количество уличных собак. Псы вальяжные и откормленные, у них все хорошо. Всем своим видом как бы свидетельствуют: если довелось в империи родиться - лучше жить в провинции у моря. Более того, они чипированы, т.е. за ними следят и вакцинируют. Большую часть времени они заняты тем, что дрыхнут на солнышке или в теньке:
А что в Туапсе с пляжами? Большую часть городского побережья занимает порт. Пляжи находятся от него по сторонам. Главный городской пляж лежит к югу (точнее, к юго-востоку) от порта, а второй, который называется "Приморье", соответственно, к северу (северо-западу).
Городской пляж находится рядом с железной дорогой, собственно, с него я и снимал поезда, показанные в прошлой части. Помимо поездов, хорошо видны болтающиеся на рейде туапсинского порта сухогрузы и паромы:
Городской пляж в сумрачную ненастную погоду:
Пляж "Приморье" лежит в долине речки со звучным названием Паук. Речка Паук выглядит весьма непрезентабельно, обильно заросла, и сперва у меня возникли сомнения, настоящая ли это река или то, что в народе называют "речкой-вонючкой", т.е. канализационный сток:
Но сам пляж "Приморье" неплох. Здесь нет железной дороги и поездов, зато есть живописно нависающая над морем скала:
И снова корабли на траверзе:
Пляжный отдых на фоне портового индастриала:
На этом я заканчиваю рассказ о Туапсе. В следующей, заключительной части этого южного цикла посетим главную жемчужину побережья - город Сочи.