Три дня секретов от ушедших за горизонт 10/4
Здравствуйте, товарищи.
В предыдущей статье я поделился самым главным секретом. Но секрет это, или мои «глюки», судить не мне. Повторяю, что моё мнение – у Золотарёва было важное задание. Без этого предположения моя версия несостоятельна, и все мои «драчки» на канале напрасны. Конечно, я разобрался с тем, что было и как на протяжении лыжной части похода, а вот дальнейшие события – это моя реальная версия, которая базируется на всех предыдущих разбирательствах. То есть, далее пойдёт моё «сочинение на вольную тему», потому что подтверждающих документов нет и не будет. Версия на то и версия, что с ней можете не соглашаться, отвергать, принимать, оспаривать, а лучше обоснованно доказывать. Но предупреждаю сразу, маловероятно, что я от неё откажусь, и чтобы не пререкаться с явными противниками версии со шпионскими аэростатами, я им предлагаю совсем не читать дальнейшие мои «сочинения». Ниже «повторение пройденного» с позиции версии, так как до этого всё рассматривалось в качестве информации полезной для всех.
Повторяю фотографию из предыдущей статьи.
Так о чём задумался Золотарёв на данной фотографии? С чего приуныли товарищи…
Хоть я и смело написал в предыдущей статье, что фото получено под вечер 28-го января, из-за записи в дневнике, что «Игорь весь вечер хамил», но доказательств нет. Во-первых, нет простора реки Лозьва, во-вторых, смотрится, что сидящие только что «вышли из леса». Нелогично подумать, что они с реки поднялись на бережок, развернулись и уселись отдохнуть. Но могло быть и так, если шли они вдоль реки по мансийской тропе. По обилию снега трудно судить, какой день, может было и 29-го января.
Я считаю, что 29-го января у туристов с переходом с реки Лозьва на реку Ауспия проблем не было. Никаких упоминаний от дятловцев нет, что они плутали. Фотографии все «лесные». Получается, что весь сыр-бор из-за информации от манси, которые видели следы узких лыж на реке Лозьва выше по течению реки от устья Ауспии. Но там как раз и проходит мансийская тропа в «поперечном» направлении к реке Ауспия. Поэтому Дятлов мог узнать, где свернуть, при расспросах местных жителей.
Получаем такой маршрут движения. Дятловцы прошли мимо устья реки Ауспия до пары километров выше по течению Лозьвы. Там охотники манси видели следы узких лыж. Река петляет, и одну петлю они точно миновали. В этот день шли практически по тропам, и часа за 3 могли дойти до точки «1» Масай, откуда сфотографировали гору 733.
Жаль, что фотография нерезкая. Несколько дальше, где поперёк проходит просека, остановились, чтобы ждать «остальных» и ночевать. Но время было ещё только обеденное.
На карте отмечен сиреневым овалом участок реки Ауспия на расстоянии в 3-х километрах от Лозьвы, где по варианту Масленникова могли ночевать дятловцы с 29-го на 30-ое января. Участок протяжённый, поэтому неизвестно, какую точку отсчёта брать от реки Лозьва. В этом месте она активно петляет, и как брать расстояние – по прямой или по реке? Несколько западнее от «овала» есть просека, на которую можно сослаться, что ночевали в 3-х километрах от Лозьвы по варианту Евгения Масленникова. Но в статьях я очень подробно доказывал, что туристы ночевали на следующей просеке, которая ещё западнее. Оттуда могли сфотографировать гору 733 «в кустах».
Кроме того, от места ночлега могли сфотографировать и гору Хой-Экву с северо-западной стороны, но это лично моё предположение, которое тоже объяснялось ранее.
Это «интересное» место оказалось у предгорья стыка хребтов Чистоп и Чарканур. Эти хребты манси называют увалами в отличие от Уральских гор, которые для них Урал-горы. Так вот от этого места ночлега дятловцев с 29-го на 30-ое января, они после 2-х часов дня и ходили «вдоль восточного склона увала» в сторону реки Лозьва. Естественно, в сторону Лозьвы, хоть она и много севернее от Ауспии. Какими категориями пользуются манси в подобных случаях, я не знаю. Это сейчас, копаясь в картах до километра, мы можем придираться к словам охотников.
Процесс приземления аэростата долгий, но и времени у «перехватчиков» было не менее 4-х часов. Изначально я считал, что требуется "первичный" запрос для процесса приземления воздушного шара. Но вероятнее, шпион включал свою технику в дежурном режиме или периодически при наличии "свободного" от занятий времени. Когда видел на своём пульте индикацию от шара, посылал свою команду на снижение. НО. На аэростате должна была анализирующая программа для исполнения команды, которая учитывала бы расстояние, скорость полёта и отклонение курса от перехватчика. Довольно сложная задача для тех времён, но не может же быть команда исполнена, если шар, например, над шпионом. В этом случае шпион "не догонит" улетевший по инерции шар, а после и контейнер. Но могли обходиться только узконаправленной радиоантенной, "смотрящей" вперёд. В этом тоже есть недостатки.
На первом этапе снижения не было смысла куда-либо двигаться. Если в это время фотографировали горы, то видимость была достаточной, чтобы уже снизившийся аэростат увидеть, в какой стороне он находится. Значит, сразу можно выдвигаться к месту падения. Кто взялся за пеленгацию места «пикалки» контейнера, можно только догадываться. Сам Золотарёв, наверняка был проинструктирован, и тренирован, но и радисты, та же Зина Колмогорова участвовала в соревнованиях «Охоты на лис», были специалистами. Так что проблем не было. Вернуться «охотники» за шарами могли и затемно, так как их ждали трое с ужином и установленной палаткой. Процесс перехвата описан в предыдущей статье. Правда, Владимир Малых пишет, что дополнительно включались и сигнальные огни, вероятно, на контейнере для визуализации наблюдения.
Что могло быть дальше…. Радисты «от жадности» не могли оставить на контейнере сам блок фотоаппарата, хоть могли взять только приёмную кассету с отснятой фотоплёнкой. Вес 30-35 килограмм.
Неважно, как фотоблок дятловцы приволокли до места ночлега, но вопрос возник, как его транспортировать дальше. Оставлять здесь среди лесов нелогично – кто и как сюда будет добираться и искать на месте без явных ориентиров. Сколько времени пройдёт, неизвестно, да и за это время кто-то может наткнуться на их добычу. Вопрос не праздный – надо искать место пригодное для посадки вертолёта.
Сразу напрашивается «изобретение» Колеватова, которое он «бросил». Улучшили дятловцы его конструкцию или нет, использовали или нет, неизвестно. Известно по «Вечернему Отортену», что «туристские сани» удобны при езде в поезде, на машине…. Значит, намаялись с фотоблоком настолько, что менялись и «тягачи», и «впечатали» эти сани в «Боевом листке». Иначе никто бы о них и не вспомнил, тем более, что возился Колеватов и свою затею «бросил» – то есть забраковал. Никому не было до него дела. А утром 31-го после формирования лабаза освободили один рюкзак для этого фотоблока, и фактическая нагрузка для дальнейшего движения группы не уменьшилась.
Напоминаю о «казусе» с фотоплёнками, которые засвечены и с них не представлены остатки (хвосты) этих плёнок. Об этом велась речь при рассмотрении событий 29-го января. Здесь я и предлагаю свой ответ, почему. Наверняка Золотарёв запретил фотографировать моменты перехвата шара, и надеясь, что вскрыв фотоаппарат, все кадры будут засвечены, он ошибся. Слои намотанной плёнки на приёмную катушку не пропускают свет глубоко, поэтому начальные кадры остались без дефектов. Но чтобы не караулить действия «фотографов» в будущем, он изъял эти фотоаппараты себе в рюкзак. В Деле не отмечено, где находились фотоаппараты. Якобы, поисковики ими пользовались, что-то доснимали, но этого в принципе нельзя было делать. Тоже вопрос. Просматривая фотографии, убеждаешься, что до 28-го января включительно, Золотарёв активно позирует, а дальше его нет, кроме фото на привале у мансийского катпоса. А 30-го января он уже «крутой и деловой» на фотографии «Совет в Филях». А Дятлов внешне «нет никто и звать никак», и можно смело утверждать, что Семён Золотарёв руководство группой взял в свои руки. Дисциплина в группе теперь зависела от него.
Напоминаю утро 30-го января. «Всем неохота было вставать», хотя была задача не тянуть время. Почему, если дятловцы накануне встали на ночлег в обед? Шестеро из них куда-то ушли, значит, как и 31-го января, вернулись уставшие и измученные. Теперь понятно, что им пришлось по нехоженым снегам ходить-бродить в поисках упавшего контейнера аэростата. Тем не менее 30-го они преодолели 17 километров пути, и остановились в самых верховьях Ауспии, а не на её притоке в сторону вертолётной площадки.
«Место фото Филей» нашла ВДрова. Её красная точка на притоке Ауспии в сторону вертолётной площадки (около метки 663,2) – это узаконенное, но не доказанное место лабаза и соответственно, место ночлега туристов. Но я пришёл к выводу, что они ночевали на самой Ауспии – на мансийской тропе в ста метрах от речки. Отмечено точкой в красном кружочке. Как я уже написал, здесь в лабазе оставили часть продуктов и вещей, освободили рюкзак и заняли его под фотоблок с аэростата. Утром 31-го вернулись с полкилометра назад, и двинулись прямо на север на перевал, который теперь именуют «Перевал Дятлова». Там, действительно, мог пройти охотник, а вот в сторону вертолётной площадки к горе Холатчахль представить невозможно, что там были следы охотника – нечего ему там делать. Данная карта 1963 года выпуска, поэтому после событий 59-го года и появилась тропа на карте к «вертолётке», к останцам, а раньше её не было.
Таким образом я раскрываю очередной «секрет» в том, что дятловцы ночевали не там, где узаконено, а на метров 650 южнее. Они не теряли дни, и от графика не отставали, но доставалось им это нелегко. 31-го утром была деловая обстановка с серией фотографий «Утро на Ауспии» и «Показ мод» с прожжённой фуфайкой. Был тяжёлый медленный подъём на перевал (водораздел рек Ауспии и Лозьвы), но я считаю, что дятловцы его преодолели часам к 12-ти дня. До 4-х вечера, когда они решили пойти на юг, снова «провал» времени с неизвестной деятельностью. Да ещё загадочная фраза, что о лабазе даже думать не приходится. Не успели. А вечером снова в дневнике «Усталые, измученные принялись за устройство ночлега».
На ранее использованной схеме внёс поправки, потому что мнение моё изменилось, и здесь наглядно это показано.
Красными линиями, стрелками и место Фили следует принять за действительное. Подробно эти вопросы рассмотрены ранее.
На обширной «Загадочной территории», неизвестно где, дятловцы приземляли ещё один аэростат. Конечно, такое выглядит невероятно, но я уже писал, что в дни Съезда Компартии такое было реально.
Сетка параллелей и меридианов. На ней я пометил место (не совсем точно) района Ивдельского района. При запусках дрейфующих аэростатов говорилось, что они дрейфуют в широтных течениях, и если это строго по широте, что маловероятно, то для нашего случая они должны были запускаться из Швеции, с южных районов Финляндии. И куда шары АДА могут улететь? Они должны пролетать над северной кромкой полуострова Камчатка, далее над Беринговым морем. Получается, что свои аэростаты американцы должны перехватывать в Беринговом море, на Аляске! Хоть в статьях твердят об Охотском и Японском морях. Конечно, в общем обозрении при шпионаже по всем широтам СССР попадают эти моря. Конкретных данных трасс пролёта шаров АДА у меня нет, и чисто теоретически можно увидеть смысл наличия шпионов на территории СССР.
Как бы там ни было, по моей версии дятловцы приземлили ещё один дрейфующий аэростат. Во время ожидания и пеленгации так же часть из них располагалась в «укромном» месте в районе кедра. Возможно, приволокли весь контейнер к оврагу 1-го ручья. Здесь было довольно просторно, в то время с небольшим слоем снега. Но прошло слишком много времени, и возиться стало некогда – вечер наступал около 4-х часов. Пришлось спешно засыпать контейнер снегом, фотоблок, который принесли в рюкзаке, тоже оставили в овраге. Конечно, это далеко от голых мест, где мог приземлиться в будущем вертолёт, но там в любом случае прятать негде. Необходимо было доложить обо всём в «Центр». Пробовали связаться от кедра, не получилось.
Группа снялась с места и двинулась на юг вдоль ручья в сторону перевала, а потом вдоль 4-го притока реки Лозьва. Я считаю, что днём они освоились на местности и уверенно поднимались вверх по притоку.
Я не стал вмешиваться с пояснениями расстановки точек нахождения палатки и тел на карте, помеченных «ВДрова». Над буквой «л» слова «Холатчахль» место палатки дятловцев. Две точки у слияния притока и ручьёв (611,4) места настила и кедра. Три точки вдоль 4-го притока Лозьвы – места Дятлова, Слободина и Колмогоровой. Изогипса у кедра 640 метров, у палатки около 900 метров. Место кедра в направлении Ивделя, Вижая перекрыто высотами и самим перевалом (800 метров), а от места палатки перекрытия нет. Этот фактор для радиосвязи на УКВ главный.
Глядя на карту, хорошо видно, что от истока 4-го притока на юг до перевала, где была вертолётная площадка даже ближе, чем до палатки на склоне. Чуть перевалив, туристы попадали в лесную зону, по расстоянию ничего не теряя. Оттуда тоже была бы связь. Так в чём же дело? Об этом я писал, повторюсь. У кедра высота над уровнем моря 640 метров, и видимость окружающей местности прекрасная. Но выше 700 метров над горизонтом, да если «набежали» облака, дятловцы попали в зону тумана, и чем выше, тем он плотнее. На фотографиях подъёма туристов по косогору туман налицо. Видимости никакой, определять расстояния невозможно. Вот эти два фактора – требуемая высота, и «мрак» тумана предопределило решение, где именно заночевать. Ветра не было, или слабый, который позволял поставить палатку, мороза тоже не было. Опыт ночлегов на открытых местах был. Никаких предпосылок чего-либо бояться. Присмотрели место, где снега побольше, и встали на ночлег.
Продолжение следует.
Всего доброго. С вами был Евгений Носков.