Найти в Дзене
Православие.ONE

Зло придёт от людей грамотных! Почему и каким образом? Ответ дал афонский старец Паисий

Откуда пришло это пророчество и как его можно объяснить? Ответим подробнее на этот вопрос, обратившись к известному афонскому святому преподобному Паисию Святогорцу. Подлинная культура облагораживает душу, но без этого духовного стержня она неизбежно ведет к катастрофе. Так считал старец Паисий Святогорец и пророчески предупреждал святой Косма Этолийский, «зло придет от людей грамотных». Несмотря на ошеломительные успехи науки, человечество в своих попытках «улучшить» мир, не имея божественной мудрости, лишь неумолимо его разрушает. Старец Паисий говорил, что предоставленный самому себе, человек губит себя собственными же творениями. – Взгляните на достижения культуры и цивилизации XX века: они свели мир с ума, отравили атмосферу и исказили все на свете. Подобно колесу, сошедшему с оси, человечество вращается бесцельно, оторвавшись от божественной гармонии и обрекая себя на мучения. В былые времена люди страдали от войн; сегодня они страдают от цивилизации. Прежде война гнала людей и
Оглавление

Откуда пришло это пророчество и как его можно объяснить? Ответим подробнее на этот вопрос, обратившись к известному афонскому святому преподобному Паисию Святогорцу.

Зло придёт от грамотных

Подлинная культура облагораживает душу, но без этого духовного стержня она неизбежно ведет к катастрофе. Так считал старец Паисий Святогорец и пророчески предупреждал святой Косма Этолийский, «зло придет от людей грамотных». Несмотря на ошеломительные успехи науки, человечество в своих попытках «улучшить» мир, не имея божественной мудрости, лишь неумолимо его разрушает.

Старец Паисий говорил, что предоставленный самому себе, человек губит себя собственными же творениями.

– Взгляните на достижения культуры и цивилизации XX века: они свели мир с ума, отравили атмосферу и исказили все на свете. Подобно колесу, сошедшему с оси, человечество вращается бесцельно, оторвавшись от божественной гармонии и обрекая себя на мучения. В былые времена люди страдали от войн; сегодня они страдают от цивилизации. Прежде война гнала людей из городов в деревни, где они могли выжить благодаря скромному огороду. Теперь же сам натиск цивилизации заставит их бежать из городов. Война несла смерть, а нынешний «прогресс» — повсеместные болезни.

И старец обращался к людям, говоря, задумайтесь, почему так свирепствует рак? Неужели мы верим, что Чернобыль и подобные ему катастрофы прошли бесследно? Все это — горькие плоды деяний человека. Народ страшно изуродован. В какую эпоху было столько недугов? Каждое получаемое мною письмо — это весть о раке, душевном расстройстве, инсульте или распавшейся семье. Раньше рак был редкостью, ведь сама жизнь была естественной. Люди питались чистой, натуральной пищей и обладали отменным здоровьем. Все было настоящим: фрукты, лук, помидоры. Теперь же даже так называемая здоровая пища калечит человека. Те, кто ищет спасения во фруктах и овощах, порой получают еще больший вред, ведь все отравлено химикатами.

Старец говорил:

– Я сам в юности питался лишь тем, что давал огород, и чувствовал себя превосходно. А сейчас — удобрения, опрыскивания... Только представьте, чем питаются современные люди! Душевное беспокойство в сочетании с пищевыми суррогатами порождает болезни.

Старец предупреждал, что применяя науку безрассудно, человек уничтожает сам себя. Прежние поколения были выносливее и здоровее, потому что их пища была чистой. Все созревало в свой срок. Плод либо падал с дерева сам, либо отрывался от легчайшего прикосновения. Сегодня же, чтобы продукты не портились, их срывают зелеными и доводят до «зрелости» в холодильниках и ящиках. Мы заменяем натуральное искусственным, называя это прогрессом. Найти простую шерстяную майку, впитывающую пот, стало проблемой.

– Я не могу дышать в синтетике, она меня мучает! Но ее считают более прочной и совершенной. Полезна ли она? Нет, она вредит. А на этикетках пишут «чистейшая шерсть», обманывая нас красивыми словами. Овец теперь разводят только на мясо, ведь шерсть мы научились делать из нефти. Эта безумная спешка лишила нас терпения. Раньше жизнь была умиротворенной, а люди — выносливыми. Человек знал: помидоры будут в конце июня, арбузы — в августе. Никому не приходило в голову требовать их раньше срока. А сейчас? Мы хотим помидоров зимой, и вот уже вся Греция покрыта теплицами. Мы стремимся иметь все в любое время года, не желая ждать. Но и этого мало. Мы дошли до того, что зеленые плоды за одну ночь с помощью гормонов становятся «спелыми». Животных тоже изуродовали: сорокадневных цыплят накачивают препаратами до веса полугодовалых, а коров пичкают гормонами ради молока, которое потом не могут продать и выливают на дороги. Безвкусные продукты, безвкусные люди — безвкусным стало все. Сама жизнь потеряла вкус. Спросишь здорового парня: «Что тебе по душе?» — «Ничего», — отвечает он. Человек своими руками пытается «исправить ошибки» Бога, превращая ночь в день, чтобы куры неслись без отдыха.

Старец уверял, что вся эта гонка — от повозок к автомобилям, от самолетов к сверхзвуковым лайнерам, разрушающим организм резкой сменой климата, — есть не что иное, как путь в сумасшедший дом. Скоро, видимо, дойдет до того, что людей будут просто запускать из одного места в другое, словно снаряды. Это и есть апофеоз нашей цивилизации — настоящий сумасшедший дом.

О покаянии

Важно упомянуть слова старца о покаянии. Так как это самое главное для спасение души.

Старец говорил:

-2

– Бог находится очень близко к нам, но одновременно и очень далеко. Для того чтобы человек «приклонил» Бога снизойти и пребывать вместе с ним, ему нужно смириться и покаяться. Тогда, видя смирение этого человека, Многомилостивый Бог возвышает его до небес и питает к нему великую любовь. Радость будет на небеси о единем грешнице кающемся (Лк. 15: 7) — говорит Евангелие.

Бог дал человеку ум для того, чтобы тот размышлял, насколько велик его грех, каялся и просил прощения. Нераскаянный человек очень очерствел и поглупел, потому что не хочет покаяться и освободиться от той малой адской муки, в которой он живет и которая ведет его в худшую — вечную муку. Таким образом он лишает себя и тех земных райских радостей, которые, превращаясь в намного большие, вечные радости, продолжаются в раю рядом с Богом.

Находясь вдали от Бога, человек находится вне себя. Посмотри, в Евангелии написано, что блудный сын в себе же пришед, рече: иду ко отцу моему (ср.: Лк. 15: 17, 18). То есть блудный сын решил возвратиться к отцу, придя в себя, покаявшись. Живя во грехе, он был вне себя, жил без разума и смысла, поскольку грех — вне здравого смысла.

Для духовной жизни не требуются многие годы. Покаявшись, человек за одно мгновение может перенестись из адской муки в рай*. Человек удобоизменчив. Ах, какой же силой обладает покаяние! Оно впитывает в себя Божественную благодать. Если человек приведет себе на ум один-единственный смиренный помысл, то он спасается. Если он приведет себе на ум помысл гордый и при этом не покается, и в таком состоянии его застигнет смерть, то всё — он погиб. Конечно, смиренный помысл должно сопровождать и внутреннее воздыхание, внутреннее сокрушение. Потому что помысл есть помысл, однако у человека есть и сердце. «Всею душею, и мыслию, и сердцем»** — говорит песнописец. Для того чтобы достичь доброго состояния, необходимо какое-то время. Я спотыкаюсь, каюсь — и в то же самое мгновение получаю прощение. Если у меня есть подвижнический дух, то я могу потихоньку укрепить свое состояние, однако, пока это не произойдет, меня будет бросать из стороны в сторону…

Покаяние — это крещение слезами. Каясь, человек проходит через новое крещение, возрождается. Апостол Петр своим отречением в какой-то степени предал Христа. Однако он плакася горько (Мф. 26: 75 и Лк. 22: 62) и поэтому получил прощение в своем падении. То есть искреннее покаяние омыло апостола Петра, снова очистило его.

Вода имеет очистительный смысл, поэтому священник в таинстве Святого Крещения погружает человека в воду. Человек омывается от первородного греха, очищается от грехов, его осеняет благодать Божия, он облачается во Христа и становится новым, возрожденным человеком. Это результат Святого Крещения. В таинстве Святого Крещения человек становится новым, совершенным творением Бога после грехопадения. Поэтому, если человек не осквернит свое Святое Крещение, то у него будет много Божественной благодати. Но даже если он испачкает себя после таинства Святого Крещения, то у него есть крещение покаянием. Если человек осознает свой грех, если ему станет за него больно, то он, некоторым образом, омывается слезами покаяния, и к нему снова приходит благодать Божия.

Слава Богу за всё!