Введение
Еще недавно полет в космос был несбыточной мечтой для обычного человека, а сегодня это постепенно становится новой реальностью, пусть и пока для единиц. Частные компании один за другим входят в клуб космических перевозчиков, и вот к ним присоединился еще один серьезный игрок. 16 сентября китайская компания CAS Space представила публике свой многоразовый космический корабль «Лихонг». Это не просто макет, а заявка на полноценное участие в зарождающемся рынке суборбитального туризма. Амбиции Китая простираются дальше простых прогулок для богатых туристов — речь идет о создании целой инфраструктуры для работы на орбите. Успех этого проекта может перевернуть таблицу лидеров в новой, коммерческой космической гонке, где главный приз — доступ к космосу.
Технологический прорыв «Лихона»: больше, чем просто туризм
Главная фишка «Лихона» — его многоразовость. Инженеры заявили, что корабль сможет слетать в космос и вернуться обратно не меньше тридцати раз. Представьте себе самолет, который служит годами, — здесь применяется похожий принцип. Это коренным образом меняет стоимость полета. Вместо того чтобы строить новый корабль для каждой миссии, можно использовать один и тот же, просто готовя его к новому старту. Конструкция выбрана непростая, но перспективная — одноступенчатая. Это значит, что аппарат взлетает и садится как единое целое, без отделяющихся ступеней, что должно сделать его надежнее и проще в обслуживании. В качестве топлива используется пара жидкий кислород и керосин — проверенный и относительно чистый вариант.
Но заглянем внутрь. Помимо семи удобных кресел для туристов, «Лихонг» — это, по сути, летающая лаборатория. Те самые три минуты невесомости, которые испытают пассажиры, — это не только острые ощущения, но и уникальная возможность для науки. В условиях микрогравитации можно проводить эксперименты, которые невозможно осуществить на Земле: выращивать идеальные кристаллы для электроники, тестировать новые лекарства или изучать поведение жидкостей. Компания не скрывает, что такие коммерческие рейсы должны дать импульс и государственным пилотируемым программам, отработав технологии в более частом и регулярном режиме.
Как же будет выглядеть это космическое путешествие для обычного человека? Планы CAS Space поражают размахом: они хотят построить флот из десяти таких кораблей. Это позволит запускать их чуть ли не каждые четверо суток, как регулярные авиарейсы. Сам полет продлится около десяти минут. После мощного взлета корабль устремится вверх, достигнет условной границы космоса — линии Кармана на высоте 100 км — и ненадолго зависнет в черной бездне. Пассажиры смогут отстегнуться, чтобы испытать непривычное чувство невесомости, увидеть изогнутую линию горизонта и тонкую полоску атмосферы before плавное возвращение домой.
Связующее звено: ракета-носитель Lijian-2 и ее стратегическое значение
«Лихонг» был представлен не один, а в компании новой ракеты-носителя Lijian-2, и это не случайно. Они — две части одного большого пазла. Запуск Lijian-2 запланирован на конец 2025 года, и его основная задача — снабжать китайскую космическую станцию с помощью грузового корабля «Цинчжоу». Однако его возможности гораздо шире. В мире, где спутниковые группировки для интернета становятся нормой, такая ракета — как раз тот инструмент, который нужен, чтобы быстро и эффективно выводить на орбиту десятки аппаратов.
Но настоящей жемчужиной презентации стала тяжелая многоразовая версия Lijian-2. Здесь китайские инженеры идут прямым путем, проложенным такими компаниями, как SpaceX: они хотят возвращать первые ступени или боковые ускорители для повторного использования. Это священный Грааль современного ракетостроения, ключ к радикальному снижению стоимости вывода груза в космос. Планы и вовсе фантастические — обеспечить до 60 запусков в год. Если это удастся, Китай сможет предложить на мировом рынке одни из самых конкурентных цен, бросив прямой вызов нынешним лидерам.
Что особенно умно, так это унификация. И туристический корабль, и ракета-носитель используют одни и те же виды топлива. Это как если бы у вас была одна связка ключей для всей техники — одна заправка, одна логистика, одни и те же специалисты для обслуживания. Такой подход показывает, что CAS Space мыслит не отдельными продуктами, а создает целую экосистему. Они хотят быть не просто перевозчиком, а универсальным поставщиком космических услуг — от запуска спутника до организации научной экспедиции в невесомости.
Новая космическая гонка: сотрудничество или конкуренция?
Так что же мы видим? Начало новой космической гонки? Если в прошлом веке страны соревновались за флаг на Луне, то сегодня битва идет за кошельки клиентов и технологическое превосходство на рынке. Китай, всегда делавший ставку на государственные программы, теперь активно выпускает на арену частные компании. Это очень напоминает американскую модель, где NASA тесно работает с коммерческими партнерами.
Впрочем, не стоит рисовать картину исключительно в черных тонах конкуренции. Мировая космическая отрасль сегодня — это сложный клубок, где компании могут и соперничать, и сотрудничать. Успех китайской программы может подстегнуть инновации по всему миру и в конечном итоге снизить цены для всех. Выиграют и наука, и бизнес, получив более доступный доступ к орбите.
Однако сбрасывать со счетов геополитику наивно. Собственные надежные средства доставки, возможность развертывать спутниковые группировки и создавать инфраструктуру на орбите — это вопрос не только экономики, но и национальной безопасности, технологического суверенитета. Развитие частных компаний вроде CAS Space встраивается в общую стратегию Китая по укреплению своих позиций как космической державы. Поэтому за коммерческой риторикой стоит четкое понимание государственных интересов.
Таким образом, презентация «Лихона» и Lijian-2 — это гораздо больше, чем просто анонс новой техники. Это уверенная заявка Китая на лидерство в коммерческом освоении космоса. Ближайшие год-два, когда должны состояться первые реальные запуски, покажут, насколько готовы эти амбиции стать реальностью. Мы будем следить за этим с неподдельным интересом.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.
Инвестируйте в российские Дирижабли нового поколения: https://reg.solargroup.pro/ecd608/airships/?erid=2VtzqwwxGTG