Найти в Дзене
Когда можно спать?

МОДЕСТ МУСОРГСКИЙ: композитор-самоучка или непонятый гений?

В данной статье мы расскажем вам об удивительной жизни композитора Модеста Петровича Мусоргского и о том, какой вклад он внёс в русскую музыку.
Мы не будем погружаться в его необъятное творчество, а раскроем вам саму суть личности композитора и его биографию. Приятного чтения! Модест Петрович Мусоргский родился 9 (21 по новому стилю) марта 1839 года в имении Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. Дворянский род Мусоргских гораздо более древний, чем может показаться на первый взгляд. Его корни уходят к самим Рюриковичам, а именно к роду смоленских князей (Смоленск находится в 233 км от имения Мусоргских). Сам род вышел из другого рода — Монастырёвых, а его основоположником является Роман Васильевич Монастырёв. Дело в том, что у Романа Васильевича Монастырёва (жил в XV веке) было прозвище «мусорга», что с греческого означает «певец, музыкант». Символично, что Модест Петрович, будучи далёким родственником основателя своего рода, в итоге стал известным композитором. Само написание ф
Оглавление

В данной статье мы расскажем вам об удивительной жизни композитора Модеста Петровича Мусоргского и о том, какой вклад он внёс в русскую музыку.

Мы не будем погружаться в его необъятное творчество, а раскроем вам саму суть личности композитора и его биографию.

Приятного чтения!

Портрет М. П. Мусоргского. Худ. Илья Репин. Фото с сайта: https://ru.pinterest.com/pin/751819731584903877/
Портрет М. П. Мусоргского. Худ. Илья Репин. Фото с сайта: https://ru.pinterest.com/pin/751819731584903877/

Детство композитора: 1839 - 1849 гг.

Модест Петрович Мусоргский родился 9 (21 по новому стилю) марта 1839 года в имении Карево Торопецкого уезда Псковской губернии.

Памятник композитору на место сгоревшего имения в Карево. Фото с сайта: https://autotravel.ru/phalbum.php/town/2223
Памятник композитору на место сгоревшего имения в Карево. Фото с сайта: https://autotravel.ru/phalbum.php/town/2223

Род Мусоргских

Дворянский род Мусоргских гораздо более древний, чем может показаться на первый взгляд. Его корни уходят к самим Рюриковичам, а именно к роду смоленских князей (Смоленск находится в 233 км от имения Мусоргских).

Сам род вышел из другого рода — Монастырёвых, а его основоположником является Роман Васильевич Монастырёв. Дело в том, что у Романа Васильевича Монастырёва (жил в XV веке) было прозвище «мусорга», что с греческого означает «певец, музыкант». Символично, что Модест Петрович, будучи далёким родственником основателя своего рода, в итоге стал известным композитором.

Само написание фамилии было разным: «Мусоргской», «Мусерской». Модест Петрович же сначала подписывался как «Мусорский», без «г», и лишь с 1861 года стал писать свою фамилию так, как нам всем привычно — "Мусоргский", чтобы намеренно убрать ассоциацию со словом "мусор".

М. П. Мусоргский. Фото с сайта: https://co.pinterest.com/pin/1839-1881--580682945695458214/
М. П. Мусоргский. Фото с сайта: https://co.pinterest.com/pin/1839-1881--580682945695458214/

Из рода Мусоргских отдельно можно выделить известных воевод и помещиков XVII века. В 1866 году род Мусоргских был внесён в дворянскую родословную книгу псковских дворян.

Родители композитора

Пётр Алексеевич Мусоргский, отец композитора, по профессии был коллежским секретарём, переводя на современный лад — делопроизводителем в государственных организациях. Весьма важный и почётный статус для дворянина того времени, но тем не менее их семейство не могло похвастаться богатством, скорее их можно было отнести к классу среднего дворянства.

Мать композитора, Юлия Ивановна Чирикова, — дочь губернского секретаря Ивана Чирикова. У неё было великолепное образование, так как она окончила Благородный пансион, владела немецким и французским, а также умела играть на фортепиано. Именно мать занималась домашним образованием двух братьев Мусоргских.

У родителей матери также было имение — Наумово, где сейчас находится единственный в России музей М. П. Мусоргского. Находится это имение всего лишь в 4 км от имения Мусоргских, которое не сохранилось до наших дней.

Воспитание композитора

Мать дала обоим братьям хорошее домашнее образование. Первые десять лет жизни композитора прошли в домашнем имении. Уже с трёх лет мать начала обучать Модеста Петровича музыкальной грамоте и игре на фортепиано. Также Юлия Ивановна учила сыновей грамоте, арифметике, французскому языку и хорошим манерам.

Дом-музей М. П. Мусоргского в Наумово. Фото с сайта: https://flectone.ru/musorgskiy-kompozitor-muzey.html
Дом-музей М. П. Мусоргского в Наумово. Фото с сайта: https://flectone.ru/musorgskiy-kompozitor-muzey.html

Когда Модест подрос, они вместе с матерью стали посещать театры и концерты, а после обсуждали увиденное и услышанное. Всё это вдохновляло мальчика, и вскоре он сам начал сочинять небольшие музыкальные произведения.

Впрочем, музыку ему в детстве преподавала не только мать. В семь лет для уроков музыкальной теории была приглашена немка.

Так и прошли первые десять лет жизни "Моденьки" (так его ласково называли друзья).

Обучение в Санкт-Петербурге: 1849-1858 гг.

Как и подобало дворянину той эпохи, Модест Мусоргский должен был получить достойное образование. В 1849 году вместе с братом Филаретом Модест переезжает в Санкт-Петербург, где они вместе начинают обучение в гимназии "Петришуле" — одной из старейших школ Петербурга.

Корпус школы "Петершуле". Фото с сайта: https://dzen.ru/a/Yg9Vvuz6SBvDHTrj
Корпус школы "Петершуле". Фото с сайта: https://dzen.ru/a/Yg9Vvuz6SBvDHTrj

Спустя всего три года, не окончив гимназии, Модест поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков (Николаевское кавалерийское училище), где начинает осваивать азы военной службы.

Николаевское кавалерийское училище. Фото с сайта: https://sobory.ru/photo/232869
Николаевское кавалерийское училище. Фото с сайта: https://sobory.ru/photo/232869

С 1849 года, после того как Модест перебрался в Санкт-Петербург, он начинает брать уроки у пианиста Антона Августовича Герке по фортепиано и основам композиции.

Помимо умения играть на фортепиано, Модест Петрович обладал красивым баритоном, что позволяло ему часто петь на музыкальных вечерах.

В военном училище Модест больше узнаёт о церковной музыке благодаря священнику при домовой церкви в училище — отцу Крупскому.

Мусоргский в военном училище. Фото с сайта: https://ru.pinterest.com
Мусоргский в военном училище. Фото с сайта: https://ru.pinterest.com

Любопытный факт, связанный с годами его обучения военному делу, — это его первый композиторский опыт. На тринадцатилетие мать подарила издание его пьесы: это была небольшая фортепианная полька "Подпрапорщик". Послушать её можно по ссылке: https://music.yandex.ru/album/9525636/track/38557156.

Первое произведение М. П. Мусоргского. Фото с сайта: https://digital.wildberries.ru/offer/379730
Первое произведение М. П. Мусоргского. Фото с сайта: https://digital.wildberries.ru/offer/379730

В 1856 году Модест оканчивает военное училище и поступает на службу в Преображенский полк в должности подпрапорщика. Именно во время вахты в военном госпитале он знакомится со своим будущим коллегой, членом "Могучей кучки" Александром Порфирьевичем Бородиным.

Фото Модеста Мусоргского (справа) с братом Филаретом (слева). Фото с сайта: https://playbookpro.ru/photo/roditeli-musorgskogo
Фото Модеста Мусоргского (справа) с братом Филаретом (слева). Фото с сайта: https://playbookpro.ru/photo/roditeli-musorgskogo

Бородин, так же, как и Мусоргский, был военным, к тому же доктором медицины и химиком. В будущем он свяжет себя с композиторской деятельностью. По-видимому, именно общая тяга к музыке так сильно сблизила двух музыкантов.

После музыкальный круг общения Мусоргского расширялся.

В 1857 году наш композитор знакомится с Александром Даргомыжским, который уже тогда имел популярность как композитор. И именно Даргомыжский познакомил Мусоргского с основателем объединения композиторов "Могучая кучка" Милием Балакиревым.

М. А. Балакирев - сподвижник и наставник М. П. Мусоргского. Фото с сайта: https://en.wikipedia.org/wiki/File:Balakirev_from_1914_Windsor_Magazine.png
М. А. Балакирев - сподвижник и наставник М. П. Мусоргского. Фото с сайта: https://en.wikipedia.org/wiki/File:Balakirev_from_1914_Windsor_Magazine.png

Разговоры о музыке, вдохновение и общение в высоких музыкальных кругах — всё это будоражит ум юного Мусоргского, и он принимает важное для себя решение. В 1858 году он решает уйти в отставку и отдаётся композиторской деятельности, но его решение мало кто поддержал.

Ранний этап творческого пути: 1858 - 1868 гг.

В этот творческий этап Модест Мусоргский выпустил два фортепианных скерцо, одно из которых было оркестровано и в 1860 году исполнено на концерте Русского музыкального общества.

М. П. Мусоргский. Фото с сайта: https://zoon.ru
М. П. Мусоргский. Фото с сайта: https://zoon.ru

В это же время юного композитора начинает охватывать желание написать крупную форму, а именно оперу. Его первым опытом становится музыка на сюжет трагедии Софокла "Эдип".

Оперу Мусоргский начал в 1858 году. Спустя три года он окончил работу над ней, но не стал её дописывать. В 1861 году, на концерте другого композитора, Константина Лядова, был исполнен хор из недописанной оперы.

В 1863 году он начнёт оперу "Саламбо", которую также не завершит. Позже будет работать над операми "Женитьба" (1868) и "Сорочинская ярмарка" (1874) на тексты Николая Гоголя, от которых остались лишь наброски и некоторые номера, которые реставрировали и дописывали другие композиторы.

В конце 50-х — начале 60-х годов Модест Мусоргский становится членом уже несколько раз упомянутой "Могучей кучки", о которой мы сейчас расскажем.

Могучая кучка

Пять композиторов и музыкальный критик — это объединение людей и стало носить название "Могучая кучка". Кто в него входил?

Пять композиторов и музыкальный критик — это объединение людей и стало носить название "Могучая кучка". Кто в него входил?

  • Милий Балакирев — автор идеи создания «Могучей кучки», композитор, в 1862 году основал Бесплатную музыкальную школу
  • Александр Бородин военный, химик и врач, а также "композитор по воскресеньям", как он сам себя называл
  • Николай Римский-Корсаков — военный-моряк, композитор, в будущем лучший друг Модеста Мусоргского
  • Цезарь Кюи — военный инженер, композитор
  • Владимир Стасов — идейный вдохновитель "кучкистов", авторитетный музыкальный критик
  • Модест Мусоргский — герой нашей статьи
Собрание "Могучей кучки". Фото с сайта: https://isla-de-muerta.com/post/10820227-content
Собрание "Могучей кучки". Фото с сайта: https://isla-de-muerta.com/post/10820227-content

Зачем же был создан кружок? Всё дело в том, что во второй половине XIX века, когда жили все вышеперечисленные композиторы, в искусстве было заметным противостояние. С одной стороны были представители европейской культуры, а с другой — те, кто отстаивал русские традиции. Идейными продолжателями Глинки и Даргомыжского в сохранении русских традиций и были члены «Могучей кучки».

К слову, такое название им дал Стасов. «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов» — это его цитата, которая стала крылатой.

Характер юного Мусоргского

Наш Модест на старте своей музыкальной карьеры был вдохновлён идеями своих коллег. Часто захаживал на собрания "кучки", посещал бесплатную школу Балакирева, а также крепко дружил с Римским-Корсаковым и Бородиным. Стасов и Балакирев были учителями и идейными вдохновителями Мусоргского и во многом повлияли на ход его музыкальной карьеры.

В период с 1858 по 1868 гг. Модест Мусоргский начал овладевать малыми музыкальными формами, в частности, произведениями для фортепиано. Свою работу над оперой "Борис Годунов" он ещё пока не задумывал. Несмотря на большой поток знаний теории и музыкальной практики, Модест всё ещё искал себя, и к тому же у него был весьма трудный характер.

Вот отрывок из его письма Балакиреву в 1858 году:

"На меня, между прочим, напала такая лень и нега, что я не знаю, как от этого отделаться; нет, конечно, ни за что не буду писать восточной музыки, это все её козни. До свидания, начал письмо грустно, а кончил глупо."

Или, к примеру, сравните два его письма Балакиреву в 1860-м году:

"Перед этой прогулкой мы читали Манфреда, я так наэлектризовался страданиями этой высокой человеческой натуры, что тогда же сказал вам, «как бы я хотел быть Манфредом» (я тогда был совершенный ребёнок), судьбе кажется угодно было выполнить мое желание — я буквально оманфредился, дух мой убил тело."

И письмо несколькими месяцами позднее:

"Мозг мой окреп, повернулся к реальному, юношеский жар охладился, всё уравнялось, и в настоящее время о мистицизме ни полслова. Последняя мистическая вещь — это Andante B moll из интродукции к «Эдипу». Я выздоровел, Милий, слава Богу, совсем."

Модест был безусловно настоящим, искренним, а самое главное — творческим человеком.

М. П. Муоргский. Фото с сайта: https://www.izi.travel/pt/d0f5-modest-petrovich-musorgskiy/ru
М. П. Муоргский. Фото с сайта: https://www.izi.travel/pt/d0f5-modest-petrovich-musorgskiy/ru

Финансовое положение Модеста

В 1863 году Модест Мусоргский вернулся на службу. С 1863 по 1868 год он работал в Главном инженерном управлении Военного министерства Российской империи, чтобы улучшить своё финансовое положение.

С 1863 по 1865 год он жил с друзьями в коммуне, своего рода общежитии. После 1865 года композитора принял к себе его брат Филарет. С его семьёй он жил до 1868 года. Модест Мусоргский почти всю свою жизнь обычно проживал с кем-то в соседстве.

В 60-х годах он написал свои известнейшие романсы:

  • "Калистрат" на стихи Н. А. Некрасова
  • "Колыбельная Ерёмушки" на стихи Н. А. Некрасова
  • "Семинарист" на собственные стихи
  • "Гопак" на стихи Т. Г. Шевченко

А также большое инструментальное произведение "Ночь на Лысой горе", написанное в 1867 (и уже упомянутые начатые оперы на тексты Н. В. Гоголя).

Предпосылки к написанию "Бориса Годунова"

У каждого композитора есть одна или несколько движущих идей его творчества. У кучкистов это было отражение русской культуры в музыке.

К примеру, у Александра Бородина русская «былинность» прослеживается во второй симфонии № 2 «Богатырской» и в опере «Князь Игорь». Римский-Корсаков отлично умел изображать сказочный фольклор. Модест Петрович выбрал для своего творчества трудную тему, которую смог отобразить, пожалуй, лишь он один из композиторов того времени, – это русский народ, его переживания и искренность.

Опера "Борис Годунов" Фото с сайта: https://vogazeta.ru
Опера "Борис Годунов" Фото с сайта: https://vogazeta.ru

Мусоргский писал:

«Я разумею народ как великую личность, одушевлённую единою идеею. Это моя задача. Я попытался разрешить её в опере».

Также часто используется цитата из ещё одного его письма:

«Народ хочется сделать: сплю и вижу его, ем и помышляю о нём, пью — мерещится мне он, он один цельный, большой, неподкрашенный и без сусального. И какое страшное (воистину) богатство народной речи. Какая неистощимая руда для хватки всего настоящего — жизнь русского народа».

Главным героем своей оперы «Борис Годунов» Мусоргский часто называл сам народ, что и легло в основу его творения. Саму идею ему подсказал историк Никольский, а помог Стасов, и именно с оперы «Борис Годунов» начинается новый этап в биографии композитора.

Расцвет творчества композитора: 1868 - 1875 гг.

В августе 1868 года Модест Петрович переезжает к Опочининым в Инженерный замок.

Инженерный замок, в котором проживал М. П. Мусоргский. Фото с сайта: https://musorgsky.ru/news/mokhovaya-36/zdes-zhil-m-p-musorgskiy/
Инженерный замок, в котором проживал М. П. Мусоргский. Фото с сайта: https://musorgsky.ru/news/mokhovaya-36/zdes-zhil-m-p-musorgskiy/

Опера "Борис Годунов"

В октябре того же 1868 года Модест Мусоргский берётся за написание музыкальной драмы «Борис Годунов», опираясь на одноимённое произведение А. С. Пушкина и описание этой исторической эпохи в «Истории Государства Российского» Николая Карамзина. С оперой ему также помогают его коллеги из «Могучей кучки» и, в частности, критик Стасов.

В 1869 году он заканчивает работу над оперой и отправляет её в Мариинский театр для согласования постановки.

М. П. Мусоргский. Фото с сайта: https://крым-азбука.рф/osvezhivshaya-menya-poezdka/
М. П. Мусоргский. Фото с сайта: https://крым-азбука.рф/osvezhivshaya-menya-poezdka/

Но судьба сложилась так, что первую редакцию оперы не приняли к постановке по ряду причин:

  • Мусоргского и его новизну тогда не понимали
  • Не было женских персонажей, что противоречило традициям

Мусоргский, безусловно, был расстроен и после отказа принялся за создание второй редакции, куда был добавлен польский акт с любовной линией Гришки Отрепьева (Лжедмитрия) и Марины Мнишек, а также ещё один женский персонаж — Шинкарка.

В августе 1871 года Мусоргский сначала занял квартиру № 4 в доме 11 на улице Пестеля, но уже в сентябре — квартиру № 9, где поселился с Н. А. Римским-Корсаковым, где они оба работали над своими произведениями: Мусоргский над «Борисом Годуновым», а Римский-Корсаков над оперой «Псковитянка». В 1872 году он подал заявку на разрешение постановки второй редакции.

Могли бы запретить и её, но здесь очень поддержали «Бориса» и члены «Могучей кучки». Например Балакирев лично помогал Мусоргскому вносить редактуру, а также работал вместе с ним над либретто. Солистка Мариинского театра Юлия Фёдоровна Платонова попросила поставить фрагменты оперы в её бенефисе и угрожала уйти из театра в случае отказа. И вот, наконец, в 1872 году он получает разрешение на постановку оперы. Резолюцию на постановку тогда поставил сам Александр II.

Афиша оперы 1888 г. Фото с сайта: https://aif.ru
Афиша оперы 1888 г. Фото с сайта: https://aif.ru

Полноценная премьера прошла 27 января 1874 года. Роль Бориса Годунова исполнил Иван Александрович Мельников, а роль Марины Мнишек — Юлия Фёдоровна Платонова.

Опера показала настоящего Мусоргского, до сих пор она считается золотым достоянием русской культуры.

В одном из писем к Стасову от 1872 года композитор охарактеризовал сверхзадачу своей оперы так:

«Прошедшее в настоящем — вот моя задача».

И вот, казалось бы, спустя почти шесть лет подготовки, Мусоргский должен был взойти на трон своей музыкальной карьеры, и дела должны были пойти в гору. К сожалению, судьба уготовила для Мусоргского более печальные обстоятельства.

Деятельность Мусоргского в первой половине 1870-х гг.

В 1870-м он, как говорили, вынашивал идею создания оперы «Бобыль» по мотивам немецкой сказки, но это был лишь проект.

В 1872-м он начал работу над написанием оперы-балета «Млада», которая также не была окончена. Однако в 1872 году Владимир Стасов подсказал Мусоргскому другой сюжет, который тронул композитора. Речь идёт об ещё одной опере — «Хованщина» , о начальном периоде правления Петра I, стрелецком бунте и церковном расколе. Ещё один сложный период в истории России, снова народные волнения.

К слову, в проектах композитора была третья похожая задумка: опера по мотивам восстания Емельяна Пугачёва, но она осталась нереализованной.

В августе 1872 года он переехал на Шпалерную улицу (дом 6, квартира 15). Работать стал в Лесном департаменте Министерства государственных имуществ и в ревизионной комиссии Государственного контроля Российской империи. На этой должности он был вплоть до 1880 года. Большие перемены в его жизнь внёс 1874 год.

Кадр из фильма "Мусоргский" - Стасов говорит Модесту идею создания "Хованщины".
Кадр из фильма "Мусоргский" - Стасов говорит Модесту идею создания "Хованщины".

1874 год в жизни Модеста

Фото с сайта: https://atihonkov.ru/
Фото с сайта: https://atihonkov.ru/

Почему мы выделили этот год отдельно? Дело в том, что в нём произошло действительно много событий.

  • В 1874 году, в память о своём друге, художнике Викторе Гартмане, Мусоргский пишет одно из самых известных своих произведений. Мы имеем в виду фортепианный цикл «Картинки с выставки». «Прогулку» и «Богатырские ворота» из этого цикла слушают почти в каждой школе в России.
  • Начинается работа над оперой «Сорочинская ярмарка» и продолжается работа над оперой «Хованщина».

Такой творческий подъём был вызван, безусловно, блестящей премьерой оперы «Борис Годунов», но в биографии композитора этот год также имеет и негативные события.

  • Во второй половине 70-х, начиная с 1874 года, собрания «Могучей кучки» постепенно начинают прекращаться, а сама «кучка» распадается. Это связано с кризисом Балакирева и множеством других причин. Мусоргский тяжело принимал это.
  • Как мы уже упомянули, умер его друг Виктор Гартман. И также в 1874 году умирает его близкая по духу подруга — Надежда Петровна Опочинина, в доме которой он жил. Это сильно давит на моральное состояние композитора.

Критика Мусоргского

Фото с сайта: https://vlpravda.ru
Фото с сайта: https://vlpravda.ru

Главное в Мусоргском то, что его поняли слишком поздно. Его гармонии, подход к музыке и даже сюжеты просто не понимали в ту эпоху.

Несколько отзывов о музыке Мусоргского:

  • Рецензия Ц. А. Кюи («Спб. ведомости», 1874, №37) свидетельствовала о непонимании критиком смелого новаторства композитора. Кюи писал, что либретто оперы «не выдерживает критики»: в нём нет сюжета, нет развития характеров, обусловленного ходом событий, нет цельного драматического интереса.
  • А. П. Бородин, в целом симпатизировавший Мусоргскому, находил в его новаторской музыке лишь «стремление к корявому оригинальничанью».
  • Милий Балакирев говорил, что у Мусоргского «слабые мозги».
  • Пётр Ильич Чайковский в письмах брату называл творчество Мусоргского «мусоргской музыкой, которую нужно послать к чёрту».

Безусловно, это нанесло вред ментальному здоровью композитора, а также сильно ударило по его авторитету в музыкальном мире. Со второй половины 1870-х годов начался самый трудный этап в жизни композитора, ставший для него последним.

Последние годы: 1875 - 1881 гг.

С 1875 года у Мусоргского начала обостряться нервная лихорадка, вызванная тем, что он тяжело переживал постепенный распад «Могучей кучки».

Из письма Стасову:

«Без знамени, без желаний, не видя и не желая видеть вдаль, корпят они над тем, что давно сделано, к чему их никто не зовёт <…> Могучая кучка выродилась в бездушных изменников; «бич» оказался детской плёточкой».

«Музыкусы», так он называл своих коллег, оказались не правы. Мусоргский тяжело переживал критику.

«Не может такого быть, чтобы я был не прав».

Так он писал в ответ на большой поток критики после постановки «Бориса Годунова».

Творчество композитора

В 1877 году, как упоминалось ранее, Мусоргский задумал написание оперы "Пугачёвщина", но, к сожалению, руки до написания этой оперы так и не дошли. Ко второй половине 1870-х Мусоргский частично забросил "Хованщину" и "Сорочинскую ярмарку".

М. П. Мусоргский. Фото с сайта: https://dramateshka.ru
М. П. Мусоргский. Фото с сайта: https://dramateshka.ru

Мусоргский имел особый подход к написанию музыки. Как вы можете представить, большинство композиторов в процессе сочинения начинал писать наброски, иногда отвлекаясь на фортепиано для проверки звучания, а затем продолжал записи. Благодаря этому многие неоконченные произведения легко восстановить по наброскам, но только не у Мусоргского.

Он отличался умением долго рассуждать, а затем переносить целые сцены почти сразу в чистовом виде. Это одновременно и тормозило процесс написания новых произведений, и затрудняло процесс дописывания неоконченных произведений, а также их оркестровку.

Именно поэтому восстановленные редакции зачастую считаются неаутентичными, так как музыку Мусоргского невозможно было угадать – её знал только Мусоргский.

В период с 1876 по 1879 год у Модеста Петровича вышло лишь несколько вокальных и фортепианных сочинений. Композитор пребывал в творческом упадке и у него постепенно начала развиваться алкогольная зависимость.

Всё могло бы кончиться ещё хуже, но его тогда спасли внезапные гастроли на юг России, предложенные ему в 1879 году.

Гастроли на юг России: 1879 год

Певица Дарья Михайловна ЛЕонова предложила Модесту сопровождать её в гастролях в качестве аккомпаниатора. Мусоргский, само собой, не отказал ей.

Поездка длилась три месяца, и за время своего турне он смог посетить Полтаву, Елисаветград, Николаев, Херсон, Одессу, Севастополь, Ялту, Феодосию, Ростов-на-Дону.

Фото с сайта: https://www.thefamouspeople.com/profiles/modest-mussorgsky-487.php
Фото с сайта: https://www.thefamouspeople.com/profiles/modest-mussorgsky-487.php

Исполнял композитор как свою музыку (например отрывки из оперы "Борис Годунов"), так и произведения иных (в том числе зарубежных) композиторов.

Во время небольших концертов публика восторженно приветствовала Мусоргского, а газеты положительно отзывались об этих гастролях.

Безусловно, это дало толчок композитору для новых сочинений, и он описал поездку так:

"Великое воспитание для меня эта обновляющая и освежившая меня поездка. Много лет с плеч долой! К новому музыкальному труду, широкой музыкальной работе зовёт жизнь".

И, конечно же, стоит перечислить произведения, которые были написаны под впечатлением от поездки:

  • Фортепианные пьесы: "Гурзуф у Аю-Дага", "Байдары", "Буря на Чёрном море".
  • Песня "Блоха" на стихи Гёте
  • А самое главное — это возвращение к написанию "Хованщины" и "Сорочинской ярмарки" и пара оркестровых работ.

В 1880 году композитор, воодушевлённый поездкой, вернулся к работе, он написал много сцен к "Сорочинской ярмарке", а также активно стал писать "Хованщину". Но позднее композитора вновь одолевает депрессия.

Последний год творчества. Смерть

1880 год стал последним полноценным творческим годом для композитора.

В январе этого года Мусоргский был уволен с работы, что послужило причиной его плохого финансового положения под конец жизни. Он существовал на пожертвования друзей и знакомых.

Тем не менее, в этом году, в ноябре, состоялось собрание "Могучей кучки", на котором Мусоргский показал почти оконченный клавир оперы "Хованщина".

Клавир — это переложение для фортепиано оркестровых и симфонических произведений

Последние месяцы жизни он как раз потратил на написание оркестровки этого произведения.

В 1881 год Модест вошёл в состоянии вечно неоконченных партитур, без любви, семьи и денег. Единственные, кто продолжал быть рядом, — это его друзья, в частности известнейший художник Илья Репин, который увековечил Мусоргского перед самой смертью на единственном прижизненном портрете композитора.

Портрет Мусоргского - худ. Илья Репин
Портрет Мусоргского - худ. Илья Репин

Четвёртого февраля Мусоргский дал своё последнее публичное выступление на вечере памяти Достоевского, а уже 13 февраля у него случился приступ белой горячки.

Страшная болезнь, вызванная долгой депрессией, вынудила композитора лечь в Николаевский военный госпиталь. Мусоргский как будто предчувствовал скорую кончину и усердно продолжал работать над своими произведениями. Как раз в этом госпитале, за несколько дней до смерти композитора, Репин успел написать этот известный портрет, который отразил всю боль русского гения.

Скончался гений 16 (28) марта 1881 года, всё в том же госпитале, в Санкт-Петербурге.

Николаевский военный госпиталь. Фото с сайта: https://dzen.ru/a/ZsSzcyv05TxIL4hq
Николаевский военный госпиталь. Фото с сайта: https://dzen.ru/a/ZsSzcyv05TxIL4hq

Похоронили Мусоргского в Александро-Невской лавре на Тихвинском кладбище. Спустя 4 года его друзья установили ему надгробный памятник.

Могила Мусоргского. Фото с сайта: https://en.wikipedia.org/wiki/File:Musorgsky_Grave.jpg
Могила Мусоргского. Фото с сайта: https://en.wikipedia.org/wiki/File:Musorgsky_Grave.jpg

Заключение

Бюст М. П. Мусоргского на ул. Красноармейской в Пскове
Бюст М. П. Мусоргского на ул. Красноармейской в Пскове

В завершение такой большой статьи мы хотим рассказать о том, что Мусоргский действительно не на словах повлиял на ход русской музыки.

Музыкой Мусоргского вдохновились композиторы, ставшие символом музыки XX века: И. Ф. Стравинский, Д. Д. Шостакович, Р. К. Щедрин, а также представители школы французской музыкальной школы — М. Равель и К. Дебюсси.

Мусоргский преследовал свои идеи, а не шёл по указаниям других. Он писал свою музыку, опередившую время.

Он прожил короткую, но очень насыщенную и тяжёлую жизнь.

И в конце хотелось бы оставить цитату ещё одного гения — Дмитрия Дмитриевича Шостаковича:

«Я благоговею перед Мусоргским, считаю его величайшим русским композитором. Композитор-трибун, композитор-борец, композитор-новатор».

Спасибо за прочтение, подписывайтесь на наши блоги:

VK - https://vk.com/whenicansleep?from=groups

TG - https://t.me/KMSproduction