Оскар Мартин-Аморбах - немецкий художник, чьи работы поражали мастерством, но его биография неразрывно связана с противоречивой эпохой. В годы Третьего рейха он сотрудничал с режимом, и этот факт наложил тень на его творчество. Сегодня искусствоведы спорят: видеть ли в нем лишь талантливого мастера или прежде всего человека своей времени?
Оскар Мартин, позже добавивший к фамилии название родного города Аморбах, появился на свет 27 марта 1897 года во Франконском Оденвальде, в семье чиновника при дворе князя Лейнингена. Его способности к рисованию проявились еще в школе - настолько ярко, что родители юноши были совершенно не против если он посвятит свою жизнь искусству. Сначала он прошел практику в художественной школе Бенсхайма, а в 1914 году поступил в Королевское училище прикладного искусства в Мюнхене.
Первая мировая война прервала обучение: в 1916 году Мартин был призван в армию, служил связным и одновременно дивизионным художником. Во Фландрии он получил тяжелое ранение. Лишь в 1920 году художник смог вернуться к учебе, став учеником Карла Йоханна Беккера-Гундааля и Франца фон Штука, где позже получил звание мастер-ученика.
После свадьбы Мартин-Аморбах перебрался в Самерберг в Химгау и вступил в объединение художников “Die Welle” (“Волна”). Настоящая известность пришла к нему после монументальной фрески “Распятие” в Мюнхенском Гласспаласте - это произведение открыло ему путь к крупным заказам по росписи церквей.
Особое место в его карьере заняла работа в Ингольштадте: в 1933-1935 годах художник оформлял зал прощаний нового кладбища. На торцевой стене появился гигантский Христос-Судия, а на длинных боковых - “Танец смерти”, где реальные люди, ведомые костлявой фигурой Смерти, шествуют навстречу вечности. В композицию вошли крестьяне, профессора, музыканты, священники, семьи и дети. Символика была очевидна: мир живых - это отражение единой “народной общины”.
Неудивительно, что такие мотивы оказались близки идеологам Третьего рейха. В 1937 году Мартин-Аморбах вступил в НСДАП, а в 1939-м получил профессорский титул лично из рук Гитлера. Вскоре он стал преподавателем Берлинской академии художеств. Его жанровая живопись - крестьяне за работой, сцены жатвы, образы солдат - идеально вписывалась в понятие “нового немецкого искусства”. Картина “Ход жатвы” была приобретена самим Гитлером за 12 тысяч рейхсмарок, а общий доход художника от выставок в Мюнхене превысил 78 тысяч рейхсмарок.
Темы его полотен продолжали перекликаться с идеологией: “Сеятель” 1937 года, “Они везут смерть” 1942 года, “Предвесна в Зальцбурге” 1944 года. Но после войны именно эта популярность в Третьем рейхе стала для него тяжелым наследием.
Тем не менее, Оскар Мартин-Аморбах сумел найти себя и в послевоенной Германии. В 1950 году по заказу епископа Юлиуса Демпфера он восстановил фрески в вюрцбургской церкви Ноймюнстер, а также занимался реставрацией росписей в Юлиусшпиталь. Позже создал настенное панно “Abendland” для Моцартшуле в Вюрцбурге - своеобразный гимн европейской культуре, выполненный в монументальной манере.
Художник ушел из жизни 11 октября 1987 года в баварском Рошхольцене, оставив после себя наследие, в котором отразились и традиции академической школы, и тень целой эпохи, когда искусство стало инструментом политики.
Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com. Выставки, конкурсы, продажи.