Найти в Дзене
ArtemKiselev

Метро будущего: как в столичной подземке внедряли биометрию и беспилотные поезда

15 мая 2025 года московский метрополитен отметил свое 90-летие. За это время столичная подземка претерпела множество изменений: появились новые линии и станции, обновились подвижные составы и турникеты, усовершенствовали вывески на платформах, внедрили бесконтактный способ оплаты проезда, основанный на использовании цифрового профиля человека — биометрию. О том, как появились новшества в метро Москвы, рассказываем в нашем материале.

Биометрия

Биометрическая оплата проезда была запущена в московском метрополитене осенью 2021 года. И тогда Москва стала первым городом в мире, запустившим систему оплаты по лицу в масштабах всей сети метро.

Начинали с внедрения «умных» камер видеонаблюдения для распознавания лиц на турникетах. Позже система была расширена до функции оплаты проезда с использованием распознавания лица. Система была интегрирована в единую систему оплаты проезда в метро, что позволило пассажирам оплачивать проезд с помощью Face Pay на определенных турникетах. Появилась возможность привязки карты москвича к биометрии для льготного проезда.

Этот способ с бесконтактной оплатой имеет ряд преимуществ. Вам больше не нужно прикасаться к каким-либо поверхностям, что снижает риск заболеваемости инфекциями. Нет необходимости стоять в очереди, что уменьшает время маршрута.

Биометрические системы используются для идентификации пассажиров путем сканирования лица, это повышает уровень безопасности: вероятность мошенничества или кражи снижается, поскольку платеж совершается только владельцем. Как утверждают власти, сервис оплаты по биометрии не станет обязательным для пассажиров.

Беспилотные поезда

-2

Еще одной важной инновацией являются беспилотные поезда. Использование автономных составов — один из наиболее перспективных проектов московского метро. Такие поезда способны двигаться автоматически, без участия машиниста, что повышает точность следования расписания и снижает риск человеческих ошибок.

Первый беспилотный поезд должен появиться на Большой кольцевой линии (БКЛ) уже в 2025 году. В разработке участвуют ведущие российские ИТ-компании и инженеры. Внедряются следующие технологии:

  • машинное зрение и распознавание объектов на путях;
  • автоматизированные системы торможения и ускорения;
  • цифровая связь между поездами и диспетчерскими пунктами;
  • облачные вычисления для обработки больших массивов данных в реальном времени.

На первом этапе беспилотный поезд будет выходить на линию с машинистом и без пассажиров, только в ночное время, чтобы не мешать обычной работе метрополитена. Для организации беспилотного движения на БКЛ будут использовать сеть 5-го поколения (5G).  Это позволит обеспечить надежную и сверхбыструю связь для взаимодействия с инфраструктурой. После БКЛ беспилотные поезда планируется внедрять и на других линиях московского метро.

Интерактивные экраны

-3

Третье значительное достижение — внедрение умных информационных экранов. Вагонная информационная система состоит из трех экранов: наддверного, интерактивного и видеоэкрана. Все три экрана отвечают разным сценариям пользователя:

  • Наддверные дисплеи демонстрируют пассажирам информацию о маршруте, следующей станции, номерах и направлениях выходов к нужным объектам.
  • Интерактивные экраны позволяют пассажирам прокладывать маршруты, получать информацию о достопримечательностях Москвы.
  • Видеоэкраны  служат для рекламы сетевых магазинов, развлекательных и образовательных мероприятий (кино- и театральные премьеры, концерты, выставки, конференции, семинары и т. д.).

Интерфейс разработан в студии дизайнера Артемия Лебедева.

Впереди нас ждут открытия новых станций, новая схема метро. Традиционно будет повышаться уровень комфорта и удобство для пассажиров, улучшаться инфраструктура, ведь метро — это не просто средство передвижения, это ритм жизни.