Найти в Дзене
Impression

Ф.Н. Плевако. Король русских адвокатов XIX века

22 сентября 2025 года в Челябинске состоялось значимое не только для города, но для всей страны событие – торжественное открытие памятника легендарному адвокату Фёдору Никифоровичу Плевако, приуроченное к 180-летию со дня его рождения. Насколько я знаю, это третий памятник в стране, посвященный ему(есть еще в Троицке и в Тамбове) Но вот имя виновника этого события почему-то было почти забыто до сих пор, сейчас его в основном знают историки и юристы. А ведь он многое успел сделать при жизни для страны, в XIX веке люди, попавшие в беду почти молились на него, зная что Федор Никифорович поможет наказать преступника и защитит невиновного. Его имя стало нарицательным, так называют очень профессионального адвоката. Так какой же была жизнь этого удивительного человека? Ф.Н. Плевако родился в 1842 г. в г. Троицке Челябинской области(тогда Оренбургской губернии). С происхождением родителей будущего адвоката не все ясно. Отец его Василий Иванович Плевак был поляком, то ли сосланным за участ

22 сентября 2025 года в Челябинске состоялось значимое не только для города, но для всей страны событие – торжественное открытие памятника легендарному адвокату Фёдору Никифоровичу Плевако, приуроченное к 180-летию со дня его рождения. Насколько я знаю, это третий памятник в стране, посвященный ему(есть еще в Троицке и в Тамбове)

Памятник Ф.Н. Плевако в г. Челябинске
Памятник Ф.Н. Плевако в г. Челябинске

Но вот имя виновника этого события почему-то было почти забыто до

сих пор, сейчас его в основном знают историки и юристы. А ведь он многое успел сделать при жизни для страны, в XIX веке люди, попавшие в беду почти молились на него, зная что Федор Никифорович поможет наказать преступника и защитит невиновного. Его имя стало нарицательным, так называют очень профессионального адвоката. Так какой же была жизнь этого удивительного человека?

Ф.Н. Плевако
Ф.Н. Плевако

Ф.Н. Плевако родился в 1842 г. в г. Троицке Челябинской области(тогда Оренбургской губернии). С происхождением родителей будущего адвоката не все ясно. Отец его Василий Иванович Плевак был поляком, то ли сосланным за участие в Польском восстании 1830 г., то ли просто переехавшим в г. Троицк польским дворянином. Мать Екатерина Степановна Ульмесек была то ли казашкой, то ли киргизкой, и со статусом непонятно, вроде из состоятельной кочевой семьи, но потом как-то стала служанкой(крепостной?) приютившей ее богатой семьи в Троицке. Возможно была какая то междоусобица между местными кланами, в результате которой она отбилась от своей семьи. А познакомились они, когда сам Василий Иванович, уже служивший надворным советником, взял ее в услужение и влюбился в девушку. Звучит как сказка, но довольно печальная. Он ведь так и не женился на ней, по сути сведя к положению содержанки, а детей - Федора и его брата обрек тем на жизнь с клеймом бастардов. Даже официальные отчество и фамилию(по рождению будущего адвоката записали как Федора Никифоровича Николаева), он получил в честь крёстного отца его старшего брата.

В 1851 г. отец вышел в отставку и семья перебралась в Москву. В том же году братьев отдали учиться в Коммерческое училище. Но оттуда их исключили через некоторое время за незаконнорожденность(!), даже несмотря на блестящие успехи по учебе. В 1853 г. отец с большим трудом устроил их в престижную 1-ю Московскую гимназию на Пречистенке. Через несколько лет он умер, оставив о себе очень неоднозначную память у сыновей. С одной стороны он был хорошим и заботливым отцом, он сделал все, что бы после его смерти у них были средства на жизнь и образование, но он не сделал самого главного для того времени, не женился на

матери, а ведь сам видел(хотя бы на примере той истории с исключением), как им будет тяжело в жизни с таким сомнительным статусом и деньги тут не особо помогут.

В 1864 г. Федор Никифорович поступил на юридический факультет Московского университета уже с отцовской фамилией «Плевак», а по окончании университета добавил к ней букву «о», причём называл себя с ударением на этой букве: «Плевако́». Именно в это время в правовой системе Российской империи начались изменения, вовсю шла судебная реформа. Суд стал гласным, появилось судебное следствие, суд присяжных, а значит требовались и адвокаты. Плевако, и сам натерпелся обид в юности и поэтому хорошо понимал людей, пострадавших от несправедливости. Он был словно создан для этой профессии. Так что в 1870 г. он вступил в сословие присяжных поверенных(адвокатов) московской судебной палаты, начал успешно практиковать, а так как его финансовое положение сильно улучшилось, он даже смог позволить себе защищать бедных клиентов бесплатно. Слухи о необыкновенном адвокате, удивительно талантливом и добром, полетели по Москве.

Ф.Н. Плевако
Ф.Н. Плевако

Он действительно был очень способным, его даже называли "Московским Златоустом" за удивительное красноречие. Становясь защитником он сражался до конца, использовал все возможности, все доводы, порой немного хитрил, его возможность вытянуть даже безнадежное дело поражала. Говорят, он готовил до 10 речей за раз на один процесс, на разные варианты развития событий. Если ничего не подходило, начинал импровизировать. Более 200 выигранных процессов за всю жизнь! Это невероятно много для любого адвоката. Вот некоторые из его дел для примера:

  • Дело игуменьи Митрофании. Одно из самых громких дел того времени. Если кратко, девушка из хорошей знатной семьи уходит в монастырь, делает там на протяжении жизни прекрасную карьеру(поднимается до игуменьи), прекрасно обустраивает его и вообще делает очень много хорошего в этой сфере. Но есть проблема, на это все требуется много денег, вначале она вкладывается своим наследством, потом пытается зарабатывать коммерческими предприятиями(все прогорает), наконец пожертвования от верующих, но не хватает средств все равно, а планов много. И Митрофания с сообщниками начинает проворачивать аферы с подделкой векселей. Она просто предлагала доверявшим ей людям, расписываться на пустых листах по каким-либо предлогом, а затем на них уже создавались долговые расписки, например, одну женщину Митрофания разорила на 237 тыс. руб,(космическая сумма по тем временам). Процесс протекал очень тяжело, церковь защищала игуменью, свидетели под влиянием духовенства меняли постоянно свои показания. В этом деле Ф.Н. Плевако выступал гражданским истцом и защищал жертв преступления. Как верующего человека, его глубоко возмутили преступления по маской благочестия(можно подумать благая цель все оправдывает), и от того он был особенно красноречив. «Путник, идущий мимо высоких стен Владычного монастыря, вверенного нравственному руководительству этой женщины, набожно крестится на золотые кресты храмов и думает, что идёт мимо дома Божьего, а в этом доме утренний звон подымал настоятельницу и её слуг не на молитву, а на тёмные дела! Вместо храма — биржа, вместо молящегося люда — аферисты и скупщики поддельных документов, вместо молитвы — упражнение в составлении вексельных текстов, вместо подвигов добра — приготовление к ложным показаниям — вот что скрывалось за стенами», - во так клеймил Митрофанию адвокат. Суд постановил: «лишив Митрофанию всех лично и по состоянию ей присвоенных прав и преимуществ, сослать в Енисейскую губернию с запрещением выезда в течение трёх лет из места ссылки и в течение 11 лет в другие губернии, остальных подсудимых считать по суду оправданными». Конечно в ссылку она не поехала, ее защитники добились уже после суда простого пребывания в дальних монастырях, но даже сам факт того, что ее вину признали. что такой влиятельной особе был вынесен приговор, очень важен. И в это конечно большая заслуга Ф.Н. Плевако.
  • Дело проворовавшегося священника. Вот здесь как раз Плевако выступил в защиту пожилого священника, который был обвинён в краже (видимо старика, действительно укравшего в первый раз и не от хорошей жизни, адвокату было по-настоящему жаль в отличии от той же Митрофании, да и от сана его и так уже отлучили). Плевако промолчал всё судебное заседание и не задал ни одного вопроса свидетелям, поскольку заключил со своим приятелем пари о том, что его защитительная речь будет длиться ровно одну минуту, после чего священника оправдают. Когда наступило его время, он обратился к присяжным и сказал: «Господа присяжные заседатели! Дело ясное. Прокурор во всем совершенно прав. Все эти преступления подсудимый совершил и сам в них признался. О чем тут спорить? Но я обращаю ваше внимание вот на что. Перед вами сидит человек, который тридцать лет отпускал вам на исповеди грехи ваши. Теперь он ждет от вас: отпустите ли вы ему его грех?». Неудивительно, что священника оправдали.
  • Дело о краже серебряного кофейника и старушке. Стало одним из известнейших к карьере адвоката. Дело было так. Обедневшая до последней степени старая дворянка до того отчаялась от нищеты и голода, что украла на рынке серебряный кофейник. Плевако сам вызвался защищать женщину, случайно столкнувшись с ней в коридорах суда и узнав причину слез. Прокурор попытался сразу лишить его козырей в защите и подчеркнул, что собственность священна, нельзя посягать на неё, ибо ею держится все благоустройство страны, «и если позволить людям не считаться с ней, страна погибнет» и вообще, кража это кража. На что Н.Ф. Плевако иронично заметил: "Много бед, много испытаний пришлось претерпеть России за её больше чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали её, половцы, татары, поляки. Двунадесять языков обрушились на неё, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь… Старушка украла жестяной чайник ценою в 30 копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет». После этого, старушку оправдали.
  • Дело Люторических крестьян. После отмены крепостного права в 1861 году крестьян из села Люторич (Тульская губерния) наделили землей — около 800 соток на душу. Жителям этих участков не хватало, а с приростом населения землю продолжали дробить на мелкие части. Получать дополнительную землю в собственность запрещалось, но можно было арендовать у графа. Местный помещик граф Бобринский вместе со своим управляющим Фишером, пользуясь неграмотностью людей, стали сдавать наделы по договорам под 100% сумму неустойки и с дополнительными условиями. За несколько лет по иску Фишера суд присудил взыскать с крестьян огромные по тем временам суммы. Вдобавок система работала плохо, и суды допускали повторное взыскание уже погашенного долга. Ко всему прочему повестки крестьянам не присылали, и визит приставов для описи имущества для них оказался полной неожиданностью. Жители оказали сопротивление, и через несколько дней в деревню прибыли солдаты. Недовольных усмирили, а против 34 участников возбудили уголовное дело о бунте и неповиновении властям. Защищал подсуди­мых Ф.Н. Плевако, он обращал внимание, на то, что крестьяне сами стали жертвами преступления и то, что они пытались защитить остатки своего имущества от описи за долги, которые вообще то были повешены на них обманом, вообще не заслуживает наказания. «Мы, когда с нас взыскивают недолжное, волнуемся, теряем самообладание; волнуемся, теряя или малую долю наших достатков, или что-либо наживное, поправимое. Но у мужика редок рубль и дорого ему достается. С отнятым кровным рублем у него уходят нередко счастье и будущность семьи, начинается вечное рабство, вечная зависимость перед мироедами и богачами. Раз разбитое хозяйство умирает -- и батрак осужден на всю жизнь искать, как благодеяния, работы у сильных и лобзать руку, дающую ему грош за труд, доставляющий другому выгоды на сотни рублей, лобзать, как руку благодетеля, и плакать, и просить нового благодеяния, нового кабального труда за крохи хлеба и жалкие лохмотья». Большинство подсудимых были оправданы. Почти всех крестьян оправдали, лишь 4 получили маленькие сроки и одна из женщин штраф(видимо они оказали самое буйное сопротивление).
  • Дело «с горностаем». Приехавшая в столицу девушка остановилась в гостинице «Черногория», где заняла отдельную комнату на третьем этаже. Глубокой ночью подвыпивший управляющий отелем стал сильно стучать в дверь. На требование впустить его она ответила отказом, и тогда ночной гость начал с собутыльниками ломать дверь. Испугавшись, девушка в одной сорочке выпрыгнула с 3-го этажа на 25-градусный мороз. Ей повезло, снег смягчил падение, и она только сломала руку. Защита управляющего утверждала, что не понимает, почему девушка так испугалась и выскочила из окна, ничего же страшного. На что Ф.Н. Плевако, защищавший ее, сказал так «В далекой Сибири в дремучей тайге водится зверек, которого судьба наградила белой как снег шубкой. Это горностай. Когда он спасается от врага, готового его растерзать, а на пути встречается грязная лужа, которую нет времени миновать, он предпочитает отдаться врагу, чем замарать свою белоснежную шубку. И мне понятно, почему потерпевшая выскочила в окно». Обвиняемых осудили по все строгости закона.

Это конечно лишь некоторые из процессов, в которых Н.Ф. Плевако участвовал. На самом деле их намного больше и каждый может стать темой отдельной статьи. Но уже по такой небольшой выдержке, уже можно судить о его таланте.

Интересно, что и личная жизнь Ф.Н. Плевако оказалась связана с его работой. К сожалению его первый брак распался, несмотря на наличие малолетнего сына Сергея. А вот со вторым браком все намного интереснее. С Марией Андреевной Демидовой он познакомился, когда она искала адвоката, который бы помог ей развестись с первым мужем-тираном, вязниковским купцом Василием Васильевичем Демидовым("Льняным королем"), от которого у неё было пятеро детей. Они полюбили друг друга с первого взгляда и стали жить одной семьей, позже у них родилось еще трое детей, два сына и дочь. Вот только развод упершийся муж так и не дал, Мария числилась его женой еще 20 лет, до самой его смерти(до 1900 г.), и только после этого Н.Ф. Плевако смог на ней жениться. Самым тяжелым в данной ситуации, было то, что и дети рожденные у них, числились официально детьми Демидова, а по сути теми же бастардами, что и сам Ф.Н. Плевако в детстве. Чтобы это исправить, пришлось проворачивать целую правовую комбинацию, будто дети были кем-то подкинуты, а Федор Николаевич их усыновил.

Забавный факт, что двоих сыновей Ф.Н. Плевако от первого, и от второго брака звали Сергеями, и оба стали адвокатами. Позже они практиковали в Москве, из-за чего нередко возникала путаница.

Умер знаменитый адвокат в начале 1909 г. от разрыва сердца, ему было всего 66 лет. Все таки многолетняя работа на износ, волнения за многочисленные дела и подзащитных, за младшего сына Петра, связавшегося с революционерами и которого отцу пришлось спасать от неприятностей с властями, сыграли свою роль. Хоронили его при огромном стечении народа из всех слоев общества, столица провожала своего самого народного и любимого людьми адвоката.

Конечно это был живой человек, со своими достоинствами и недостатками, причем представитель определенной профессии. Не все люди, которых он защищал и оправдывал своими речами, были безобидны. Бывало он защищал настоящих преступников и им смягчали наказания, но разве не в этом суть настоявшего гуманного суда. Все имеют равные права на защиту и адвоката, в том-то и трудность этой профессии, чтобы увидеть что-то светлое даже в самом пропащем человеке и дать ему шанс на смягчение участи. Ведь в конечном итоге, невинных людей, которых он спас от несправедливого наказания или защитил их интересы, намного больше. И уже хотя бы поэтому его имя, настоящего Защитника и Адвоката с большой буквы, никогда не должно быть забыто.