Найти в Дзене

Следы усадебной жизни. Часть 2

В собрании музея «Новый Иерусалим» есть удивительные по изяществу экспонаты, сохранившиеся с довоенных времен. Они служили украшением самых разных домов. Каждый экспонат словно ключ, открывающий двери в мир прошлого, наполняя его красками и звуками прошлой жизни. В музее «Новый Иерусалим» в 2020 году проходила масштабная выставка «Возвращение в усадьбу», где экспонировались эти предметы. Название жирандоль происходит от французского girandole или итальянского girandola — «огненное колесо, фейерверк». Функция этого удивительного осветительного прибора состоит в отражении и усилении света горящих свечей, создавая эффект летящих искр фейерверка или брызг воды в фонтане. Сквозняки колебали хрустальные подвески, пламя свечей множилось в их гранях и рассыпалось по комнатам солнечными зайчиками. По форме жирандоли напоминают маленькие настольные люстры на подставке. Сделанные из позолоченной бронзы и/или разноцветного стекла, украшенные подвесками из натурального хрусталя, аметиста, яшмы и др

В собрании музея «Новый Иерусалим» есть удивительные по изяществу экспонаты, сохранившиеся с довоенных времен. Они служили украшением самых разных домов. Каждый экспонат словно ключ, открывающий двери в мир прошлого, наполняя его красками и звуками прошлой жизни.

В музее «Новый Иерусалим» в 2020 году проходила масштабная выставка «Возвращение в усадьбу», где экспонировались эти предметы.

Жирандоль

Название жирандоль происходит от французского girandole или итальянского girandola — «огненное колесо, фейерверк». Функция этого удивительного осветительного прибора состоит в отражении и усилении света горящих свечей, создавая эффект летящих искр фейерверка или брызг воды в фонтане. Сквозняки колебали хрустальные подвески, пламя свечей множилось в их гранях и рассыпалось по комнатам солнечными зайчиками.

Жирандоль. Конец XVIII века. Стекло, мрамор, бронза, литье, чеканка, позолота, хрусталь, огранка. Из довоенного собрания музея «Новый Иерусалим»
Жирандоль. Конец XVIII века. Стекло, мрамор, бронза, литье, чеканка, позолота, хрусталь, огранка. Из довоенного собрания музея «Новый Иерусалим»
По форме жирандоли напоминают маленькие настольные люстры на подставке. Сделанные из позолоченной бронзы и/или разноцветного стекла, украшенные подвесками из натурального хрусталя, аметиста, яшмы и других поделочных камней в виде капель или ягод, жирандоли были подобием ювелирных украшений. Их использовали в императорских дворцах и домах высшей знати – ставили на камин, на стол во время обеда или ломберный столик для карточных игр.
Жирандоль. Конец XVIII века. Стекло, мрамор, бронза, литье, чеканка, позолота, хрусталь, огранка. Из довоенного собрания музея «Новый Иерусалим»
Жирандоль. Конец XVIII века. Стекло, мрамор, бронза, литье, чеканка, позолота, хрусталь, огранка. Из довоенного собрания музея «Новый Иерусалим»

История жирандолей прослеживается с XVII века, но пик их популярности пришелся на вторую половину XVIII столетия. Во многом это было связано с… достигшим невероятного масштаба американским китобойным промыслом. Оказалось, что из жира, получаемого из головы кашалота, можно делать превосходные так называемые спермацетовые свечи. С температурой плавления 112 °С они были крепче, чем сальные, но мягче, чем восковые, давали яркий свет и мало коптили. Все это сделало освещение процессом безопасным и позволило играть с формой люстр и светильников. Спермацетовые свечи продержались в обиходе до 1830-х годов, когда их заменили свечи стеариновые. Весь XVIII и первую треть XIX века Россия свечи импортировала, они были товаром дефицитным. В Зимнем дворце во времена Николая I фрейлине выдавали на день четыре стандартных белых свечи, желтую ночную и три сальных.

Одна из дочерей Николая I вспоминала, что «для освещения наших рабочих комнат полагалось каждой по две лампы и шесть свечей: две на рабочий стол; две воспитательнице и две на рояль».