Жизнь десятилетнего мальчика по имени Гарри Поттер никак нельзя назвать сладкой: его родители умерли, в то время, как мальчику едва исполнился один год, от дяди и тети, которые взяли его на воспитание, ребенок получает только замечания, подзатыльники и бесконечную ругань за мельчайшие проступки. Но в одиннадцатый день рождения всё резко меняется в жизни мальчика. Странного вида гость, неожиданно появившийся на пороге, приносит письмо, из которого Гарри узнаёт, что на самом деле он — волшебник и зачислен в школу магии и волшебства под названием Хогвартс. Экранизация первой из семи книг автора Джоан Роулинг вышла на экраны через четыре года после того, как была опубликована и была изначально обречена на успех.
Разработка фильма началась в 1997 году. Продюсер Дэвид Хейман хотел запустить в производство экранизацию какой‑либо популярной детской книжки, его самым первым выбором был "Огр под лестницей" автора Дианы Уинн Джонс. Диана, также автор книги "Ходячий замок", по которой снято одноименно аниме Хаяо Миядзаки. Доподлинно неизвестно, что же заставило Хеймана передумать, и тогда он обратил внимание на "Гарри Поттера".
Автору книги "Гарри Поттер и философский камень" Джоан Роулинг при создании фильма была отведена роль исполнительного продюсера и главного творческого консультанта. Перед создателями Роулинг выдвинула, по ее словам, очень важное требование: абсолютно все актеры в фильме должны быть англичанами и никаких исключений. Джоан преследовала при этом, можно сказать, достаточно благородную цель. Писательница очень хотела, чтобы британские актеры получили большее признание и узнаваемость на Западе. Режиссер первой части "поттерианы" Крис Коламбус и продюсер Дэвид Хейман требование Роулинг соблюдали "почти неукоснительно": на пробы приглашались только актеры, которые имели английское происхождение. Но, все таки, одно исключение было сделано: на роль профессора Альбуса Дамблдора был утвержден ирландец Ричард Харрис. По словам Коламбуса и Хеймана, Харрис обладал невероятно фактурной внешностью и тембром голоса, который был так необходим для экранного образа директора Хогвартса. Сам же актер совершенно не горел желанием сниматься в "Гарри Поттере". Дал согласие на роль, Харрис только после уговоров своей внучки, которая была большой поклонницей книг о Гарри Поттере.
Позднее, сам Ричард Харрис расскажет в одном из интервью, что у него не было особых надежд на то, что он снимется во всей серии фильмов. "Я буду продолжать сниматься, пока мне это нравится, пока у меня есть здоровье и пока они все еще хотят меня видеть. Но шансы на то, что все эти три фактора останутся неизменными, довольно малы". Через несколько месяцев после завершения работы над второй частью фильма, у актера обнаружили лимфому, и он внезапно скончался от нее, все еще надеясь поработать над третьим фильмом.
Джоан Роулинг продала права на создание фильмов по четырем книгам о приключениях юного волшебника Гарри Поттера в 1999 году, на тот момент за совершенно "скромную" сумму в один миллион фунтов стерлингов (на тот момент это чуть больше 1,5 миллионов долларов). Что было намного важнее для писательницы, в контракте было четко оговорено, что Роулинг будет получать определённую часть от сборов каждого из частей фильма, а также, будет иметь значительный контроль над всеми стадиями производства картин, начиная с подбора актеров и заканчивая постпродакшеном.
Непреложное правило Джоан Роулинг об английском происхождении актеров не распространялось на режиссеров: фильмы "Гарри Поттер и философский камень" и "Гарри Поттер и тайная комната" были сняты американцем Крисом Коламбусом ("Один дома"), "Гарри Поттер и узник Азкабана" выпала честь снимать мексиканцу по происхождению, Альфонсо Куарону. В какой-то момент к "Гарри Поттеру и турниру трех волшебников" присматривался соратник Куарона - режиссер Гильермо Дель Торо. Думать о том, какой могла бы стать четвертая часть "Гарри Поттера" в руках создателя фильма "Лабиринта Фавна", конечно довольно занимательно. Но вот еще более занимательно, представлять, какой была бы первая часть "Гарри" в исполнении режиссера "Парка Юрского периода" Стивена Спилберга, который на самом то деле был самым первым кандидатом на пост режиссера "Философского камня". После короткого процесса работы, Спилберг от фильма отказался , объяснив свое решение тем, что заниматься детским кино его больше не вдохновляет и не привлекает. По другой версии, у Спилберга было четкое "свое" видение франшизы. К примеру, одна из его идей соединить элементы "Тайной комнаты»" и "Философского камня" в одной части фильма.
Помимо Стивена Спилберга на место постановщика "Философского камня" рассматривался также Терри Гиллиам. Джоан Роулинг, большая поклонница "Бразилии", очень настаивала именно на его кандидатуре. А вот студия "Уорнер Бразерс" высказалась резко против кандидатуры Гиллиама.
По итогу, режиссёрское кресло так и досталось Крису Коламбусу. Впоследствии, Терри Гиллиам открыто выразил своё недовольство и разочарование, заявив, что он и был идеальным кандидатом на роль режиссера "Философского камня". При этом, фильм Коламбуса Гиллиам назвал просто ужасным, скучным и банальным.
Сценаристом стал Стив Кловис, студия отправила ему список произведений, ожидающих экранизации, из которых он и выбрал "Гарри Поттера и философский камень". Кловис уже сделал себе имя, зарекомендовав свою кандидатуру адаптацией романа Майкла Шейбона "Вундеркинды". Картина, правда, провалилась в прокате, но вот сценарий получил кучу номинаций: на "Оскар", "Золотой глобус", BAFTA и премию Гильдии сценаристов США.
Первая встреча сценариста Стива Кловиса и автора книг о Гарри Поттере Джоан Роулинг была напряжённой. Стив прекрасно понимал, что писательница отнесется к нему враждебно, как к человеку, который может уничтожить её труд, и так оно и было по началу, Роулинг в действительности, заочно, почти ненавидела Кловиса. Однако, всё решила банальная случайность, Кловис спросил Джоан, знает ли она, какой его самый любимый персонаж в книгах, на что писательница готовилась в сотый раз услышать - Рон. Но Кловис ответил, что его самым любимым персонажем является Гермиона. Доподлинно неизвестно, искренним был тот ответ или же нет, но он был идеальным. Роулинг вложила в образ Гермионы слишком много личных черт, и такое неосознанное признание в любви, несомненно, подкупило её.
В конце мая 2000 года официальный сайт будущего фильма разместил сообщение о наборе актеров на открытый кастинг, на три главные роли. В качестве кандидатов рассматривались как и другие актеры, исключительно британские, дети в возрасте от 9 до 11 лет. На прослушиваниях кандидаты на роли Гарри, Гермионы и Рона, сперва предлагалось прочесть вслух, предложенную им страницу из книги, затем с помощью импровизации, разыграть сцену прибытия учеников в школу чародейства и волшебства Хогвартс. Ну и третьим заданием, было просто прочесть вслух несколько страниц сценария фильма. В июле того же года, появились многочисленные сообщения о том, что главным кандидатом на роль Гарри Поттера, по настоянию режиссера, Криса Коламбуса, стал американский юный актер Лиам Эйкен. До этого у Эйкена и Коламбуса была совместная работа в фильме "Мачеха". Лиам уже прибыл в Великобританию, и успел получить официальное предложение от Коламбуса, сыграть в "Философском камне" главную роль. Однако, уже, буквально на следующий день, Коламбус был вынужден отозвать предложение, по настоянию Роулинг. Та твёрдо стояла на том, что роль должна достаться исключительно британскому актёру. Для Джоан, по ее собственному признанию, было очень важно сохранить верность оригинальной истории и как можно более достоверно передать дух Англии. К сожалению, теперь мы никогда не узнаем, смог бы Эйкен сыграть лучше, чем Редклифф, или выбор все же был сделан верно!
Для актера Дэниела Редклиффа препятствием стал цвет его глаз. В книгах Роулинг несколько раз подчеркивается, что они, как и у его мамы Лили, зеленые. А у Редклиффа, голубые глаза, он пробовал носить линзы на съемочной площадке, но от них началось раздражение, и затею пришлось оставить, поэтому главный герой остался голубоглазым, тогда как даже в первой части видно, что у Лили Поттер, глаза не голубые. На самом деле непонятно почему эту незначительную деталь не убрали из фильмов. Наверняка, можно было построить сюжет так, что бы не упоминать цвет глаз героев. Тем не менее, тему с глазами оставили и получили ляп, который подмечают фанаты фильма.
С ролью Гермионы Грейнджер перед создателями встал трудный выбор, кого взять: юное дарование, актрису Хэтти Джонс, звездочку полнометражного фильма под названием "Мадлен", или же Эмму Уотсон, никому не известную актрису. Обе девочки, казалось, в равной степени подходят на роль самой одаренной и умной волшебницы школы Хогвартс. Эмма произвела достаточно яркое впечатление на кастинг-директора Джанет Хиршенсон. Ей показалось, что именно Эмма смогла бы в полной мере воплотить тот образ, который нужен для картины. В одном из интервью, Хиршенсон рассказала, что Уотсон была выбрана практически за считанные секунды: "Нас было шестеро, и мы буквально ахнули, как только увидели Эмму. Это было примерно так: „Ого! Кажется, она получила эту роль!!".
Эмме Уотсон изначально думали сделать зубной протез для более аутентичного вида, потому что в книге девочка описывалась следующим образом: "девочка с густыми каштановыми волосами, уже переодевшаяся в школьную форму. Ее передние зубы были чуть длиннее, чем надо", но с ним она с трудом говорила, и от идеи пришлось отказаться.
На роль Рона Уизли, пробовался актер Томас Броди-Сангстер, но затмил его юный Руперт Грин. Он настолько хорошо подходил по внешнему виду на роль рыжеволосого Рона Уизли, что сомнений никаких не было. Сам Грин признается, что в начале проведения кастинга прислал режиссеру видеоролик, где он читает рэп о том, как хочет сыграть эту роль.
Факт о "Драко Малфое", в который трудно поверить: на самом деле актер Том Феллтон изначально проходил пробы на роль Гарри Поттера и Рона Уизли. Как нам известно, кастинг на эти роли, Том провалил, зато, получил роль Драко. Правда, для этой роли актеру пришлось перекрасить шевелюру в светлый цвет, так как Феллтон от природы брюнет, а Драко по сюжету блондин. Но, кажется Феллтона этот факт ничуть не расстроил, как, впрочем и тот, что роли Гарри и Рона отошли совершенно другим актерам. По признанию Тома, между ним, Рупертом Грином и Дэниэлом Редклиффом никогда не было зависти или духа соперничества. Чего не скажешь о их героях в фильме.
Фелтон не читал ни одной книги о Гарри Поттере перед кастингом, и на прослушивании, режиссер Крис Коламбус спрашивал каждого претендента на роль Малфоя, какой момент его любимый в книге. Когда подошла очередь Фелтона, он сказал, что его любимая часть в книге - это часть в банке Гринготтс, Том просто услышал, что сказал предыдущий претендент и быстро сориентировался. Коламбус очень быстро разобрался в этом и счел это достаточно забавным.
Еще на этапе проведения кастинга на роли, создатели фильма всерьез рассчитывали на то, что бы дать роль в "Философском камне" самому автору книги Джоан Роулинг. Писательница должна была сыграть небольшую роль матери Гарри - Лили Поттер. Однако Роулинг наотрез отказалась от предложенной ей роли. По ее словам "я не рождена, чтобы быть актрисой, даже если для этого надо просто стоять и махать рукой. Я бы все испортила". В итоге роль отошла актрисе Джеральдин Соммервиль. К слову, Соммервиль в "Гарри Поттер и философский камень" сыграла не только "отражение" в зеркале Еиналеж матери Гарри - Лили Поттер, и небольшой эпизод в "воспоминаниях". Актрисе досталась и еще одна эпизодическая роль. Когда Гарри собирается спросить кондуктора, где находится платформа 9 3/4, женщина с маленькой девочкой на руках разговаривает с кондуктором на платформе - это также Джеральдин Соммервиль.
Дэниелу Редклиффу на момент начала съемок саги было всего 11 лет, тем не менее это не было его кинодебютом. До этого юный актер уже снялся в эпизодической роли в политическом триллере "Портной из Панамы" и драме "Дэвид Копперфилд".
Роль хмурого смотрителя и завхоза Хогвартса - Аргуса Филча досталась актеру Дэвиду Брэдли. Тот очень ответственно отнесся к поставленной ему задаче и вживался в образ Аргуса Филча по методу Станиславского. Незадолго до начала работы над "Гарри Поттером и философским камнем", актер, вместе со своим котом, заперся в изолированной лесной хижине и жил там, по меньшей мере месяц. Впоследствии Брэдли признался, что таким образом хотел уловить настроение Филча, который большую часть времени проводит в компании миссис Норрис. По всей видимости, месяц отшельничества не прошел для актера даром — Аргус Филч в фильмах практически неотделим от книжного персонажа.
Роль Северуса Снега сыграна актером Аланом Рикманом, он был выбран на нее лично Джоан Роулинг. Для того, что бы помочь актеру вжиться в роль, Роулинг приподняла для него "завесу тайны" и рассказала предназначение и настоящую роль Северуса. Рикман узнал тайны Гарри Поттера задолго до того, как о них узнали читатели. Роулинг говорит, что была вынуждена так поступить, что бы у актера сложилось истинное представление о его герое.
Подбор актеров оказался делом непростым и нервным, настолько, что директор по кастингу Сьюзи Фиггис, уволилась до начала съемок фильма. Перед этим она постоянно ругалась с продюсерами и режиссером, которые никак не могли определится с выбором подходящих актеров на роли.
Одним из самых главных разочарований фанатов фильма, в "Гарри Поттере" является отсутствие полтергейста Пивза, который в книгах выступал главным комедийным элементом и попил немало "крови" студентов и преподавателей. Первоначально режиссер хотел, чтобы эту роль сыграл Рик Мэйолл, и они отсняли несколько сцен, однако, по неизвестной причине, полтергейст в фильм все же не попал. Рик считал, что создатели фильма были недовольны им, потому что он смешил детей-актеров и не давал им настроиться на съемки, а Крис Коламбус объяснял, что им не хватило денег, чтобы нарисовать Пивза на постпродакшене фильма.
И, хотя сцены с участием Рика Мэйолла были вырезаны из фильма, положенный гонорар он получил в полном объеме. Позже Рик сказал, что это был самый захватывающий фильм, в котором он когда-либо снимался, просто потому, что он играл персонажа, который даже не попал в готовый фильм, но все равно получил деньги.
Сами съемки "Философского камня" проходили в дикой спешке. Продюсеры решили, что необходимо успеть сделать фильм и выпустить его в прокат к празднику - 4 июля. Однако, сделать этого не представлялось возможным, несмотря на отчаянную поспешность со стороны съемочной группы. В прокат "Гарри Поттер" вышел лишь в ноябре месяце, что, впрочем, не помешало ему стать лидером проката и безусловным хитом.
Для съемок планировалось использовать знаменитый Кентерберийский собор в качестве локации для некоторых сцен на территории школы Хогвартс. Однако, декан Кентерберийского университета, отказался дать разрешение на съемки картины. Причина отказа звучала довольно странно: "Гарри Поттер" продвигает языческие образы, что неприемлемо для христианской церкви. И это несмотря на то, что на страницах книг Джоан Роулинг все студенты школы Хогвартс, неоднократно праздновали традиционное английское Рождество. К счастью, на помощь создателям пришел настоятель Глостерского собора - Николас Бери, по собственному признанию, Бери был огромным поклонником произведений Роулинг. Однако, некоторые верующие англичане, к решению Бери отнеслись с большим осуждением. Перед началом съемок фильма Николас получил несколько писем, полных разгневанных строк, от прихожан, они обвиняли преподобного в страшном богохульстве. Словом, резонанс вокруг съемок был огромный, о некоторых ситуациях в связи с созданием фильма, писали даже в английских газетах. К счастью, команде "Философского камня" все-таки удалось отснять нужный материал.
Сцены в госпитале и библиотеке школы были сняты в двух старинных строениях Оксфордского университета. В Бодлианской библиотеке в Оксфорде, на самом деле, очень строгие правила, запрещающие проносить огонь в библиотеку. Создатели этого фильма были первыми, кому было позволено нарушить правило впервые за сотни лет.
Чтобы придать замку Хогвартс аутентичный вид, большая часть съемок проводилась не только в Глостерском соборе, но и в Крайст-Черч, Оксфорд, кафедральном соборе Дарема и замке Алник. Фактически, единственными декорациями, которые были построены для Хогвартса, это - Большой зал, Парадная лестница и гостиная Гриффиндора. В дальнейших фильмах, дополнительные декорации были построены для различных классных комнат и других локаций вокруг Хогвартса.
По книге ученики школы отправляются в Хогвартс с невидимой обычному взгляду платформы 9 ¾ на вокзале Кинг-Кросс, попасть на которую можно через барьер между платформами номер 9 и 10. Однако, оказалось, что на вокзале Кинг-Кросс платформы 9 и 10 находятся не в главном здании, а в отдельном строении, и их разделяет не барьер, а две железнодорожные колеи. В одном из интервью Роулинг признала свою ошибку и сказала, что перепутала лондонские вокзалы Кинг-Кросс и Юстон, хотя, оказывается, что и на втором вокзале платформы 9 и 10 также разделены колеями, а не барьером. А для съёмок фильма пришлось использовать платформы 4 и 5, которые находятся в главной части вокзала Кинг-Кросс и были просто на время повешены таблички с измененными номерами 9 и 10. Впоследствии, на стене здания, где находятся реальные платформы 9 и 10 был помещён чугунный знак-указатель "Платформа 9 ¾", а под ним вмонтировали четверть багажной тележки, оставшаяся часть которой как бы уже исчезла в стене.
Для студии "Уорнер Бразерс" удобнее снимать фильмы в Голливуде, и то же самое изначально планировалось сделать с "Гарри Поттером и Философским камнем". Но руководству студии поступило предложение со стороны представителей британской киноиндустрии, от которого нельзя было отказаться: ради того, чтобы «Гарри Поттер» снимался в Англии, они были готовы внести изменения в закон о детском труде в кино. В США с детьми в кино все очень строго, и то, что взрослый актер может работать целый день, то детям разрешено только несколько часов. Поэтому британцы внесли коррективы и добавили детям лишние часы для съемок, а также, упростили некоторые другие моменты. Учитывая затраты, которые бы студия понесла при перевозке всех британских актеров в США и обратно, это казалось выгодным предложением, и руководство студии в итоге согласилось перенести съемки в Англию.
В России мы знаем и любим фильм под названием "Гарри Поттер и философский камень", впрочем, такое же название и у произведения Роулинг. А вот американское название фильма звучит как "Гарри Поттер и камень волшебника". Продюсеры решили, что заумное слово "философский" может отпугнуть зрителей и поменяли название. Причем для фильма снимали сразу две версии сцен, в одной из которых актеры говорят философский камень, а в другой, камень волшебника.
Многие критики отметили, что "Гарри Поттер и Философский камень" оказался наиболее близок к книге Джоан Роулинг. Это отмечали также и режиссер Крис Коламбус, и сама Джоан Роулинг. На самом деле, Коламбус всегда консультировался с Джоан, и удалял те сцены, которые она считала неподходящими. Так, однажды она потребовала удалить реплику, которая могла вызвать у зрителя путаницу в пятом фильме. Однако, стоит отметить, что экранизировать книгу до мельчайших деталей в двухчасовом фильме не представляется возможным, поэтому режиссер был вынужден вырезать, сокращать или менять некоторые сцены.
По закону, несмотря на кое-какие внесенные изменения, о чем я рассказывала выше, дети-актеры могли сниматься только четыре часа подряд, а затем три часа им нужно было делать уроки прямо на территории съемочной площадки. Чтобы не терять время зря, режиссер Крис Коламбус заставлял детей делать уроки в главном зале, пока сам снимал Дэниела Редклиффа, Эмму Уотсон и Руперта Грина. Ученики на заднем плане выполняющие домашнее задание, в действительности учили математику, язык и другие предметы.
Коламбус признается, что снимать "Гарри Поттера и Философский камень" было морально тяжело. Режиссер боялся, что не оправдает ожиданий и столкнется с фанатским гневом. А, когда съемки начались, он понял, что потенциальный гнев поклонников, не единственная проблема. Они взяли слишком много детей, которые никогда не были на съемочной площадке фильма. Из-за этого юные актеры очень часто смотрели в камеру, вели себя абсолютно неправильно, сбивались в речи и многое другое. Именно этим объясняется большое количество кадров в "Философском камне", у Коламбуса просто не получалось снять один большой кадр, потому что, буквально через несколько секунд, кто-то из детей обязательно посмотрел бы в камеру. Допускала ошибки и Эмма Уотсон, она заучивала не только свои фразы, но и чужие, поэтому во время съемок невольно произносила их губами. В сцене это выглядело весьма необычно, к примеру, пока Рон что-то говорил, Гермиона будто дразнила его.
Кроме этого, Крису пришлось помогать главным звездам ощущать, с чем они столкнулись. Большой трехглавый пес и тролль были созданы полностью с помощью компьютерной графики, следовательно, Дэниэл, Руперт и Эмма не всегда знали, что, когда и как им играть. В это время сам Коламбус вставал со своего стула и всячески изображал разных существ, стоя за камерой, что бы облегчить задачу юным актерам.
Также, позднее Коламбус признается, что никогда не смотрел свое творение с момента премьеры фильма. Режиссер считает, что тогда он начнет выискивать недостатки, недочеты, жалеть о том, что в этом кадре сделал не совсем так, как было задумано и многое другое.
Из-за ограниченного бюджета и небольшого производственного окна режиссеру Крису Коламбусу пришлось сэкономить время и деньги на визуальных эффектах, о чем впоследствии он все же сильно жалел. На стоп-кадрах в сценах с троллем, квиддиче и Хагридом, особенно хорошо видны все недостатки. При этом, "Гарри Поттер и Философский камень", был номинирован на премию за "лучшие визуальные эффекты", а Коламбус пообещал самому себе сделать все намного лучше во второй части саги.
В фильме присутствуют поистине волшебные сцены с завтраками, обедами, ужинами и праздничными столами в большом зале. На самом деле, волшебного в этих сценах точно было мало. Температура на съемочной площадке была слишком высокой, и мясо с овощами портились буквально за день, а меняли мясо только раз в два дня, поэтому всей съемочной команде приходилось снимать эти удивительно красивые сцены через силу.
Для заглавных сцен, тех, где юный Гарри получает письма из школы чародейства и волшебства Хогвартс, съемочная команда писала письма из Хогвартса вручную. Совы не могли их поднять, поэтому бумагу пришлось менять несколько раз, а письма, соответственно, переписывать. На то, чтобы обучить птиц доставлять почту, ушло целых полгода. Совы, использованные в фильме, были доставлены из Массачусетса.
Несмотря на запрет привлечения иных актеров, кроме англичан, в фильме сыграла небольшую роль дочь режиссера Криса Коламбуса, Элинор Коламбус. Ей досталась небольшая роль Сьюзен Боунс. Джоан Роулинг пошла в этом вопросе режиссеру навстречу, но выдвинула требование, что бы была роль без слов. Элинор сыграла Сьюзен Боунс и в следующем фильме "Гарри Поттер и тайная комната", режиссером которого также был ее отец, но при этом, также, не произнеся ни единого слова.
Не только прическа Тома Фелтона для роли Драко подверглась испытаниям. Актеры Джеймс и Оливер Фелпс, которые воплотили на экране близнецов Уизли Фреда и Джорджа, от природы имеют волосы каштанового оттенка. Но, как мы помним, по книге, все члены семейства Уизли могут похвастаться рыжей шевелюрой. Поэтому, волосы актеров пришлось перекрашивать в огненно рыжий цвет.
В "Гарри Поттер и философский камень" шрам на лбу Гарри смещен от центра. Это было сделано по просьбе Джоан Роулинг. Из-за рисунков на обложках ее книг, многие люди предположили, что шрам Гарри должен быть в центре лба. Однако, в произведениях никогда не указывалось, где именно у него на лбу расположен шрам.
Одно из самых "атмосферных" мест Хогвартса без сомнения является хижина лесничего Хагрида. Причем, так о ней можно сказать и, смотря на экране, и, точно так же, оказывается, в жизни. Хижина была построена в натуральную величину на на небольшом участке земли в Лондоне, недалеко от студии. К сожалению, после окончания съемок, хижину разобрали. А очень жаль.
Джоан Роулинг выступила не только в роли консультанта фильма, но и поучаствовала в создании части сценария. Воспоминания о том, как Волан Де Морт убил родителей Гарри, написала именно Роулинг. Это было сделано для того, что писательница единственная, кто знал, что же случилось на самом деле.
В одно время студия "Уорнер Бразерс" рассматривала возможность создания франшизы о Гарри Поттере в виде серии компьютерных анимационных фильмов или попытки объединить несколько романов в одном фильме. Доводы в основном были связаны с опасениями по поводу быстрого взросления детей-актеров. Ведь если производство фильма затянется слишком надолго или будет отложено между продолжениями по каким-то причинам, ведущих актеров вероятнее всего, придется менять. Но Джоан Роулинг наложила запрет на обе идеи: и объединить книги, и на анимационный фильм, поэтому студия приняла решение не делать перерывов между съемками и все фильмы снимать один за одним.
Позднее, после выхода нескольких фильмов, к Джоан Роулинг с предложением обратился сам Майкл Джексон. Знаменитость был большим поклонником Гарри Поттера и хотел, что бы Роулинг дала ему разрешение на постановку мюзиклов по ее произведениям. Писательница отвергла предложение Джексона.
Одним из самых эффектных кадров в фильме, конечно же, является Большой зал. Завораживающую атмосферу ему придают, в том числе, сотни свечей, парящих под потолком. Парящие свечи были созданы с помощью подсвечников в форме свечей, которые были наполнены маслом и снабжены фитилями. Подвешены свечи были на проволоках, которые двигались вверх и вниз на установке для спецэффектов, чтобы создавалось впечатление, что они просто парят в воздухе. В конце концов, один из проводов оборвался, в результате чего свеча упала на пол. К счастью, никто не пострадал, и возгорания допущено не было, но было принято решение воссоздать свечи с использованием компьютерной графики для следующих фильмов, поскольку используемый метод, как оказалось, был небезопасен.
Как я уже рассказывала вам выше, Большой зал был выстроен в виде декораций. Пол в зале был сделан из йоркского камня. Художник-постановщик Стюарт Крейг задумал инвестировать в камень значительную часть своего дизайнерского бюджета. Впрочем, это его решение было поставлено под сомнение. А вот результаты оказались мудрым, камень был достаточно прочным, чтобы выдержать шаги сотен актеров, а также нескольких съемочных групп, в течение следующего десятилетия. Пол оказался настолько прочным, что именно на нем сняли всю серию фильмов.
Практически все сцены с участием Гарри, Гермионы и Рона, были сняты в хронологическом порядке. Однако, были исключения, к примеру, финальная сцена в фильме, где троица возвращается домой на Хогвартс-экспрессе, была первой, за которой последовала сцена, когда Гарри впервые видит локомотив на платформе 9 3/4 .А вот матч по квиддичу, отсняли последним, в основном из-за того, что отделам визуальных эффектов потребовалось много времени, чтобы понять, как это сделать.
Актер Саймон Фишер-Беккер рассказывал, что подписал контракт на четыре фильма, взяв на себя роль призрака Толстого монаха, но "Философский камень" единственный фильм, в котором Фишер снялся, и то, почти все его роли были удалены в процессе постпродакшена.
Эмма Уотсон в 2011 году раскрыла в интервью одному из журналов, что когда в возрасте девяти лет начала сниматься в фильмах о Гарри Поттере, то впервые влюбилась, в актера Тома Фелтона, который сыграл во франшизе Драко Малфоя. Юная актриса часто приходила на съемочную площадку, когда снимали сцены с Томом. Однако, отношения между актерами сложились исключительно дружеские. Но, как говорят сами знаменитости - это крепкая, надежная и очень душевная дружба. По словам Уотсон, такая дружба, даже более ценная, чем отношения.
"Мы родственные души, мы всегда были рядом, чтобы поддержать друг друга. Я знаю, что так будет и впредь. У меня слезы на глаза наворачиваются просто от мыслей об этом. Иногда бывает сложно жить в мире, где люди быстро судят, сомневаются, ставят под вопрос твои намерения. Том этого не делает. Это настоящая дружба и один из величайших даров, которые есть в моей жизни" - говорит Эмма.
Для актрисы Бонни Райт участие в фильме "Гарри Поттер и философский камень" было дебютом в кино. У нее была совсем небольшая роль в сцене на вокзале Кинг-Кросс. Роль ее не предполагала наличие диалогов и каких-либо фраз вообще. Когда Джинни говорит Гарри "удачи", это импровизация Бонни Райт. Однако, режиссеру Крису Коламбусу понравилось, как это непринужденно прозвучало и он оставил сцену в фильме.
В "Философском камне" Гарри Поттер получает на Рождество подарок - мантию невидимку. В фильме не раскрывается личность того, кто положил ее для Гарри. Хотя мы видим, как за праздничным столом профессор Дамблдор подмигивает Гарри. В книге этот момент описывается более детально. Мантия принадлежала отцу Гарри, который отдал ее Дамблдору на хранение. Затем Дамблдор отдал ее Гарри, так как мантия по праву принадлежит ему после смерти отца. Как в книгах, так и в фильмах, несколько раз подразумевается, что Дамблдор дал Гарри мантию, чтобы он мог использовать ее для того, что бы выполнить свое предназначение в борьбе с Темным Лордом. Именно этим можно объяснить терпимость Дамблдора к некоторым поступкам Гарри и нарушениям школьных правил.
При бюджете в 125 миллионов долларов, первая часть саги о Гарри Поттере собрала почти миллиард долларов. "Философский камень" стал самым кассовым фильмом 2001 года. Также, удерживал звание в топ-10 самых кассовых фильмов мира, пока его собственное продолжение "Гарри Поттер и дары смерти: часть 2" в 2011 году не вытеснило его из списка. Также фильм получил наибольшее количество номинаций на премию "Оскар" среди своих продолжений.
Дорогие друзья, искренне благодарю вас за внимание, надеюсь на то, что вам было интересно и вы узнали что то новое из моей статьи. Если понравилось, пожалуйста, поставьте лайк публикации, а так же обязательно подписывайтесь на канал.
Читайте по теме: