Найти в Дзене
Русская и мировая живопись

Иван Иванович Ендогуров – художник лирического пейзажа

Иван Иванович Ендогуров (1861–1898) вошёл в историю русской живописи как художник лирического пейзажа. Картины Ендогурова, хранящиеся во многих музеях нашей страны, продолжают интересовать зрителя глубиной проникновения в мир природы и той особенной нежностью, струящейся из души художника, которая одухотворяла его картины.

А. П. Соколов: Портрет И. И. Ендогурова. 1889
А. П. Соколов: Портрет И. И. Ендогурова. 1889

Ендогуров родился в 1861 году в Кронштадте. Его отец, Иван Андреевич Ендогуров, был морским офицером. Когда будущему художнику не было и десяти лет, семья потеряла отца, и детей, воспитала мать. Ещё с гимназических лет у двух её сыновей обнаружились художественные наклонности, определившие позднее выбор их специальности: Иван стал пейзажистом, Сергей — также пейзажистом-акварелистом.

По окончании гимназии Иван поступил на юридический факультет Петербургского университета, где учился в течение двух лет, одновременно занимаясь живописью под руководством пейзажиста Е. Е. Волкова. К этому времени он окончательно осознал своё призвание стать художником. Он оставил юридические науки и в 1884 году поступил в Академию художеств вольнослушателем. К этому времени он был вполне сформировавшимся живописцем, о чём свидетельствуют его работы, появившиеся на выставке в 1885 году. После этой выставки Ендогуров покидает Академию и работает самостоятельно. Его яркому таланту были чужды академические каноны искусства, и он оказывается в среде передвижников. В 1895 году он был избран членом Товарищества.

Дождь. Холст, масло. 88 x 150 см Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого
Дождь. Холст, масло. 88 x 150 см Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого

Пруд. Холст, масло. 53 x 79 см Одесский художественный музей
Пруд. Холст, масло. 53 x 79 см Одесский художественный музей

В молодости у Ендогурова обнаружились признаки туберкулёза лёгких. Прогрессирующее заболевание заставило художника в 1888 году переехать в Крым. О дальнейшей жизни Ендогурова не сохранилось никаких документальных данных, и только названия выставляемых им картин указывают на места, в которых проживал художник, согласно указаниям врачей. Так, в 1890 году его картины, появившиеся на академической выставке, свидетельствуют о его пребывании в норвежских фьордах; в 1892–1893 годах они повествуют о природе Корсики; в 1894 году художник выставляет мюнхенские виды. В 1895–1896 годах художник работает в Крыму и на Украине, в 1897 — в Крыму и на Корсике. В 1898 году тридцати семилетний Ендогуров умирает на острове Капри.

Горное озеро близ Мюнхена
Горное озеро близ Мюнхена

Начало весны. 1885 Этюд к картине «Начало весны» (1885, Русский музей), Третьяковская галерея
Начало весны. 1885 Этюд к картине «Начало весны» (1885, Русский музей), Третьяковская галерея

Талант художника был признан уже в самом начале его художественной деятельности. Его картина «Перед бурей» была приобретена в 1888 году П. М. Третьяковым.

Пейзажи Ендогурова разнообразны по мотивам. Он любил раннюю весну и раннюю осень, обыденную природу севера с её прохладным летом и праздничную южную природу, залитую ярким солнцем, долгие русские зимы. У него, как и у большинства ведущих русских пейзажистов 1880-х годов, проявляется интерес к передаче изменчивых состояний природы. Образ весны открывается зрителю в часы вечерних сумерек, или осень является в предутренние часы, когда солнце ещё не всходило.

Пейзаж. Холст на картоне, масло. 27 x 37 Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого
Пейзаж. Холст на картоне, масло. 27 x 37 Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого

Среди художников лирического пейзажа Ендогуров занял своё особое место. Он художник пейзажа тонкого и проникновенного. Один из критиков писал:

«Его живопись, мягкая и гармоничная, отличалась необыкновенно интимным характером».

Картина «Начало весны» связана с ранним периодом творчества художника, когда он осваивает наследие А. К. Саврасова и Ф. А. Васильева. Эту картину Ендогуров не выставлял при жизни, она появилась лишь на посмертной выставке. Она была репродуцирована в Париже в числе избранных пятидесяти работ в альбоме «Сокровища русской живописи».

Начало весны. 1890-е, Холст, масло. 70 x 97 смХимкинская картинная галерея им. С.Н. Горшина, Московская обл.
Начало весны. 1890-е, Холст, масло. 70 x 97 смХимкинская картинная галерея им. С.Н. Горшина, Московская обл.

Передан момент наступающего вечера, когда солнце уже закатилось за фиолетовую тучу, и у края горизонта остался красноватый след. Розовая полоса зари светится между фиолетовой тучей и бледно-сиреневым снежным полем. Состояние природы выражено без резких светотеневых контрастов.

На академической выставке 1885 года экспонировалась картина «Ранняя весна».

Ранняя весна. 1885, Холст, масло. 74 x 105 Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник
Ранняя весна. 1885, Холст, масло. 74 x 105 Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник

По дороге,уходящей вглубь пейзажа, едет повозка и идут крестьяне. На опушке леса местами лежит снег. Далее дорога идёт по просеке, прорезая берёзовую рощу и открывая просвет в глубине. М. И. Горелов отмечает:

«Картина характерна строгой линейной перспективо. Тонко и проникновенно передано настроение. Зимняя дорога, влажная тёмная земля рядом с остатками снега говорят о ранней русской весне с её последними заморозками и первыми тёплыми порывами южного ветра».

Весенние мотивы Ендогурова близки друг другу, но каждый раз переданы по-разному.

 «Белый мох. На Севере». 1890-е. Холст, масло. 92 x 153 см. Ярославский художественный музей
«Белый мох. На Севере». 1890-е. Холст, масло. 92 x 153 см. Ярославский художественный музей

В пейзаже «Белый мох. На Севере» изображена северная пустынная равнина под облачным небом. Короткое лето закончилось. Осень тронула лишайники и травы коричневыми и розовато-лиловыми красками. Наступает бледный рассвет. Узкая золотистая полоска уже просвечивает у самого горизонта. Тундра покрывается инеем.

М. И. Горелов обращает внимание на то, как «художник создаёт центрическую композицию введением сосны в глубине изображения, своей пышной кроной, высоко устремившейся в небо. Серебристо-синий колорит местами то склоняется к зеленоватым цветам, то нарушается жёлтыми и лиловыми тонами».

Как выдающийся художник русского интимно-лирического пейзажа Ендогуров подавал огромные надежды. Но болезнь заставила художника уехать в Крым, а потом на Корсику.

Лунная ночь в Аяччо, 1890-е. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Лунная ночь в Аяччо, 1890-е. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Перед бурей. Поздняя осень в Аяччо
Перед бурей. Поздняя осень в Аяччо

В картине «Перед бурей. Поздняя осень в Аяччо» быстронесущиеся облака затягивают последние участки открытого неба. Кажется, что тёмно-фиолетовые горы наползают на берег сплошными тяжёлыми массами. Над этими зловещими горами плывут облака, то открывая, то скрывая от зрителя тёмно-синие хребты, местами покрытые снегами. А у подножья, словно в ожидании бури, замер город. Здесь передано не только состояние природы, но и настроение, которое испытывает человек перед могучими силами стихии.

Чуткая душа художника всегда оставалась верной русской природе.И, может быть, поэтому не корсиканские, а крымские пейзажи явились ведущими в творчестве Ендогурова с 1890-х годов и до конца его жизни.

Георгиевской монастырь в Крыму (мыс Фиолент)
Георгиевской монастырь в Крыму (мыс Фиолент)

В годы,проведённые в Крыму в 1895–1896 годах, Ендогуров создал целый ряд пейзажей, из которых известны немногие: «Весна в Крыму», «Мыс Фиолент» и два осенних пейзажа, наполненных чувством печали, вызванной тяжёлой болезнью.

Море. 1890-е Холст, масло. 16 x 25 смПензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого
Море. 1890-е Холст, масло. 16 x 25 смПензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого

Морской вид
Морской вид

Живя подолгу у моря, Ендогуров показал себя талантливым маринистом. Одной из его последних марин является «Ялтинский мол», изображающий лунную ночь на море.

Пейзаж. Морской залив. 1892–1893 Третьяковская галерея
Пейзаж. Морской залив. 1892–1893 Третьяковская галерея

У скалистых берегов. 1893. Холст, масло. 53 x 84 см Частное собрание
У скалистых берегов. 1893. Холст, масло. 53 x 84 см Частное собрание

В статье о посмертной выставке работ художника критик журнала  «Живописное обозрение» Л. Кояради писал:

«Предчувствие,может быть, ранней смерти, разлило тихую, баюкающую грусть по его пейзажам (их больше всего на выставке). Особенно резко это сказалось на великолепной, полной настроения картине южной ночи на прибрежном море. Наибольшее внимание привлекают эскизы художника. Здесь и север, и юг дали ему ряд лирических мотивов, полных глубокого чувства, излияний нежной поэтичной души».
Зимний пейзаж. Холст, масло. 56 х 45,5 см.
Зимний пейзаж. Холст, масло. 56 х 45,5 см.

Первый снег. Частное собрание
Первый снег. Частное собрание

Приведённый отзыв является оценкой современниками творчества Ендогурова. Это был проникновенный художник-лирик, беззаветно влюблённый в природу, и её образ, запечатлённый его кистью, наполняет душу зрителя правдой и красотой.