Это был декабрь 2018 года. Житель Италии неспешно передвигался по галерее Уффици. Вероятно, сначала он прошел через залы классической живописи — здесь находятся ранние религиозные и флорентийские работы. Потом переместился к работам более поздних эпох — к Ренессансу, гуманизму, мифологии
То, что произойдет дальше, началось еще здесь, напротив работ таких мастеров эпохи Возрождения как Рафаэль
Но как бы ни был силен его гений, финальный аккорд сыграют картины Сандро Боттичелли. Мужчина прошел мимо Весны и других знаменитых мифологических картин Боттичелли до того, как вошел в зал, где выставлено «Рождение Венеры». Он подходит к шедевру настолько близко, насколько позволяют ограждения и другие посетители, а потом отступает немного назад, чтобы увидеть полотно целиком
Давайте и мы с вами попробуем проделать это в своем воображении, хоть и видим картину лишь на экранах своих гаджетов
Что вы чувствуете, рассматривая один из знаменитейших сюжетов Боттичелли?
Сложно сказать, что чувствует герой этой истории, находясь напротив Венеры. Но еще через мгновение это перестает быть важным — у мужчины случается сердечный приступ. Ему пытаются помочь сразу четыре врача-посетителя, применяя дефибриллятор на месте, но это не помогает. Благо, Скорая подоспевает вовремя и пациента увозят в больницу
Позже музейный директор Уффици Эйке Шмидт в интервью скажет, что такие инциденты не единичны — в музее уже были случаи обмороков и эпилептических приступов перед картинами. Например, перед Медузой Караваджо
Неужели искусство может быть столь коварно по отношению к нам — простым людям, пытающимся его постигнуть в меру своих способностей?
Оказывается да, и у этого даже есть название
Синдром Стендаля (его ещё называют «флорентийский синдром», «гиперкультуремия») — псевдопсихосоматическое явление, при котором человек испытывает сильные эмоциональные и физические реакции при созерцании произведений искусства или красоты, превосходящей привычные рамки восприятия
Название происходит от псевдонима французского писателя Марии-Анри Бейля Стендаля, который в 1817 году при посещении Флоренции в своих дневниках описал состояние близкое к экстазу и истощению. Он говорил, что был полностью переполнен эстетическим переживанием, которое сопровождалось сердцебиением, слабостью и «истощением души»
Этот случай мог бы остаться частным, если к 1970-му году не накопилось довольно много схожих свидетельств от других людей. Итальянский психиатр Грациэлле Магерини, работающая во Флоренции, даже начала систематических описывать этот феномен, настолько много было случаев «перегрузки» туристов эстетикой и культурой в этом городе. В своём труде La Sindrome di Stendhal она собрала более сотни историй туристов, обращавшихся за медицинской помощью во Флоренции после посещения музеев, галерей и исторических достопримечательностей
Самые яркие случаи синдрома Стендаля во Флоренции
Получается, картины становятся опасными ловушками, в которые мы вступаем добровольно: идем в музей, чтобы напитаться красотой, но иногда оказываемся на пороге того, что современная психиатрия назвала бы кризисом
Именно так случалось не раз во Флоренции, в том самом госпитале Santa Maria Nuova, куда доставляли туристов из Галереи Уффици. Люди плакали, теряли сознание, падали на пол в истерике или, напротив, замирали, не в силах пошевелиться. Одни ощущали, что картины разговаривают с ними напрямую. Другие — что они сами вот-вот станут частью полотна
В книге Магерини приводится случай студента из Праги. Он долго смотрел на фрески Мазаччо в церкви дель Кармине и внезапно лишился дара речи. Его привели к врачу, и ещё несколько часов он не мог вымолвить ни слова
Есть в той книге и история немца пятидесяти трёх лет, которые долго разглядывал «Бахуса» Караваджо и почувствовал нечто, что сам описал как «непристойное возбуждение», смешанное с тревогой и ужасом. Картина стала триггером, из-за которого бессознательное вырвалось наружу в пространстве музея. И да, этот турист тоже был госпитализирован, потому что самостоятельно прийти в себя не получилось (то, что на картине изображен юноша, мы опустим, у нас это законом запрещено)
С французским туристом случилась менее пикантная, но более пугающая ситуация. Во время экскурсии перед картинами Рафаэля он испытал паническую атаку: сердцебиение, слабость, слёзы. Ему пришлось срочно покинуть музей, и только в больнице удалось стабилизировать его состояние
Женщина из Северной Европы при виде одной из мадонн в Уффици почувствовала, что сама сливается с образом Богородицы. У неё возникли мистические переживания, чувство миссии и духовного избранничества. Позже симптомы расценили как кратковременный психотический эпизод
Американка средних лет находясь перед скульптурой Давида Микеланджело, ощутила настолько сильное эмоциональное потрясение, что начала кричать и плакать. Её реакция напоминала истерику, успокоить ее не удавалось, поэтому окружающие вызвали Скорую помощь (но мы не будем ее осуждать, да, девочки?)
Можно подумать, что дело в музее — закрытое помещение, много людей, духота и нехватка кислорода, да еще и красные цвета в оформлении и инфернальная подсветка. Кто хочешь с ума сойдет. Но нет, синдром Стендаля случался и на открытом воздухе
В отчёте “Stendhal syndrome: a case of cultural overload” приводится случай 72-летнего художника, который после прогулки по Флоренции (и посещения исторических мест) вошёл в состояние транзиторной параноидной психозы: он был дезориентирован во времени, подозревал слежку повсюду, даже в номере гостиницы. Спустя несколько недель симптомы стихли, но когда он поехал во Францию часть симптомов повторилась
А в газетной статье “Prey to Stendhal Syndrome : Beauty of Florence’s Art” за 1987 год приводится описание женщины по имени Мери, которая, по её словам, после созерцания фресок внутри купола флорентийского собора почувствовала себя «обессиленной», выражала ощущение, что объекты «утекали» из её восприятия, что «красота притягивает и ускользает»
Можно усмехнуться: мол, слабые нервы у людей. Но представьте себе — вы идёте по этим залам, солнце Тосканы уже разогрело камни города, вы устали от длинных очередей, от жары, от постоянных впечатлений. И вдруг перед вами возникает нечто, что невозможно вместить разумом. Сотни лиц, взглядов, деталей. Венера, выходящая из морской пены. Хор ангелов Рафаэля. Давид Микеланджело, чьи жилы кажутся живыми. В перегруженном теле перегружается психика — от этого никто не застрахован, тем более что в книге Магерини говорит, что дурно становилось чаще всего людям в возрасте от 20 до 40 лет
Интересно, что, по наблюдениям Магерини, от флорентийского великолепия практически не страдали сами итальянцы — они живут «в окружении этого искусства» постоянно, и достаточно выносливы. Но это не страхует итальянца от культурной перегрузки в других городах
География синдрома Стендаля
Флоренция дала имя этому феномену, но это далеко не единственный город, где люди ломаются под тяжестью красоты и символов
Санкт-Петербург
В 2017 году был описан случай, вошедший в медицинскую литературу как «Psychotic episode during a travel to Saint-Petersburg». Путешественник оказался в состоянии психоза, и врачи напрямую связали с культурной перегрузкой: слишком много музеев, архитектуры, памятников — слишком мало ресурсов психики, чтобы всё это переварить. Никаких других причин его психоза обнаружено не было
Иерусалим
Здесь существует так называемый «Иерусалимский синдром». Туристы, оказавшись в городе трёх религий, нередко переживали мистические озарения, впадали в религиозный экстаз, некоторые объявляли себя пророками. Психиатры описывали случаи, когда вполне здоровые люди внезапно начинали бродить по улицам в белых одеяниях и вещать о конце света
Париж
Французская столица известна «Парижским синдромом», который особенно часто встречается у туристов из Японии. Столкнувшись с диссонансом между идеализированным образом Парижа и реальностью (шумиха, мусор, грубость прохожих), некоторые приезжие испытывали панические атаки, депрессию и даже галлюцинации. Ну, да, не совсем культурная перегрузка... скорее, антикультурная, но все же
Рим, Венеция, Нью-Йорк
В разных культурных столицах фиксировались случаи «туристических синдромов» — реакций, когда красота, масштаб или культурная интенсивность города становятся слишком сильным стимулом. Иногда это проявлялось в лёгкой форме — слёзы и дрожь перед картиной. Иногда — в тяжёлой, доходя до психиатрической госпитализации
Как видите, синдром Стендаля нельзя считать исключительно «флорентийским феноменом». Это универсальное предупреждение: искусство может быть опасным в любой точке мира, где оно сталкивает нас с собственными пределами восприятия
А теперь давайте пофантазируем
Как вы думаете, перед какой картиной, фреской или иным памятником культуры и искусства у вас могло бы случиться что-то вроде синдрома Стендаля? Или, может, у вас есть реальный случай из жизни?
Не стану зарекаться, может в Уффици и меня бы психозом накрыло, но как будто бы я пока не настолько чувствительна к искусству. Вот эти мои статьи в том числе мой способ проникнуться им через понятные мне приемы. Но! Я девушка православная, хоть и светская, и перед иконами Николая Чудотворца у меня подступают слезы дочерней нежности
____
Буду рада видеть вас в своем ТГ-канале В поисках серотонина. Там можно увидеть, как рождаются идеи для таких лонгридов, а еще пообщаться со мной в комментариях и поисследовать вместе мир, жизнь и себя