Найти в Дзене

ДОТ. Кризис освоения супругами родительских ролей и принятие факта появления нового члена семьи

Кризис освоения супругами родительских ролей — второй нормативный кризис семьи, включающий этапы принятия решения о рождении ребёнка, беременность, роды и первый год жизни ребёнка. Сопровождается изменением структуры семьи, перераспределением ролей, перестройкой эмоциональных связей и границ. Возникает родительский стресс, требующий адаптации пары и семьи в целом. Теоретические подходы:теория привязанности Дж. Боулби и М. Эйнсуорт; триадическая модель «мать–отец–ребёнок» Д. Стерна; модель эмоциональной регуляции Дж. Готмана (2015+); концепция пластичности семьи Walsh (2016). Факторы успешного освоения родительских ролей: эмоциональная зрелость супругов, готовность к родительству, социальная поддержка, стабильное финансовое положение, физическое и психическое здоровье членов семьи. Диагностика семьи: оценка супружеских отношений и удовлетворённости браком, диагностика родительского стресса, анализ структуры семьи и распределения ролей (FACES IV и др.). Психологическая помощь:подготовка
Оглавление

Кризис освоения супругами родительских ролей — второй нормативный кризис семьи, включающий этапы принятия решения о рождении ребёнка, беременность, роды и первый год жизни ребёнка. Сопровождается изменением структуры семьи, перераспределением ролей, перестройкой эмоциональных связей и границ. Возникает родительский стресс, требующий адаптации пары и семьи в целом.

Теоретические подходы:теория привязанности Дж. Боулби и М. Эйнсуорт; триадическая модель «мать–отец–ребёнок» Д. Стерна; модель эмоциональной регуляции Дж. Готмана (2015+); концепция пластичности семьи Walsh (2016).

Факторы успешного освоения родительских ролей: эмоциональная зрелость супругов, готовность к родительству, социальная поддержка, стабильное финансовое положение, физическое и психическое здоровье членов семьи.

Диагностика семьи: оценка супружеских отношений и удовлетворённости браком, диагностика родительского стресса, анализ структуры семьи и распределения ролей (FACES IV и др.).

Психологическая помощь:подготовка пары к родительству, сопровождение беременности и родов, работа с послеродовой депрессией, поддержка родительской подсистемы, перестройка внешних границ семьи, коррекция психологической близости или дистанции супругов, регулирование участия родственников в жизни семьи.

Профилактика кризиса:школы родительства, тренинги по развитию родительских компетенций, группы поддержки, образовательные программы, онлайн-консультирование и дистанционная помощь.

Список упражнений и практик, которые можно провести в онлайн-формате с родителями или парами, находящимися на этапе второго нормативного кризиса. Они подходят для дистанционной работы через Zoom, Google Meet или специализированные платформы для психологов. Упражнения подобраны так, чтобы работать с ключевыми феноменами этой темы: адаптация к родительству, перестройка ролей, эмоциональная регуляция, границы семьи, поддержка супружеских отношений.

Кризис освоения супругами родительских ролей и принятие факта появления нового члена семьи
Кризис освоения супругами родительских ролей и принятие факта появления нового члена семьи

Онлайн-упражнение «Карта поддержки»

Цель: осознать источники и дефициты внешней поддержки семьи, определить ресурсы.
Подходит для работы с: социальной поддержкой, границами семьи.

Время: 20–25 минут.
Участники: пара или отдельный родитель.
Материалы: онлайн-доска (Miro, MURAL, Jamboard) или шаблон, который можно заполнить в Google Docs.

Инструкция:

  1. В центре доски нарисовать круг — «Наша семья».
  2. Вокруг семьи разместить «слои» поддержки:
  • ближайшие родственники,
  • друзья,
  • профессионалы (педиатр, психолог, акушерка и др.),
  • социальные структуры (группы поддержки, государственные сервисы).
  1. Каждый участник самостоятельно или вместе заполняет карту, размещая людей и ресурсы по близости к центру.
  2. Обсудить:
  • у кого есть поддержка и где её не хватает,
  • что мешает вовлечению нужных людей,
  • как укрепить важные связи.

Обсуждение:

  • Какие источники поддержки самые значимые?
  • Есть ли конфликтные фигуры или чрезмерное вмешательство?
  • Какие ресурсы стоит развивать или подключить?

Психологический эффект:
пара видит, что у неё уже есть ресурсные фигуры, и осознаёт, что можно перестроить границы семьи.

«Семейные роли и ожидания» (адаптация техники Вирджинии Сатир)

Цель: выявить скрытые ожидания и ролевые конфликты после рождения ребёнка.
Подходит для работы с: ролями, супружескими конфликтами, профилактикой дистанцирования.

Время: 30–40 минут.
Участники: супружеская пара.
Формат: видеосессия + чат для письменных ответов.
Материалы: каждому участнику высылается заранее бланк с ролями и ожиданиями в PDF.

Инструкция:

  1. Каждому из супругов предложить заполнить таблицу:
  • «Мои обязанности и роли сейчас» (я как мать/отец, партнёр, профессионал).
  • «Ожидаемые обязанности и роли от партнёра».
  • «Как я вижу идеальный вариант распределения ролей».
  1. После заполнения психолог показывает на экране шаблон и собирает ответы в общую таблицу.
  2. Вместе анализируются совпадения и расхождения.
  3. Психолог помогает сформулировать правила и договорённости по ключевым ролям.

Обсуждение:

  • Какие ожидания оказались неожиданными для партнёра?
  • Что можно изменить уже сейчас, чтобы снизить напряжение?
  • Какие роли требуют гибкости?

Результат:
супруги получают наглядное представление о том, как видят семейную систему каждый из них, и могут корректировать ожидания.

Онлайн-упражнение «Эмоциональный термометр»

Цель: отследить эмоциональные состояния каждого из участников и научиться их регулировать.
Подходит для работы с: эмоциональной регуляцией, предотвращением конфликтов.

Время: 15–20 минут.
Участники: пара или отдельный родитель.
Материалы: онлайн-доска или таблица Google.

Инструкция:

  1. Психолог демонстрирует визуальную шкалу от 0 до 10:
  • 0 — «спокойствие»,
  • 10 — «максимальное напряжение/гнев».
  1. Участники отмечают на шкале свои текущие эмоции по 3 категориям:
  • физическая усталость,
  • эмоциональное напряжение,
  • уровень радости/ удовлетворённости.
  1. Психолог задаёт вопросы:
  • «Какие события влияют на ваш уровень стресса?»
  • «Что помогает снизить напряжение?»
  1. Совместно составляется «карта способов снижения стресса».

Вариация: можно использовать онлайн-сервисы для анонимного голосования (Mentimeter, Slido), если это групповая работа.

Результат:
пара учится отслеживать эмоциональные состояния и реагировать до того, как конфликт перерастёт в кризис.

Онлайн-симуляция «День из жизни семьи»

Цель: смоделировать типичный день семьи и выявить узкие места в распределении обязанностей и времени.
Подходит для работы с: распределением обязанностей, временем для пары, стресс-факторами.

Время: 40–50 минут.
Участники: супружеская пара.
Материалы: Google Sheets или Miro.

Инструкция:

  1. Ведущий создаёт таблицу с временными интервалами (например, с 6:00 до 24:00).
  2. Партнёры заполняют её по очереди:
  • кто что делает в конкретное время,
  • кто отвечает за ребёнка,
  • когда есть время для себя и для партнёра.
  1. Анализируется:
  • где есть перегруз одного из партнёров,
  • где отсутствует время для пары,
  • когда оба одновременно перегружены.
  1. Психолог помогает перераспределить обязанности и ввести «обязательное совместное время».

Результат:
пара видит реальные паттерны распределения ресурсов и может снизить риск выгорания.

Онлайн-групповая техника «Ресурсный круг»

Цель: формирование ощущения общности, поиск ресурсов у других родителей.
Подходит для работы с: эмоциональной поддержкой, профилактикой изоляции.

Время: 30–40 минут.
Участники: группа 6–12 родителей (или пар).
Формат: Zoom или аналог, с использованием функции «Breakout Rooms».

Инструкция:

  1. Каждый участник по очереди рассказывает о своей текущей трудности, связанной с родительством (2–3 минуты).
  2. Остальные участники предлагают хотя бы одно практическое решение или поддержку («Я пробовал это…», «У меня сработало…»).
  3. Ведущий фиксирует решения на общей онлайн-доске.
  4. В конце группа обсуждает самые полезные идеи.

Результат:
родители чувствуют, что не одни в своих трудностях, и получают конкретные практические ресурсы.

Видеоформат «Микронавыки эмоциональной поддержки»

Цель: отработать навыки конструктивного общения.
Подходит для работы с: эмоциональной регуляцией пары, супружеской дистанцией.

Время: 20–30 минут.
Участники: пара.
Формат: Zoom с записью и анализом.

Инструкция:

  1. Психолог объясняет технику «Я-высказываний».
  2. Один партнёр описывает проблему по модели:
  • «Когда ты…» (описание поведения),
  • «Я чувствую…» (эмоция),
  • «Мне нужно…» (потребность).
  1. Второй партнёр отвечает активным слушанием:
  • перефразирует,
  • задаёт уточняющий вопрос,
  • подтверждает понимание.
  1. Сессия записывается, в конце проводится разбор:
  • что получилось,
  • где возникли трудности.

Результат:
пара учится выражать чувства без обвинений и слышать друг друга.

Онлайн-метод «Ролевая обратная связь»

Цель: развитие эмпатии через временное «погружение» в позицию партнёра.
Подходит для работы с: пониманием мотивов и чувств партнёра.

Время: 30 минут.
Участники: пара.
Формат: видеосессия.

Инструкция:

  1. Партнёры меняются ролями: каждый представляет себя на месте другого и рассказывает, как он воспринимает ситуацию в семье.
  2. Второй участник корректирует, если что-то не совпадает.
  3. Обсуждение:
  • «Что нового ты понял о своём партнёре?»
  • «Какие чувства ты испытал в роли другого?»

Результат:
снижение взаимных обвинений, рост эмпатии, усиление эмоциональной близости.

Рекомендации для организации онлайн-занятий

  • Использовать Zoom или аналоги с возможностью демонстрации экрана и записи.
  • Применять онлайн-доски (Miro, Jamboard, MURAL) для совместной работы.
  • Перед занятием высылать материалы: шаблоны ролей, таблицы, шкалы.
  • В конце каждой сессии делать «мини-рефлексию»: что было полезно, что вызывает трудности.

Литература

1. Психологическая газета – "Пара в кризисе: упражнения для самостоятельной работы"
Автор Наталья Нагорнова предлагает упражнения для пар, включая техники перехода от монолога к диалогу и совместного планирования будущего:
https://psy.su/feed/8310/
Здесь можно найти методику «От монолога к диалогу» и упражнение «Проясняем планы на будущее»
Психологическая Газета.

2. PsyMama.ru — "Семейный кризис в связи с рождением ребёнка"
Краткий обзор диагностических инструментов и методик психологической помощи семьям после рождения ребёнка:
https://www.psymama.ru/kurs/semejnyj-krizis-v-svyazi-s-rozhdeniem-rebenka psymama.ru.

3. Infourok.ru – тренинг "Все начинается с семьи"
Практическое занятие с упражнениями («Ожидания», «Душа ребёнка») и 방식 подготовки к взаимодействию родителей и детей:
https://infourok.ru/trening-dlya-roditelej-vse-nachinaetsya-s-semi-5172602.html Инфоурок.

4. Online-курс "Навигатор по семейной жизни: от кризиса к близости" (МИГИП)
Включает практические методы работы с родительской ролью, конфликтами и развитием эмпатии с использованием техник психодрамы:
https://online.migip.ru/navigator-po-semejnoj-zhizni online.migip.ru.

5. Блог издательства МИФ — "7 упражнений, которые помогут улучшить семейную жизнь"
Перевод и адаптация упражнений по саморегуляции и эмоциональному взаимодействию для семей:
https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2021/08/27/7-uprazhnenij-kotorye-pomogut-uluchshit-semejnuyu-zhizn/ blog.mann-ivanov-ferber.ru.

6. Психологическая интернет-платформа "ПсиЧат" — статья о системной психотерапии и семейных кризисах
Полезно для понимания семейной системы, роли кризиса и ролей, которые формируются в семейной динамике:
https://psy-chat.ru/sistemnaja-semeinaja-psihoterapija psy-chat.ru.

7. PDF: «ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ» (СОГУ)
Методические указания и практические задания в области семейной терапии, включая самостоятельную работу студентов и примеры упражнений:
https://media.nosu.ru/2020/12/ilchenko-v.v.-prakticheskie-zanjatija-po-psihologii-semi_.pdf media.nosu.ru.