Найти в Дзене

Иж планета 3: Народный друг и символ старой эпохи

Дизайн и конструкция: Аскетичная классика
Внешне «Планета 3» — это классический дорожный мотоцикл с прямыми линиями и минималистичным дизайном. Его облик узнаваем с первого взгляда:
· Топливный бак: Объемом 18 литров, с характерными «зализанными» формами, переходящими в седло.
· Приборная панель: Простейшая — спидометр с одометром (счетчиком пробега) и контрольные лампы. Никаких тахометров или бензоуказателей — уровень топлива проверялся старомодным способом, опуская в горловину бака щуп или просто покачивая мотоцикл.
· Сиденье: Широкое и относительно мягкое, рассчитанное на водителя и пассажира.
· Окрас: Чаще всего мотоциклы красили в темно-синий, вишневый, зеленый или черный цвета.
Рама — классическая одинарная трубчатая, подвеска — телескопическая вилка спереди и маятниковая с двумя амортизаторами сзади. Тормоза — барабанные на обоих колесах, достаточно эффективные для невысоких скоростей.
Технические хара
В истории советского мотоциклстроения есть несколько имен, которые знает каждый, даже далекий от техники человек. Одно из них — «Иж Планета 3». Этот мотоцикл не был быстрым, не был технологичным, но он стал настоящим символом 1970-80-х годов, верным другом для миллионов советских граждан. Это история о простоте, доступности и особом характере.
В истории советского мотоциклстроения есть несколько имен, которые знает каждый, даже далекий от техники человек. Одно из них — «Иж Планета 3». Этот мотоцикл не был быстрым, не был технологичным, но он стал настоящим символом 1970-80-х годов, верным другом для миллионов советских граждан. Это история о простоте, доступности и особом характере.
«Иж Планета 3» была запущена в производство на Ижевском машиностроительном заводе в 1971 году, пришедши на смену модели «Иж Планета 2». Она не была революционной — скорее, глубокой и продуманной модернизацией. Конструкторы учли многочисленные отзывы владельцев предыдущих моделей и постарались создать более комфортабельный, надежный и современный (по меркам того времени) мотоцикл.

Производство продолжалось до 1977 года, когда на конвейер встала следующая модель — «Иж Планета 4». Однако именно «тройка» многими считается самой сбалансированной и удачной в линейке «Планет».
«Иж Планета 3» была запущена в производство на Ижевском машиностроительном заводе в 1971 году, пришедши на смену модели «Иж Планета 2». Она не была революционной — скорее, глубокой и продуманной модернизацией. Конструкторы учли многочисленные отзывы владельцев предыдущих моделей и постарались создать более комфортабельный, надежный и современный (по меркам того времени) мотоцикл. Производство продолжалось до 1977 года, когда на конвейер встала следующая модель — «Иж Планета 4». Однако именно «тройка» многими считается самой сбалансированной и удачной в линейке «Планет».
-3

Дизайн и конструкция: Аскетичная классика

Внешне «Планета 3» — это классический дорожный мотоцикл с прямыми линиями и минималистичным дизайном. Его облик узнаваем с первого взгляда:

· Топливный бак: Объемом 18 литров, с характерными «зализанными» формами, переходящими в седло.
· Приборная панель: Простейшая — спидометр с одометром (счетчиком пробега) и контрольные лампы. Никаких тахометров или бензоуказателей — уровень топлива проверялся старомодным способом, опуская в горловину бака щуп или просто покачивая мотоцикл.
· Сиденье: Широкое и относительно мягкое, рассчитанное на водителя и пассажира.
· Окрас: Чаще всего мотоциклы красили в темно-синий, вишневый, зеленый или черный цвета.

Рама — классическая одинарная трубчатая, подвеска — телескопическая вилка спереди и маятниковая с двумя амортизаторами сзади. Тормоза — барабанные на обоих колесах, достаточно эффективные для невысоких скоростей.

Технические характеристики

· Двигатель: Одноцилиндровый, двухтактный, с воздушным охлаждением.
· Рабочий объем: 346 см³
· Мощность: Около 18 л.с. (в разных модификациях могла незначительно отличаться).
· Коробка передач: 4-ступенчатая, с ножным переключением.
· Зажигание: Контактная система зажигания от магдино (генератор, совмещенный с прерывателем-распределителем). Позже появились модели с бесконтактным электронным зажиганием (БТЗ).
· Вес: ~ 155 кг.
· Максимальная скорость: Официально заявленная — 105-110 км/ч, реальная — редко превышала 90-100 км/ч.

Особенности эксплуатации: Плюсы и минусы

Достоинства, которые сделали «Планету 3» народной любовью:


1. Простота и ремонтопригодность. Это главный козырь. Конструкция была настолько простой, что отремонтировать мотоцикл можно было буквально «на коленке» гаражным умельцем с помощью минимального набора инструментов.
2. Доступность запчастей. Запчасти были дешевыми и легкодоступными.
3. Низкие эксплуатационные расходы. Мотоцикл был неприхотлив к качеству бензина (ему хватало А-76) и масла.
4. Выносливость. При своевременном обслуживании «Планета 3» могла прослужить очень долго.

Характерные недостатки, которые тоже были частью его образа:

1. Особенности двухтактного двигателя. Необходимость смешивать бензин с моторным маслом (в отдельном бачке или прямо в баке) и характерный дым из выхлопной трубы.
2. Вибрации. Одноцилиндровый мотор вызывал сильные вибрации на высоких оборотах, что утомляло при длительных поездках.
3. Ненадежная электроника. Слабым местом была система зажигания и генератор, особенно в сырую погоду.
4. Низкое качество сборки и материалов. Это была общая беда советской техники. Быстрая коррозия, люфты, подтекающие сальники.

Культурное значение и наследие

«Иж Планета 3» был не просто транспортным средством. Это был:

· Первый мотоцикл для сотен тысяч подростков и молодых людей.
· Рабочая лошадка для жителей сел и небольших городов.
· Объект для тюнинга и самовыражения в гаражах по всей стране.

Он снимался в фильмах, упоминался в песнях и стал неотъемлемой частью визуального кода позднего СССР. Его образ ассоциируется со свободой, пусть и ограниченной возможностями техники, и романтикой дорог.

Заключение:

«Иж Планета 3» — это мотоцикл-легенда. Он не блистал скоростями или дизайном, но он был своим. Он был честным, простым и понятным. Сегодня он вызывает теплую ностальгию и интерес у коллекционеров и энтузиастов ретро-техники. Для многих это не просто железный конь, а живой свидетель ушедшей эпохи, символ времени, когда свобода измерялась не лошадиными силами, а километрами пройденной под треск мотора дороги.