Найти в Дзене
Knomary

«Вы молодец» и другие стоп-слова в обратной связи, которые убивают мотивацию

Почему одним людям кажется, что учиться – легко, а другим – что есть вещи, которые они не освоят никогда в жизни? Все дело в том, как мы объясняем себе успех, а точнее – как его нам объясняли и какую обратную связь давали. Так, одни верят во врожденные способности, другие – в силу усилий. Условно это два подхода к обучению: через природу и через развитие. Сторонники подхода «через природу» уверены: все способности заложены генами. Один рождается математиком, другой – гуманитарием. Кто-то схватывает на лету, а кто-то не способен понять, как бы ни старался. Если в школе логарифмы не дались – значит, не поддадутся никогда. И сколько бы человек ни пытался, выше своей природной «планки» он не прыгнет. Те, кто верит в развитие, мыслят иначе. Они считают, что любой навык можно натренировать, как мышцу. Каждый может одолеть квантовую физику или катание на сноуборде. Главное – практика, терпение и подходящий метод. Ошибки для таких людей – это не провал, а часть процесса. Именно поэтому такие л
Оглавление

Почему одним людям кажется, что учиться – легко, а другим – что есть вещи, которые они не освоят никогда в жизни? Все дело в том, как мы объясняем себе успех, а точнее – как его нам объясняли и какую обратную связь давали. Так, одни верят во врожденные способности, другие – в силу усилий. Условно это два подхода к обучению: через природу и через развитие.

«С этим нужно родиться»

-2

Сторонники подхода «через природу» уверены: все способности заложены генами. Один рождается математиком, другой – гуманитарием. Кто-то схватывает на лету, а кто-то не способен понять, как бы ни старался. Если в школе логарифмы не дались – значит, не поддадутся никогда. И сколько бы человек ни пытался, выше своей природной «планки» он не прыгнет.

«Главное – практика»

-3

Те, кто верит в развитие, мыслят иначе. Они считают, что любой навык можно натренировать, как мышцу. Каждый может одолеть квантовую физику или катание на сноуборде. Главное – практика, терпение и подходящий метод.

Ошибки для таких людей – это не провал, а часть процесса. Именно поэтому такие люди охотнее проходят курсы и упорнее работают над заданиями. Они знают, что вложенные в учебу силы вознаградятся, поэтому стараются не «для галочки».

Откуда берутся эти взгляды

Мы не рождаемся с убеждением «у меня не получится». Этот взгляд формируется в детстве – из того, как на нас реагировали взрослые.

Если за успех хвалили словами: «Ты такой умный!», мы начинали верить, что ценность в том, какие мы есть. А значит, любая ошибка – удар по самооценке.

Если же слышали: «Ты здорово постарался!», мы усваивали: главное – не каким ты родился, а сколько сил вложил. И неудача – это не диагноз, а повод попробовать еще раз.

Что это значит для методистов

Важно помнить про эту разницу при создании любых курсов: как для детей, так и для взрослых.

Когда мы даем обратную связь на задание или тест, важно говорить так, чтобы поддержать стремление учиться, а не подорвать его. То есть давать оценку не личности человека, а его действиям (проделанной работе, правильному ответу, верному решению и др.). Не высказывать ожиданий, что человек обязан был справиться, но, увы, не справился. А еще – не нагнетать и не драматизировать. Ошибка – это всего лишь ошибка, на ней все не заканчивается

-4

Обучение работает лучше, когда человек чувствует: от него что-то зависит. Такой подход снижает тревожность, помогает спокойно относиться к ошибкам и дает ощущение контроля над результатом. Давайте обратную связь, которая поддерживает, а не оценивает. Слова важны – выбирайте те, что помогают расти.

-5