Найти в Дзене
Субъективный путеводитель

Алма-Ата-1. Почему главный вокзал здесь гораздо дальше от центра, чем второстепенный?

Нижняя часть Алма-Аты считается непрестижной и бедной, но в ней находятся - вокзал и аэропорт. Последний, впрочем, стоит несколько в стороне и о нём я расскажу в другом посте уже "киргизского" цикла, а вот вокзал Алма-Ата-1 находится практически на главной городской оси - в центр от него ведёт прямая улица Сейфуллина. Номер как бы намекает, что есть и Алма-Ата-2 - дело в том, что Турксиб, пришедший сюда в 1924 году как Семиреченская железная дорога, пересекает Алма-Ату по самому низу, и потому в городе два вокзала - транзитный на окраине и тупиковый в центре.

Но даже поезда, имеющие конечной Алма-Ату-2, на Первой Алма-Ате делают остановку, часто достаточно длинную, поэтому сам вокзал крупнее, а трафик на нём активнее. К тому же, фактически Алма-Ата-1 обслуживает область, жителям которой не надо тратить час-полтора, продираясь в центр по пробкам.

Самый ходовой товар на крытых перронах - яблоки. Казахское название "Алматы" в переводе значит Яблоневый, и ещё до основания города так называлась долина, в которой был основан город Верный. Здесь действительно росли дикие яблони, но и домашние прижились прекрасно, и гордостью Семиречья с начала ХХ века был "алматинский апорт", выведенный в начале ХХ века скрещиванием кавказского апорта с местной яблоней.

Когда-то яблоневые сады начинались практически от центра, но сейчас... в общем, мне говорили, что настоящий апорт сейчас очень редок, а массово торгуют здесь дутыми яблоками из Китая. Проверить не довелось - я и вкуса апорта не знаю, и торговцы свои яблоки не продают поштучно.

-2

Тем не менее, яблоки - это алматинский бренд. Яблоко в человеческий рост на алматинских улицах встречается неоднократно, первое - уже здесь, на вокзале:

-3

Вообще, вид у станции мощный и современный, но фактически поезда приходят всего на 3 пути. Хотя тут есть конкорс, на платформы я попадал по старинке через подземный переход. А вот есть ли здесь проход на ту сторону - так и не понял: хотя Турксиб формально не является нижней границей Алма-Аты (там предместья ещё километров на 5, а сплошная агломерация и на все 25), полное ощущение, что за ним начинается Дикое поле.

-4

Зал ожидания огромен и многолюден, и несмотря на то, что кадр нерезкий, разношёрстность публики оценить вполне можно. Всё же несмотря на перенос столицы, Алма-Ата осталась крупнейшим городом Казахстана, и поездов на неё замкнуто побольше, чем на Астану.

Несмотря на обилие продуктовых киосков, выбор в них одинаковый и не слишком большой, так что продукты в дорогу лучше покупать заранее. Вдобавок, на вокзале довольно вредная полиция.

-5

Жизнь кипит и в подвале. От нечего делать можно понаблюдать за работой парикмахеров:

-6

Вид со стороны площади, длина здания - порядка 150 метров, и с этой стороны в нём отчётливо угадывается реновированная советская "коробка" - так, с небольшими вариациями, выглядят все вокзалы в областных центрах казахстанской части Турксиба. Реновирован вокзал был где-то в 2000-2010-х - мне попадались фотографии его "старого" облика 2002 года.

-7

Первоначальный вокзал (1924) же, стоявший порядком за городской чертой, выглядел так, и видимо просуществовал до 1970-х годов. Ведь когда его строили, Казахстан был лишь национальной автономией в составе РСФСР, к тому же с центром в Кызылорде. Даже наоборот - железная дорога как раз и позволила перенести столицу в более приятную по климату Алма-Ату.

-8

В привокзальном сквере (который вообще-то как и большинство привокзальных скверов, тот ещё гадюшник) - памятник казахскому революционеру Алиби Джангильдину (1975):

-9

И такой вот забавный состав с вагонами-цветовозами (!) - в него упирается улица Сейфуллина, если ехать из центра, далее огибая сквер:

-10

Вообще, площадь тут оживлённая - рядом небольшой автовокзал (как уже говорилось, отсюда ездят жители окрестных посёлков), а городские автобусы курсируют значительно чаще и по большему числу маршрутов, чем на Алма-Ате-2, хотя до центра ехать минут 40 как минимум.

-11