Найти в Дзене

Ребёнок всё понимает, но не говорит: норма или тревожный сигнал?

Родители часто сталкиваются с ситуацией, когда малыш кажется внимательным, всё понимает, выполняет просьбы, но почти не произносит слов. Сначала это вызывает удивление: «Он же всё понимает!» — а потом тревогу: «Не пора ли к врачу?» Разберёмся, когда такое молчание действительно нормально, а когда стоит обратиться к специалисту. Речь ребёнка можно разделить на два вида словаря: У некоторых детей пассивный словарь развивается быстрее активного. Это значит, что малыш понимает гораздо больше, чем говорит. Такая разница бывает нормальной, особенно у 2–3 лет. В этом случае речь развивается индивидуально, и активный словарь постепенно «догоняет» пассивный. Обратиться к логопеду или дефектологу нужно, если: Такие признаки могут указывать на задержку речевого развития или другие особенности, требующие диагностики. Если ребёнок всё понимает, но говорит мало, это не всегда повод для паники. Часто активный словарь догоняет пассивный к 3–4 годам. Но внимательное наблюдение важно: раннее вмешательст
Оглавление

Родители часто сталкиваются с ситуацией, когда малыш кажется внимательным, всё понимает, выполняет просьбы, но почти не произносит слов. Сначала это вызывает удивление: «Он же всё понимает!» — а потом тревогу: «Не пора ли к врачу?»

Разберёмся, когда такое молчание действительно нормально, а когда стоит обратиться к специалисту.

Пассивный и активный словарь: в чём разница

Речь ребёнка можно разделить на два вида словаря:

  • Пассивный словарь — это слова, которые ребёнок понимает, но не использует. Например, он понимает «машина», «собака», «стул», но сам не произносит эти слова.
  • Активный словарь — это слова, которыми ребёнок пользуется в речи. Именно он формирует фразы и предложения.

У некоторых детей пассивный словарь развивается быстрее активного. Это значит, что малыш понимает гораздо больше, чем говорит. Такая разница бывает нормальной, особенно у 2–3 лет.

Когда молчание — норма

  • ребёнок активно понимает команды и вопросы;
  • использует жесты, мимику и звукоподражания для общения;
  • иногда произносит отдельные слова или короткие фразы;
  • проявляет интерес к общению и игре.

В этом случае речь развивается индивидуально, и активный словарь постепенно «догоняет» пассивный.

Когда стоит насторожиться

Обратиться к логопеду или дефектологу нужно, если:

  • к 2,5–3 годам ребёнок почти не говорит;
  • не пытается повторять слова за взрослыми;
  • отсутствует интерес к общению;
  • бедный словарный запас даже для пассивного понимания;
  • ребёнок избегает контакта глазами, мало реагирует на имя.

Такие признаки могут указывать на задержку речевого развития или другие особенности, требующие диагностики.

Что родители могут делать дома

  1. Комментируйте свои действия. Говорите вслух, что делаете: «Я режу яблоко, смотри, красное».
  2. Чтение и пересказ. Читайте книги с картинками и просите ребёнка показывать предметы или повторять слова.
  3. Игровая стимуляция речи. Используйте куклы, машинки, пальчиковые игры, где нужно назвать предмет или действие.
  4. Повторяйте правильно слова. Если ребёнок произносит неправильно или молчит, мягко повторите слово правильно, не заставляя.
  5. Больше диалогов, меньше экранов. Общение вживую гораздо эффективнее мультфильмов и планшетов.

Если ребёнок всё понимает, но говорит мало, это не всегда повод для паники. Часто активный словарь догоняет пассивный к 3–4 годам. Но внимательное наблюдение важно: раннее вмешательство специалиста помогает избежать проблем в школе и улучшить уверенность ребёнка.

Главное правило: чем раньше родители заметят задержку и начнут мягко стимулировать речь, тем легче ребёнку будет освоить слова и строить предложения.