1. Фильм основан на одноимённой, в основном документальной книге Герберта Осбери из 1928 г. По свидетельствам сетевых источников вещь сильная, недаром воодушевившая не одну экранизацию.
Заходите в мой Telegram-канал "Загадки кино", где каждый день публикуется по одному жгучему факту о легендарных фильмах.
2. Мир глазами Амстердама (Леонардо Ди Каприо) на его пути к Пяти углам после выздоровления почти в точности копирует фотографию Джейкоба Рииса «Бандитский насест» (1888), которая украсила обложку первого издания «Банд» Осбери.
3. Скорсезе интересовался историей родного Нью-Йорка с юности. Он вырос в районе «Маленькая Италия» на Манхеттене и с интересом изучал его прошлое. Со взрослением увлечение не прошло, наоборот, режиссёр в 1979 г. приобрёл права на экранизацию книги Герберта Осбери. Он хотел сделать эпическую картину, но тогда ему не хватало профессионального веса ни для соответствующих бюджетов, ни для качественной съёмки.
4. В съёмках фильма участвовал профессиональный лингвист, известный в Голливуде «тренер по диалектам и акцентам» Тим Монич. Для изучающих английский будет очень полезно посмотреть фильм с оригинальной дорожкой, поскольку Монич воссоздал те самые «диалекты и акценты» Нью-Йорка 19 века.
5. Из вступительного рубилова удалили много сцен. Например, схватка между Валлоном и Мясником была намного более жестокой и начиналась с удара топором по руке «священника». В финальном монтаже от этого остался лишь миллисекундный намёк.
6. Во главе стола в доме, где работает Джинни (Камерон Диас) - Мартин Скорсезе своей персоной. Он также предоставил закадровый голос, озвучивший сводки о ходе Бунта против призыва.
7. Все названия банд – исторические, множество персонажей (в т.ч. Мясник) имеют свои исторические оригиналы. И даже последние слова Мясника («I die true American») также принадлежат его прообразу – Биллу Пулу.
8. Дэниелу Дэй-Льюису настолько опостылела прилизанная причёска Мясника, что первое, что он сделал по окончании съёмок – побрился наголо.
9. Амстердам наматывает на руки ни что иное как древнегреческий (точнее, усовершенствованный древнеримский) цестус – боевую перчатку кулачных бойцов, а позднее гладиаторов.
10. В этом кадре мы видим Дэй-Льюиса со свежесломанным носом (несмотря на травму он продолжил игру). Некоторые приписывали этот досадный инцидент Ди Каприо, мол, он как-то неправильно возлежал, когда его партнёр «бил» Амстердама головой. В поздних интервью он высказал своё мнение: во-первых, когда в кадре оба актёра, то заметно, что Дэй-Льюис вообще не касается Ди Каприо; а во-вторых, инцидент произошёл, когда Ди Каприо вообще не было рядом. На кадре с фотографии внизу – подушки. Какие-то неправильные подушки.
11. Дэниел Дэй-Льюис работал по актёрскому Методу, т.е. с круглосуточным погружением в персонаж. Однажды Скорсезе и Ди Каприо пригласили его вместе сходить в ресторан – компании пришлось уговаривать официантов обслужить их, поскольку те боялись приблизиться к «Мяснику».
12. Нью-Йорк 19 века был воссоздан в павильоне киностудии Cinecitta в Риме.
13. Для подготовки к роли Дэниел Дэй-Льюис учился метанию ножей у двух цирковых артистов и несколько недель работал в мясной лавке, постигая искусство разделывания туш. А также безостановочно слушал Эминема.
14. Историческое столкновение между «Мёртвыми кроликами» и «Нэйтивистами» произошло в июле 1857 г. Событие умышленно было перенесено на снежный февраль для придания крови лучшей контрастности.
15. Благодаря массовой миграции из Европы за время действия фильма население Нью-Йорка увеличилось почти в 2 раза.
16. Премьера фильма состоялась в декабре 2002 г., однако в заключительных кадрах можно увидеть башни-близнецы Всемирного торгового центра, уничтоженные в результате террористической атаке в сентябре 2001 г. Дело в том, что фильм целился к премьере в конце 2001 г. и этот эпический таймлапс уже был готов. Однако потом начались разногласия, редактура, досъёмка и прочее, что, в конце концов, улетело «Банды» на следующее Рождество.
17. Первоначальный монтаж фильма в исполнении Скорсезе длился 3 часа 36 минут. Финальный монтаж сократил хронометраж ровно на час.
18. Официальная информация прилепила к фильму сразу две киностудии – Miramax и Touchstone, хотя вторая не принимала участия в съёмках. Всемирный сетевой мозг сходится во мнении, что таким образом Disney (которому тогда принадлежали обе) хотел поддержать шатающуюся Touchstone на плаву.
19. Во время встречи после неудачного покушения на Мясника Монах (Брендан Глисон) говорит Амстердаму фразу на гэльском языке («если ты недостаточно силён, то должен быть умнее»). Глисон свободно владеет гэльским, а в молодости, до начала своей актёрской карьеры он преподавал этот язык в школе.
20. Вторая часть заключительных титров (куда мы никогда не заглядываем :) идёт под звуки улиц Нью-Йорка. Кстати, вы заметили, что у фильма нет вступительных титров?
21. 10 номинаций на «Оскара» и... ни одной победы.
22. Бюджет – $100 млн, кассовые сборы – $193,8 млн. Гонорар Леонардо Ди Каприо – $10 млн (исключая роялти).
***
Ставьте 👍 и подписывайтесь!