Найти в Дзене
Саморазвитие

Нейромедиаторы: дирижеры нашего самочувствия и почему так сладок миг предвкушения

Почему мы так поступаем? Что движет нами? Мириады ученых и мудрецов бились над этим вопросом, предлагая бесчисленные теории. Но вот что скажут нейробиологи: все начинается у нас в голове. Именно там, в сложной симфонии нейронов, разворачивается наша подлинная жизнь. Мозг рисует картину мира, дарит вкус, определяет наше место в пространстве, создает прикосновения… и, конечно же, рождает эмоции и чувства. 1960-е стали золотой эпохой для нейронаук. Тогда-то и был открыт важнейший элемент в понимании работы нервной системы – нейромедиаторы. К тому времени уже было известно, что мозг и вся нервная система состоят из нейронов – клеток с множеством отростков. Словно держась за руки, они передают нервные импульсы по всему телу. Представить себе количество этих связей просто немыслимо: каждая из примерно 100-200 миллиардов нервных клеток имеет около 10 тысяч отростков! Получается, что все мы связаны друг с другом через какие-то 3-4 "рукопожатия". Нервный импульс бежит по отросткам нейронов, как

Почему мы так поступаем? Что движет нами? Мириады ученых и мудрецов бились над этим вопросом, предлагая бесчисленные теории. Но вот что скажут нейробиологи: все начинается у нас в голове. Именно там, в сложной симфонии нейронов, разворачивается наша подлинная жизнь. Мозг рисует картину мира, дарит вкус, определяет наше место в пространстве, создает прикосновения… и, конечно же, рождает эмоции и чувства.

1960-е стали золотой эпохой для нейронаук. Тогда-то и был открыт важнейший элемент в понимании работы нервной системы – нейромедиаторы. К тому времени уже было известно, что мозг и вся нервная система состоят из нейронов – клеток с множеством отростков. Словно держась за руки, они передают нервные импульсы по всему телу. Представить себе количество этих связей просто немыслимо: каждая из примерно 100-200 миллиардов нервных клеток имеет около 10 тысяч отростков! Получается, что все мы связаны друг с другом через какие-то 3-4 "рукопожатия".

Нервный импульс бежит по отросткам нейронов, как искра по проводам. Но ученые выяснили, что одного электричества недостаточно. Между концами отростков есть микроскопический зазор – синапс. Чтобы искра перескочила через него, нужны особые химические вещества. Эти вещества очень специфичны, их много, и каждый отвечает за свою задачу. Они-то и передают импульсы от нейронов к мышцам. Имя им – нейромедиаторы.

Серотонин: король хорошего настроения

Если выбирать нейромедиатор-звезду, то это, безусловно, серотонин. Он управляет работой кишечника, отвечает за двигательную активность, мышечный тонус и, конечно, за наше настроение. В сочетании с разными гормонами, серотонин может вызывать широкий спектр эмоций – от спокойного "все хорошо" до безудержной эйфории. А вот недостаток серотонина приводит к депрессии и стрессам, ведь именно он отвечает за самообладание и эмоциональную устойчивость. Для выработки серотонина нужны две вещи: аминокислота триптофан и глюкоза. И то, и другое можно найти в углеводной пище: выпечке, шоколаде, бананах, конфетах. Неудивительно, что мы так любим заедать плохое настроение сладеньким!

Дофамин: морковка от эволюции

Дофамин – еще один любимчик публики, прославившийся как "вещество удовольствия". Точнее, он – фактор внутреннего подкрепления. Действия, помогающие нам выжить и размножиться, сопровождаются приятными ощущениями. Так эволюция позаботилась о том, чтобы мы делали "правильный" выбор. Дофамин – та самая сладкая морковка, которую она нам подарила. Кстати, пик дофамина приходится на моменты еды и секса. Но достаточно даже подумать о предстоящем удовольствии – и дофамин тут как тут! Это очень похоже на рефлекс собаки Павлова.

Предполагается, что дофамин также участвует в процессе принятия решений. Он связан с чувством награды, которое возникает еще на уровне подсознательного обдумывания. А люди с недостатком дофамина испытывают трудности с выбором.

Окситоцин: гормон доверия и привязанности

Об окситоцине наверняка слышали мамы: от него зависит частота сокращений матки (поэтому его вводят роженицам) и выработка грудного молока. А некоторые ученые считают, что он косвенно влияет и на эрекцию у мужчин.

В психофизиологическом плане окситоцин отвечает за доверительные и теплые отношения между людьми. Исследования показали, что люди, получившие окситоцин, охотнее доверяют окружающим, даже незнакомцам. Этот нейромедиатор вырабатывается при близком контакте с другими людьми, при прикосновениях и поглаживаниях. Особенно много его выделяется во время секса.

Отношения между матерью и ребенком тоже регулируются окситоцином. При контакте с матерью ребенок чувствует себя в безопасности, испытывает счастье и комфорт. Мурлыкающий на руках котенок – отличная иллюстрация действия окситоцина.

Используя эти свойства, окситоцин применяют в лечении аутизма, чтобы помочь людям с этим расстройством проявлять больше эмоций при общении.

Фенилэтиламин: химия любви

Фенилэтиламин, строго говоря, не нейромедиатор. Он лишь запускает выработку дофамина и норадреналина (медиатора бодрствования, который повышает давление и сужает сосуды). Кстати, на основе фенилэтиламина созданы амфетамин и некоторые психоделики.

Но это еще не все! В 80-е годы вышла книга доктора Либовица "Химия любви", в которой утверждалось, что именно фенилэтиламин управляет нашими романтическими чувствами. Стоит ему появиться, как в животе начинают порхать бабочки, а логика отключается. Предполагалось, что поскольку это вещество содержится в шоколаде, то люди, жаждущие любви, могут найти в нем утешение.

Гипотеза Либовица о связи влюбленности и фенилэтиламина до сих пор не доказана, а вот связь шоколада и любви опровергнута полностью. Дело в том, что фенилэтиламин разрушается в организме за считанные минуты и не успевает оказать никакого действия. Хотя эффект плацебо, конечно, никто не отменял.

Эндогенные опиаты: внутренние целители

Эндорфины (эндогенные, то есть внутренние, морфины) получили свое название из-за схожести их действия с опиатами, такими как морфий. Они были открыты в 70-х годах при изучении иглоукалывания. Ученые заметили, что если ввести в организм блокаторы наркотических обезболивающих, то эффект иглоукалывания пропадает. Тогда они предположили, что организм сам вырабатывает вещества, похожие на морфины.

Эндорфины обладают обезболивающим и антистрессовым действием, снижают аппетит, нормализуют давление и частоту дыхания, ускоряют процессы регенерации. Кроме того, уровень эндорфинов повышается в стрессовых ситуациях, помогая нам мобилизовать внутренние ресурсы и не чувствовать боль.

Счастье без конца?

Серотонин и дофамин знамениты еще и тем, что большинство наркотических веществ, а также алкоголь и сигареты, так или иначе увеличивают их выработку. Но в этом и кроется опасность. Существует теория, что при регулярном искусственном стимулировании выработки серотонина или дофамина организм перестает производить их самостоятельно. Именно этим и объясняется абстинентный синдром: действие наркотика закончилось, а выработка нейромедиаторов еще не восстановилась. Так формируется зависимость.