Маршрут на 2 дня. Кремль, музей истории «ГАЗ», обзорные круизы, обеды и ужины в усадьбах XIX века – всё это мы с вами посетим в рамках небольшого маршрута на пару дней в Нижнем Новгороде с историческим уклоном.
Вы можете прожить этот маршрут полностью или интегрировать его в ваш более продолжительный отпуск. А можете и взять отдельные идеи для формирования вашего личного маршрута. Итак, начнем.
Транспортные моменты
Наш маршрут будет рассчитан на 2 полных дня, занятость с утра и до вечера. Дорога и заселение / выезд в отеле не входят в учтённое время, но чтобы нам было легче ориентироваться, возьмем пример.
Приезд: Вы приезжаете вечерним поездом в пятницу и заселяетесь в отель. В этот день у вас не запланирован маршрут, но при желании можно прогуляться по центру и набережным. Мы так и делали.
Где жить? Если вы приезжаете на выходные или на пару дней, то лучше всего выбирать проживание ближе к историческому центру и всем достопримечательностям. На Верхней стороне, в районе 10-12 минут до Кремля (максимум).
Дорога обратно: уезжаете из Нижнего вы поздним вечером в воскресенье. Это второй день нашего маршрута. Рейсы обычно есть в 18-20 часов вечера.
Прогулка по Нижегородскому Кремлю. День 1. Суббота
Начинать свой туристический день лучше всего не позже 12:00.
Первой точкой на нашем маршруте станет канатная дорога. В мае 2025 она открылась после большой реконструкции. Из очевидных изменений – новые кабинки. Ехать лучше в хорошую, ясную погоду: канатная дорога точно будет работать, виды будут лучше. В ветреную, в дождь и в пасмурную – стоит отказаться от поездки и перейти к следующей точке. Стоимость билета в одну сторону всего 150 рублей. Время в пути – 12 минут. Сразу купить 2 билета нельзя, поэтому на Борской стороне, вам нужно заплатить в кассе ещё раз. Канатная дорога используется как городской транспорт, поэтому и недорого, и много местных людей, которые ездят в Нижний и обратно по своим делам. При благоприятном настроении они даже поделятся с вами несколькими историями. Мне, например, бабушка рассказала, как останавливаются кабинки из-за сильных порывов ветра, а поездка не продолжается до тех пор, пока шторм не стихнет. Спасибо за страсти, немного не вовремя!
После поездки идите по Верхне-Волжской набережной в направлении Кремля.
Через 15-20 минут вы будете у памятника В.П.Чкалову и Чкаловской лестницы. Отсюда открывается потрясающий вид на город. Видно и Стрелку, и Борский автомобильный мост, и Волгу в направлении набережной Гребного канала, где мы с вами только что проезжали в кабинке канатной дороги.
В хорошую погоду видимость с этой точки прекрасная, а ветер не такой сильный, как со смотровых в Кремле. Здесь действительно можно остановиться и хорошо рассмотреть город. Если у вас есть бинокль или подзорная труба, обязательно берите с собой.
Не спускаемся по лестнице, идем к площади Минина. Вы увидите большую башню Кремля с яркой зеленой крышей – это Дмитриевская башня, через неё заходите на территорию Кремля.
Сразу после выхода вы увидите справа вход на стену. Не торопитесь. Я рекомендую сначала прогуляться по территории, а затем уже подниматься в башни. Почему не наоборот – маршрут по стене очень увлекательный, но энергозатратный. Поднявшись сразу, вы рискуете не осмотреть то, что останется внизу.
Для прогулки по территории вы можете выбрать любое направление – по часовой стрелке или против неё. Мы пошли по первому варианту, в направлении военной техники. Техника особенно привлекает внимание маленьких посетителей Кремля, у каждого экспоната есть табличка с описанием.
Идем дальше – информационные таблички по пути почитайте, написано сжато, но познавательно.
В сувенирных магазинах можно найти интересные подарки для себя и родных с росписью местных мастеров. Есть хохломская роспись и городецкая. Мне больше понравилась роспись из Хохломы. Цены завышены, что вполне ожидаемо – самый центр.
Дальше мы пойдем вдоль стен, мимо детской площадки и административных зданий. Они, кстати, не бутафория. Администрация города и области работает здесь.
Обязательно остановитесь у кафе Волконский, на смотровой. Вид и фото – потрясающие. Есть место, чтобы посидеть и полюбоваться видом на Нижнюю часть города.
Рядом находится фуникулёр. Его восстановили и запустили в 2024 году после долгого перерыва на историческом месте. А первое открытие состоялось больше 125 лет назад, в 1896 году. Пока нам сюда не нужно, но мы обязательно вернемся.
Пройдем дальше, по верхнему тротуару к смотровым. Похожий вид мы уже наблюдали от Чкаловской лестницы. Здесь мы видим больше нижней части города. А ещё почти всегда сильный ветер.
Рядом – Архангельский собор. Действующий и древнейший храм на территории Нижнего. В определенное время около храма можно услышать колокольный звон или просто посмотреть на архитектуру шатрового зодчества XVII века.
Время обеда. Вы гуляете уже 2,5-3 часа, а значит не против перекусить. В одном из административных зданий есть столовая, которая вполне ожидаемо называется Кремлёвской. Она открыта для посетителей. Цены демократичные. Вкус – обычная еда столовой. Не шедевр. Сносно. Альтернативный вариант – кафе Цитадель.
Во время обеда подготовим себе планы на вечер – отправимся в речной круиз на теплоходе. Рейсы проходят каждый час. Есть экскурсионные, рейсы с живой музыкой и просто прогулочные. Разные типы теплоходов. Билет можно купить через сайт: https://ticket.vodohod-nn.ru/. Выбираете время, нужное судно – оплачиваете. Обязательно сделайте скриншот билетов, так как около причалов Интернет может быть нестабильным.
После обеда идём к Дмитриевской башне. Там вы увидите вход в кассу. Маршрут по стенам Кремля разделен на 2 части: вы можете приобрести билет только на половину стены – тогда вы пройдете от Дмитриевской до Ивановской башни. Полный маршрут предполагает круговой обход стены.
Я рекомендую купить билет именно на половину маршрута: это маршрут почти не имеет большого перепада высот, а значит и очень высоких (иногда в сумме с очень узкими) ступеньками, путь пройдет комфортно и не менее познавательно, потому что в башнях находятся музеи. По времени это займет от часа до полутора. Цена билета на половину маршрута – 350 рублей. (Категория: обычный взрослый билет)
Рядом кассой находится сувенирный магазин, зайдите в него сразу, так как вы выйдете с Ивановской башни и по нашему маршруту у нас уже другие планы. Я купила в этом магазине сувенирную книгу про историю Кремля, так как знала, что не все башни получится посетить в живую.
Почему сюда идут люди, так это виды со стены. Город действительно хорошо просматривается. Однако нового мы увидим тут мало, похожие пейзажи мы уже неоднократно сегодня наблюдали со смотровых. Тем не менее кремлевская стена – это ещё и музей, который позволит вам познакомиться с историей оборонительного сооружения начиная с момента постройки и пройти теми же самыми маршрутами, что и некогда жители древнего города.
В стенах башен сейчас располагается несколько выставок. Особенно мне понравились: выставка, посвященная Великой Отечественной войне – это не просто цифры или сухие факты, а воспоминания людей, которые проживали те годы в городе, подвергались авиационным атакам и круглосуточно работали на заводах, чтобы обеспечить фронт необходимыми товарами. И выставка на тему археологии – благодаря работе археологов и историков мы можем немного прикоснуться к быту людей, для которых территория Нижнего была домом, но несколько веков назад.
Мы спустимся со стены через Ивановскую башню и направимся к фуникулеру. В 1896 году Нижегородский фуникулер стал первым запущенным в России фуникулером. В холле вы увидите стеклянный пол, через который легко просматривается круглое сооружение – результат археологических раскопок – фундамент водонапорной башни исторического фуникулера. Не поленитесь прочитать на слайдах и историю, которые подготовили работники заведения об историческом месте. По состоянию на сентябрь 2025 года билет стоит 350 рублей в одну сторону. Поездка занимает всего пару минут.
После спуска двигаемся в сторону набережной, к указанному в билете причалу. Мы катались на теплоходах Москва-198 и ЭкоходЪ. В прохладную погоду вы не рискуете смертельно замерзнуть: есть закрытые палубы, с отличным панорамным видом.
На Теплоходе Москва-198 за счет конструкции, ветер на себя забирает как раз передняя закрытая палуба и капитанская рубка, таким образом, даже на открытой террасе сидеть довольно комфортно. Из минусов могу назвать сильный запах топлива и отсутствие на открытой палубе динамиков, позволяющих слушать экскурсию, которая проходит внутри.
ЭкоходЪ – это новое электрическое судно, которое привлекает своим внешним видом. Брат московских речных электросудов. На нем 3 палубы и 2 типа билетов: комфорт и стандарт. Комфорт – это а-ля бизнес-класс с ограниченным количеством мест в носу судна. У вас есть доступ и к двум другим палубам – закрытой-стандарт и открытой на втором этаже. Билет стандарт – это посадка в средней палубе, только с боковым видом и доступ к открытой палубе. Разница невелика, как и цена билетов. Из плюсов – экскурсовода хорошо слышно на всех палубах.
Очень рекомендую брать экскурсионный рейс – узнаете много нового. У нас была экскурсия посвященная жизни города в царское время.
Сезон навигации в Нижнем примерно с мая и до октября. Если вы поедете в другое время, то этот досуг легко заменить альтернативным вариантом, возьмите его из моей другой статьи, например: Куда сходить в Нижнем Новгороде? Короткий маршрут на выходные
Речная прогулка длится около 1,5 часов вместе с посадкой и швартованием. Получается, что первый день у нас уже подходит к своему завершению. Вы прибудете на тот же причал, с которого вы уходили, то есть окажетесь в непосредственной близости к улице Рождественской с множеством вариантов для ужина.
Если вы хотите провести романтический вечер, который станет незабываемым или просто хотите красиво поужинать, то рекомендую вам кафе Yale. Недешево, но сервис, подача и блюда того стоят. Писала о ресторане в статье: Ужин в лучшем ресторане Нижнего Новгорода Yale с экскурсией и вау-подачей
Если душа требует чего-то домашнего, уютного, знакомого, то присмотритесь к бару Гудбай, Америка с интерьером знакомой советской квартиры: Кормят по-домашнему в баре Гудбай, Америка на Рождественской улице в Нижнем Новгороде
Музей ГАЗ. День 2. Воскресенье
Если вы приехали на выходные, то сегодня в вашем временном доме выезд. Обычно это 11:00 или 12:00. Позже начинать свой прогулочный день и не нужно, чтобы всё успеть. Если у вас с собой много вещей, то лучше оставить их в камере хранения на вокзале. Она находится на цокольном этаже. Забронировать ячейку можно через сайт или оформить на месте.
После этого двигайтесь в Музей Истории ГАЗ. Он находится в нижней части города, поэтому маршрут с точки зрения географии очень удобный.
Простой билет без экскурсии и льгот стоит 500 рублей. Можно купить в кассе музея:
Касса музея работает с 09:00 до 18:00, обед с 12:00 до 12:30
Если честно, то я далека от мира автомобилей и не возлагала больших надежд на это времяпровождение, но музей оказался очень познавательным. Только в первых двух залах, которые посвящены истории создания завода, его развитию и жизни в годы Второй мировой войны мы ходили более часа. Очень много личных вещей работников. Информация в выставочных залах подана дозировано, с элементами интерактива, от неё не устаешь, а вовлекаешься в чтение. Информации много. К этому нужно быть готовым. Если вы придете чисто пофотографировать машинки и пробежаться по залам, то историю не прочувствуете, музей не поймёте.
Кстати об экспонатах. Их много, есть знаменитая чайка, лимузин с парада и большое количество экспериментальных моделей разных лет. От самых первых и редких экзамляров 30-40-х годов XX века до наших дней и актуальных моделей.
При музее есть сувенирный магазин. Почти вся продукция, что находится на витринах – не уникальна. То же самое можно купить и в других точках или даже на маркетплейсах в разы дешевле.
Закладывайте время на посещение музея около 2,5-3 часов. К этому времени приложите дорогу – около 40 минут в одну сторону от вокзала. В итоге у нас получается около 17:00. Если у вас поздний поезд, то есть время посетить знаменитую Стрелку. Место впадения Оки в Волгу, с которой открывается прекрасный вид на Верхнюю часть города. Рядом есть макет Шуховской башни. Портальный кран, как воспоминание о том, что раньше тут был грузовой порт и пакгаузы – нынешний выставочный зал. Если же поезд у вас примерно в 19:00 часов, то стоит сразу двигаться в сторону вокзала.
На этом наше короткое погружение в историю Нижнего Новгорода закончилось. Если вы посетите эти места, то всего за 2 дня узнаете много новой информации о столице закатов.
В этот раз я не делала уклон в историю, так как эта статья – путеводитель, чтобы вы прошли маршрут самостоятельно. Если вы хотели бы узнать больше об истории этих мест, то я с радостью поделюсь. Напишите об этом в комментариях. Оцените эту публикацию, если вам она вам понравилась 🙃