Найти в Дзене

На Щелоковском хуторе собрались купцы и воины, мастера и герои сказок

Узнать интересные факты, освоить пару-тройку старинных умений, «нахимичить» сложный аромат и многое другое можно было на XVII фестивале клубов исторической реконструкции «Приволжский штандарт», который состоялся в музее деревянного зодчества на Щелоковском хуторе в минувшие выходные.

В бой под знаком льва.

Участники, почти шутя, назвали этот «Приволжский штандарт» «мультивековым фестивалем всех народов»: событие было многообразно, пестро и радостно, приятно и уму, и сердцу. Работали кузнецы, изготавливая из чистого железа фибулы – застежки для верхней одежды. Гончары и резчики, ткачи и портные предлагали свои изделия. Палили холостыми наполеоновские солдаты, размахивали мечами викинги. Глаз радовали исторически достоверные одеяния и атрибутика, предлагались восстановленные в духе былых времен развлечения. Но мало того, практически все участники фестиваля оказались не просто увлеченными энтузиастами, а глубоко информированными о том, «кто они» и чем занимаются: к кому ни подойди – услышишь увлекательный рассказ!

Кузнец поведал о том, как насытить железо углеродом, крестьянка приоткрыла секреты символики на очелье, а ученый каллиграф помог освоить тайны красивого письма пером на самом настоящем папирусе. А вот две тысячи лет назад, когда римлянин хотел написать письмо, он брал в руки церу – табличку с восковым покрытием – и стилусом выводил на воске послание. После того как послание было прочитано адресатом, его можно было стереть, например, разгладив ладонью, и написать ответ, то есть использовать церу еще и еще. Если письмо предполагалось длинным, несколько табличек скреплялись друг с другом, ну а если содержание письма было конфиденциальным – таблички складывали исписанными сторонами внутрь и запечатывали. Кстати, такие многоразовые записные книжки были найдены и в Новгороде: они датированы десятым веком и содержат тексты псалмов.

Вот взгляд падает на львиную шкуру с прекрасно обработанной головой и горящими янтарем глазищами, возлежащую среди римских доспехов. Свободная гражданка объясняет: это неслучайный предмет! В славные древнеримские времена шкуру великолепного хищника, одетую поверх шлема и завязанную лапами на шее, носил аквилифер – знаменосец легиона.

Погружение в старину.

Можно было не только спрашивать, но и трогать руками, активно участвовать во всем, что только душа пожелает. Например, помочь кузнецу раздуть мехи. Или взять в руки кувалду и по старинной технологии отчеканить монетку-другую себе на память. Примерить кольчугу с шеломом, взять в руки меч – и запечатлеть себя в образе. А то и вообще пострелять из лука. Про обучение навыкам фехтования – с мягким оружием, конечно, и говорить нечего, так что дети радостно молотили друг друга под чутким присмотром наставников.

Корреспондент «НН», на фоне всеобщей карнавальной атмосферы ощутив в себе тягу к азартным играм, сыграла на деньги в «свинью». Фортуна была благосклонна и помогла сорвать банк, так что тяжелые прохладные монеты приятно заполнили ладонь. Увы, их пришлось оставить на игровой доске.

Вот стол, на котором в изобилии разложены пучки колосьев ржи и ячменя, расставлены миски с разной мукой. «В рот не тянуть!» – покрикивают любопытствующим ребятам Игорь и Никита, мукомолы из клуба исторической реконструкции «Шторм». Впрочем, многие все же успевают ухватить шепотку-другую крупной, темноватой муки и тут же продегустировать добычу: в магазине такое точно не купишь! На просьбу поделиться каким-нибудь рецептиком тысячелетней давности – чем угощались наши предки в год крещения Руси? – мукомолы, видимо, оголодавшие на свежем воздухе, делятся рецептом вепрева колена. Ну а что до лепешек, там все было проще некуда. Мука замешивалась с водой и оставлялась на сутки. «На руках у пекарей тогда было полно диких дрожжей, так что в итоге получалась закваска», – делятся ребята секретом древнего хлебопечения. Затем уже подмешивалось необходимое количество муки, а из получившего теста выпекали лепешки и ели с чем Бог послал.

В гостях у сказки.

Одновременно с «Приволжским штандартом» на территории музея-заповедника прошел еще один фестиваль, этнический, «Сказки России» – просто какое-то чудо чудесное, в котором в народ вышли сказочные персонажи, дружественные по отношению к простым смертным. Устрашающего вида Леший, к примеру, в пику быличкам, не был злым насмешником, и даже провел мастер-класс по изготовлению восковых свечей. Баба-

Яга, успешно устроившая личную жизнь (то есть сочетавшаяся браком с Кощеем), оставила свой алхимический уголок и провела увлекательный квест по поиску волшебных коще­евых иголок: иголка нашлась, и даже не одна. Ну а Марья-искусница, настоящая русская красавица, ткала шерстяные пояса, терпеливо объясняя устройство необычного ткацкого стана.

Всеобщее внимание привлекал царь Салтан. Красавец мужчина в легком «летнем» облачении – не в соболиной шубе, но парчовом охабне, отороченном мехом ласки – он беседовал с персидским гостем. Беседа происходила на фоне ненавязчивой демонстрации силы: царь непринужденно помахивал клевцом. Гость нервничал, вытирал со лба пот и поминутно косился на оружие. В перерывах между беседой государь милостиво принимал поклонников, желающих сфотографироваться с ним непосредственно, а некоторым даже позволял на пару секунд занять трон!  Трон был хоть и позолоченный, но деревянный. «Настоящий царский трон, что из чистого золота, остался во дворце, – отвечал Салтан на вопрос коррес­пондента «НН», – ведь царь, я, то есть, сейчас в походе, и трон у меня поэтому походный. А настоящий с собой таскать тяжело, да и неразумно».

Мария Федотова. Фото автора.

]]>