Пока я тайно готовила сюрприз всем, все готовили сюрприз мне. Вечером мы обменялись сюрпризами, и хотя обе стороны о чем-то явно догадывались, получилось трогательно, красиво и, конечно, незабываемо. Думаю, надо сделать традицией встречать день рождения в походе.
Всё началось еще утром в Кандалакше — самом южном городе Мурманской области, где мы погрузились в свой трансфер, который должен был отвезти нас куда-то на бескрайний берег Белого моря в районе села Оленица. Кандалакша хоть и южный город, а все ж находится за Полярным кругом, еще по дороге в Кандалакшу, в поезде, я этот круг пересекла. А потом мы все вместе пересекли его обратно и красиво, то есть у специально организованного стенда.
Отметили этот пункт галочкой и продолжили движение в комфортабельном микроавтобусе к Оленице, плавно прокатились мимо и покатили дальше в неведомую даль, возможно, к краю света. Надо отметить, что по ровной асфальтированной дороге. Так бы и ехать... Но тут автобус остановился, автоматическая дверь неспешно отъехала, открывая путь к новым приключениям. Закинув рюкзак, я буквально спиной ощутила пробежавшую по ней мысль: «Ну куда же ты опять?» Мысль потерялась в суете: сумки, общак, брать, идти туда, туда не идти, это тропа, это не тропа, костер будет тут, кто будет дежурить. Я, я, конечно, я! Успела поставить еще одну галочку, потому что успеть забить дежурство в первый день — огромная удача. Как оно там дальше пойдет, пока неясно, но я уже точно знаю, что мне не придется, превозмогая боль, ползти к котлу, чтобы приготовить ужин на 17 человек.
И Белое море. Я увидела его впервые. Тут можно спорить, какая галочка важнее — с дежурством или морем. Море не сказать чтобы очень впечатлило. Это потом оно раскрылось перед нами во всей своей красе, показало все свои ипостаси, рассказало, каким разным оно может быть. А сейчас я просто буднично отметила про себя: «Ого!» и «Ага!». Тем более что холодное, суровое море, да к тому же в отлив, терялось на фоне буйства красок побережья, необходимости варить обеденную солянку, делить печеньки и мыть каны.
Воду для обеда набирали из речки Сиговки, на берегу которой мы остановились. В общем, мне давно известно, что желтая и коричневая вода — она лучше прозрачной. Но тут даже несогласным приходится смириться. Из-за большого количества торфа и/или железа вода в окрестных водоемах коричневатая, а чай всегда «уже заварился».
Солянка оказалась вкусная, печенек всем хватило, и дальше, разделив общественные модули, мы просто шли по красивому — лесной дороге, берегу, просто дороге, тропинке в дремучем лесу.
И о грибах... Столько грибов в такой высокой концентрации на единицу пространства я еще никогда в своей жизни не видела. Белых я в этот день не заметила, а вот подосиновиков и подберезовиков было много. Они стояли вдоль лесной дорожки, по которой мы шли, — кучками слева, справа и посередине. Плотными кучками по 5–10 штук. Младший гриб такой семейки только вылезал из-под земли, а самый старший уже стекал краями огромной шляпы на тех, кто помоложе. Иногда встречались сыроежки, и я с трудом сдерживалась, чтобы не спросить вслух: «А вы-то тут зачем растете?»
Жалко, что фоток этого чуда нет, и не только у меня, но и у ребят тоже. Видимо, не одной мне рюкзак показался несколько тяжеловат. Все сосредоточенно шли вперед, наверно, полагая, что впереди такого будет еще много. А впереди было много другого, но такого уже не было. Вообще, в этом походе я увидела всё возможное (и условно невозможное) и довольно быстро поняла, что снимать надо, пока видишь, не откладывать на потом. Потом такое могут и не показать.
Как положено, каждые 40 минут мы останавливались для отдыха на 10 минут. Это были странные 10 минут. Иногда они смахивали на 5, но часто больше походили на 15, а порой и на все 20. За что огромная благодарность нашим гидам. Отдохнуть можно и за 5 минут, а успеть всё рассмотреть, поесть ягод (других, съедобных), глотнуть чая, сделать фотки и насладиться жизнью — на это нужно больше времени.
Одна из таких удлиненных коротких остановок пришлась на рыбацкую тоню. Тоня — временное жилище на берегу, которое рыбаки строят, чтобы каждый раз не мотаться домой и не объяснять жене, зачем тебе завтра снова на рыбалку, если ты вчера уже на ней был. Надо отметить, что суровый мужской быт обустроен с максимальным комфортом, чистотой, уютом и даже дизайном. Подозреваю, что в мирной жизни мужчины просто тщательно скрывают свои таланты в обустройстве дома, ну, чтобы не пришлось этим заниматься. Типа ты тут вышивай шторки крестиком, а я пошел в суровых водах Белого моря рыбу ловить. Ага.
К шести часам вечера мы пришли на место стоянки. Невероятные цветные узоры облаков остались позади вместе с красками вечереющего неба. Стало как будто светлее, но при этом совершенно монохромно, я выбралась на минутку на берег, чтобы снять серое небо с серым же морем.
Надолго на берегу не задержишься. Надо и палатку поставить, и ужин готовить. Я же подвизалась дежурить! Да и день рождения у меня, то есть еще нарядиться надо к праздничному ужину. Наверно, я впервые в жизни смогла сделать это за одну минуту. Сюрприз, который я приготовила всем, терпеливо ждал вечернего чая в палатке, а Лена отвлекала меня от сюрприза, который приготовили мне все, раскладыванием макарон по тарелкам.
Это был восторг! Ребята вынесли настоящий торт со свечками. Торт, украшенный шоколадом и черникой. Еще была гирлянда, и мне даже подарили подарок, который, кстати, очень пригодился уже в этом походе. Честно признаюсь, что я терпеть не могу сюрпризы, но сердце мое растаяло, рука дрогнула, и я нарезала торт на 17 кусочков (по числу людей) не совсем ровно. Надеюсь, что смогла компенсировать этот недостаток припасенными чокопаями. В общем, мы обменялись сюрпризами, а у меня осталось ощущение очень теплого праздника, которое я храню в сердце и сейчас, поглядывая на эти праздничные фотки.
Сколько потом еще было интересного! Отлив — и я ходила в тапках по укатанному песку там, где еще недавно было море. Лось — он по песку тоже побежал куда-то к отступившему морю, потом посмотрел на нас, задумался о чем-то и убежал обратно в лес, но у нас остались фотки, на которых лось, маяк, луна и мокрый песок. А еще я споткнулась и упала лицом аккуратно в пляж, песок забился в рот, нос и глаза, я долго отряхивала его, но мне почему-то было смешно. Мы пили чай и разговаривали о литературе. Потом Николай читал стихи. Что он прочитал первым, я не помню, а потом был «Чёрный человек» Есенина. Никогда не слышала такого исполнения и думала, что так можно прочитать «Чёрного человека», который прежде мне казался бредом ни о чем, а тут я впервые услышала его так, как будто прожила. Даже комары перестали жужжать, когда Николай читал. А потом мне пришлось уговаривать себя идти в палатку, чтобы завтра суметь встать на утреннее дежурство.
Но едва я задремала, как меня разбудили криками, что надо идти смотреть что-то в небе, я надеялась на северное сияние, но там оказалось лунное затмение. Оно меня не впечатлило, и я снова забралась в палатку. Проснулась около двух часов ночи. Было светло. Я не поняла, в чем дело, и выбралась из палатки. Луна, кажется, мстила за свое затмение. Она светила так, что видно было всё.
Это был один из самых лучших дней рождений в моей жизни. Искренний и радостный. Я так много увидела за этот теплый и добрый ко мне день, что и представить не могла, что впереди меня ждет еще много нового и удивительного.
07.09.2025, устье реки Сиговка — прекрасное место на берегу Белого моря, пешком примерно 10-15 км в сторону Кашкаранцев
Читайте продолжение:
А все истории похода по берегу Белого моря понемногу будут копиться в подборке → Кольский полуостров