Найти в Дзене
журнал Рыбалка GROUP

Регистрация второго мотора на маломерном судне или дискуссия в кругах водномоторной братии

В последнее время, судя по интенсификации обсуждения на профильных водно-моторных форумах, и появления Федеральный закон от 03.02.2025 N 4-ФЗ "О безопасности людей на водных объектах", который вступит в силу с 1 сентября 2025 года, нас ждут и некоторые «подвижки» на воде. Заметно активизировалось законотворчество ГИМС МЧС и, похоже, что эта активизация плавно перейдет и на водные объекты. Что непременно коснется и нас, обычных законопослушных граждан водномоторников. Хочу обратить внимание на пару моментов, которые до настоящего времени не особо муссировались в СМИ и на различных Интернет- ресурсах. Хотя, отдельные волны из разных областей Российской Федерации и докатывались. Предлагаю ещё раз и более внимательно взглянуть на положение о регистрации из 36-ФЗ от 23.04.2012г. « Государственной регистрации в органах ГИМС МЧС России подлежат маломерные суда, используемые в некоммерческих целях, масса которых свыше 200 кг или если мощность установленного двигателя (мотора) свыше 8 кВт.» В ч

В последнее время, судя по интенсификации обсуждения на профильных водно-моторных форумах, и появления Федеральный закон от 03.02.2025 N 4-ФЗ "О безопасности людей на водных объектах", который вступит в силу с 1 сентября 2025 года, нас ждут и некоторые «подвижки» на воде. Заметно активизировалось законотворчество ГИМС МЧС и, похоже, что эта активизация плавно перейдет и на водные объекты. Что непременно коснется и нас, обычных законопослушных граждан водномоторников.

Хочу обратить внимание на пару моментов, которые до настоящего времени не особо муссировались в СМИ и на различных Интернет- ресурсах. Хотя, отдельные волны из разных областей Российской Федерации и докатывались.

Предлагаю ещё раз и более внимательно взглянуть на положение о регистрации из 36-ФЗ от 23.04.2012г.

« Государственной регистрации в органах ГИМС МЧС России подлежат маломерные суда, используемые в некоммерческих целях, масса которых свыше 200 кг или если мощность установленного двигателя (мотора) свыше 8 кВт.»

В чем причина особого внимания к этому тексту. Дело в том, что в ходе рейдов ГИМС МЧС начал останавливать катера, на транце которых кроме основного мотора висит и «докатка», то есть, какой-то относительно маломощный двигатель, который может помочь добраться до берега, в случае выхода из строя основного мотора.

-2

К чему я клоню? Как правило, вес таких катеров уже больше 200 кг и…соответственно, если на них ставится мотор ЛЮБОЙ!!! мощности, то этот комплект уже подпадает под регистрацию. То есть, на основании пока действующего Закона, регистрация «докатки» необходима.

НО, вступающий в силу с 1 сентября №4-ФЗ уже акцентирован немного иначе:

Статья 21. Государственная регистрация маломерного судна и прав на него

«1. Государственной регистрации в реестре маломерных судов подлежат маломерные суда массой 200 килограммов и более с мощностью двигателей (в случае установки) 8 киловатт и более, за исключением маломерных судов, используемых в целях обеспечения торгового мореплавания…»

А из этой формулировки необходимость регистрации «докатки» уже…не столь очевидна. Даже, скорее, наоборот, если «докатка» до 8 кВт.

-3

Получается некий раздрай. И даже написанный на основании нового N 4-ФЗ "О безопасности людей на водных объектах", новый Приказ МЧС России от 22 июля 2025 г. № 636 "Об утверждении Правил пользования маломерными судами на водных объектах", вступающий в силу с 01 марта 2026 года, никакой ясности на этот счет не вносит.

В связи с этой проблемой есть ещё несколько вопросов, которые пока никто нигде не освещал и не ставил ни перед Законотворцами, ни перед ГИМС МЧС, ни перед налоговыми службами.

1. Дело в том, что при регистрации «докатки» её вписывают в «особые отметки». Будет ли суммировать мощности с основным мотором инспектор ГИМС и запрещать эксплуатацию судна, если основной мотор имеет предельно допустимую мощность? Прекрасно понимая, что оба мотора одновременно использоваться не будут.

-4

2. При суммировании мощностей вполне реален переход и в другую категорию по оплате транспортного налога с лошадиной силы «водного транспорта». Опять же, оба мотора совместно не используются, а мелкомотор налогом , как правило, не облагается.

3. И ещё один момент. Так называемый ГПС-«электроякорь» создан на базе маломощного, но электромотора. Уже были попытки и его 0,2-0,5 лс зарегистрировать и приплюсовать к основному мотору.

Хотелось бы через редакцию журнала "Петербургская рыбалка" обратиться к ответственным лицам, чтобы получить разъяснения по важным деталям и вопросам, возникающим при регистрации маломерных судов.

автор: Владимир Колгин

НОВЫЙ НОМЕР журнала «Рыбалка GROUP» 09/2025

Читайте нас в офисе, дома, метро и на рыбалке! Журнал можно сохранять, скачивать и читать без ИНТЕРНЕТА!

ПОДПИСАТЬСЯ НА ЖУРНАЛ /КАНАЛ  VK/ НАШ САЙТ

Советуем почитать:

👉 Что изменится для лодочников и отдыхающих на воде. Новые правила с 1 сентября 2025 года

👉 Выбор якоря и различные хитрости работы с ним

👉 Мне бы лодку покрасить... или возвращаем в строй друга