Найти в Дзене
Страницы истории

Александр Бекович-Черкасский – кабардинский князь-аманат, который заключил договор России с Кабардой

С целью поиска водного пути из России в Индию в 1715 году царь Петр I решил отправить в малоизведанное Хивинское ханство экспедицию, которая должна была изучить возможность разворота русла реки Амударьи от Аральского моря к Каспийскому. Руководить экспедицией царь назначил князя Александра Бековича-Черкасского. Выбор царя не был случаен.

Князь аманат

Князь Александр был из кабардинского аристократического рода. Его отец, князь Бекмурза Джамбулатов, был внуком верховного князя Большой Кабарды Казы Пшеапшокова, а сам он был одним из шести его сыновей. При рождении он получил имя Девлет-Гирей-мурза (мурза означает князь) и был мусульманином. В соответствии с кабардинской традицией, детей называли по имени отца – Бекмурзины (дети Бекмурзы). В России их именовали Бековы, а позднее - Бековичи.

Кабардинский князь
Кабардинский князь

Вторая половина XVII века в Большой Кабарде была неспокойной. За влияние над регионом спорили два князя, два брата - Кайтуко и Бекмурза. Бекмурза вынужден был отдать своего сына Девлет-Гирея в аманаты (заложники) к Кайтуко. Тот по каким-то причинам отдал племянника в аманаты в русскую крепость в Терки (сейчас пригород Махачкалы). Оттуда его привезли в Москву, возможно, с целью воздействовать на его отца Бекмурзу, который был сторонником крымского хана.

О ранних годах Девлет-Гирея известно мало. Родился он в конце 70-х годов XVII века. В 1690 или 1691 году его привезли в Москву. Здесь кабардинский князь был обращен в православную веру, его крестным был сам царь Петр. При крещении он получил имя Александр Бекович Черкасский. «Черкасский» была традиционной фамилией, которую присваивали кабардинским, или черкесским, князьям, так как Кабарду в России в то время называли черкасскими землями. «Бекович» поначалу было отчеством, но потом стало частью фамилии, как указывающая на высокое происхождение своего владельца. Правда, двойная фамилия появилась уже после смерти Александра Черкасского.

Воспитание под руководством дядьки царя

Юный кабардинский князь был отдан на воспитание в дом дядьки (воспитателя) царя Петра – князя Бориса Алексеевича Голицына. Тот принял юного кавказского князя у себя дома как сына и дал ему соответствующее его положению домашнее образование, воспитывая его вместе со своими сыновьями. Побывавший у него в гостях австрийский посол так написал про юного князя:

«…в чертах же черкеса — благородство и твердость духа, обличающие воина по происхождению».

Юный кабардинский князь
Юный кабардинский князь

В 1708 году царь Петр I отправил князя Александра Черкасского в Голландию для обучения морскому делу и другим разным наукам. В указе царя было написано:

«Учиться в зимнее время языку, арифметике, геометрии и навигации, а лета выходить на кораблях для изучения оного пути».

Александр побывал в нескольких дальних морских походах, о чем писал в отчетах царю. Тот обратил внимание на способного офицера, и когда через 3 года князь вернулся, определил его на службу в Преображенский полк.

На службе у русского царя

Помимо военной службы, князь также выполнял особые поручения Петра I. Как выходец с Кавказа и мусульманин по происхождению, князь был знаком с культурой, традициями и бытом народов Востока. Поэтому князь Черкасский стал для Петра I незаменимым помощником при решении многих политических и дипломатических вопросов, связанных с Востоком.

В 1710 году между Россией и Османской империей началась очередная война (Русско-турецкая война 1710-1713 годов). Петр I отправил кабардинского князя на Кавказ со специальной миссией: царь предлагал князю Татархану Бекмурзину, старшему брату Александра Бековича Черкасского, а также другим кабардинским князьям закрепить ранее заключенный русско-кабардинский военно-политический союз.

В 1711 году Александр отправился в Кабарду и Дагестан, провел там переговоры от имени русского царя. Северокавказские народы подтвердили свою преданность русскому царю, обещали в случае войны с Османской империей своими силами защитить побережья Каспийского и Черного морей. Также они обещали выступить в союзе с Россией против кубанских ногайцев и кубанских татар, подданных турецкого султана, если те выступят на стороне османов.

Договор с Кабардой

Так как враждовала Кубань не только с Россией, но и с Кабардой, Петр и решил привлечь кабардинцев на свою сторону. Летом 1711 года был организован совместный поход на Кубань. Во главе кабардинского войска стояли двоюродный дядя Александра Атажуко Мисостов, а также его старший брат Татархан Бекмурзин и двоюродный брат Асланбек Кайтукин. Русское войско возглавлял казанский губернатор Петр Матвеевич Апраксин. Общее командование осуществлял князь Александр Бекович Черкасский.

Кабардинцы
Кабардинцы

30 августа кабардинцы столкнулись с вражеским войском, значительно превосходящим их по численности. Тяжелая битва продолжалась несколько часов и завершилась разгромом врага. За эту победу кабардинские князья получили в награду от русского царя собольи меха, денежное вознаграждение и благодарственную грамоту.

Находясь на Северном Кавказе, Александр Бекович-Черкасский также от имени русского правительства заключил договор с кабардинскими князьями. Согласно договору, Россия брала на себя обязательства:

-Включить Кабарду в состав России на правах автономного управления.
-Оборонять Кабарду от внешних врагов.
-Не брать с кабардинцев ни налогов, ни податей.
-Кабардинским князьям, находящимся на русской службе, ежегодно платить жалованье.

Кабардинцы, в свою очередь, обязались:

-Сохранять верность России.
-Нести пограничную службу.
-Выставлять каждый раз войска и участвовать, в случае необходимости, в военных походах против Турции и Крымского ханства.

Никаких кабальных условий в договоре не содержалось.

Проект присоединения Северного Кавказа к России

В 1714 году князь Черкасский опять проявил себя в качестве политического деятеля. Он представил Петру I проект присоединения народов Северного Кавказа к России. В нем он писал о том, что нахождение народов Кавказа под властью России избавит их от нахождения под турецким игом и позволит ослабить экспансию Турции в Северокавказский регион.

Помимо военных и политических задач, присоединение Кавказа сулило России большую экономическую выгоду, так как западный берег Каспийского моря богат различными рудами. Поэтому князь Бекович-Черкасский также разрабатывал план по организации на Северном Кавказе рудников по добыче руды и драгоценных металлов, в том числе, серебряной руды. Позже, уже находясь в Астрахани, он направил в Кабарду инженера Блюгера, который подтвердил наличие в регионе источников свинцовой, серебряной и железной руды.

В своем докладе князь Бекович-Черкасский говорил, что их масштабная добыча сулит

«…прибыток немалой государству Российскому».

После успешного выполнения данной миссии, Петр I доверил князю новое очень ответственное поручение – экспедицию в Хивинское ханство. Первая экспедиция была выполнена также успешно. Во вторую князя провожала его семья.

Женитьба на дочери Голицына

Сейчас можно только гадать, каким образом знатный, перспективный, но не богатый кабардинский князь смог жениться на дочери высокого государственного деятеля, человека, приближенного к царю - князя Бориса Алексеевича Голицына. Возможно, он настолько полюбился князю Голицыну еще тогда, когда подростком жил и воспитывался в его доме. Можно предположить, что дочь Голицына Марфа влюбилась в горячего уроженца Кавказа. Мне думается, наиболее вероятно то, что брак этот состоялся по распоряжению Петра I.

А может, все-таки, и по любви. Княжна Марфа Борисовна считалась одной из красивейших женщин России. В качестве приданого за красавицей женой князь получил во владение село Перхушково недалеко от Москвы, в котором было 65 крестьянских дворов, и селение Юдино. В обоих своих владениях молодой князь Черкасский построил церкви.

Церковь в Юдино, построенная князем бековичем-Черкасским
Церковь в Юдино, построенная князем бековичем-Черкасским

У супругов родилось два сына – Александр Александрович Бекович-Черкасский Старший и Александр Александрович Бекович-Черкасский Младший. И две дочери.

Судьба супруги Марфы и дочерей князя Бековича-Черкасского трагична. Как и судьба самого князя.

В 1716 году княгиня Марфа с двумя дочками и сыном провожала в Астрахани супруга во вторую Хивинскую экспедицию. Проводив русскую флотилию, Марфа с детьми переправлялись на лодке через Волгу. Лодка, на которой они были, перевернулась, и княгиня Марфа с дочками утонули. Спастись удалось только сыну Александру – его волной выбросило на берег, где его нашли рыбаки.

Астрахань
Астрахань

Известие о гибели семьи, полученное князем Александром, когда он уже был на территории Хивинского ханства, сразило его. Возможно, из-за этого он потерял бдительность, что привело к гибели и его, и всей экспедиции. Об этом в следующих статьях.

Начало истории трагической экспедиции князя Бековича-Черкасского: