Здравствуйте. В своих заметках я делюсь краткими впечатлениями о прочитанных книгах. В надежде на то, что кто-нибудь заинтересуется и также прочтёт. И не пожалеет о потраченном времени, как не пожалел о нём я. В данном случае, я не просто не пожалел, а получил истинное удовольствие от знакомства с творчеством этого действительно великого человека, который оставил о себе память в столь многих областях человеческой деятельности, что я удивлён - как это его жизненный путь ещё не был экранизирован.
Многогранность этого человека поражает: моряк, одноклассник по Морскому кадетскому корпусу Нахимова; второй хирург после Пирогова; военный инженер, который в кратчайший срок построил мост через Вислу, благодаря которому был спасён корпус Ридигера, который со всех сторон теснили польские повстанцы (кстати, когда он за свои "Русские сказки", которые написал под псевдонимом Казак Луганский, попал в Третье отделение, то был в тот же день помилован царём именно за этот мост), об этом мосте он даже издал книгу, которая была переведена и на другие языки; друг Жуковского и Пушкина, (которому он помогал собирать материалы для "Истории Пугачёвского бунта"), присутствовавший в качестве врача при кончине Александра Сергеевича; чиновник особых поручений при военном губернаторе Оренбурга Василии Алексеевиче Перовском (до сих пор в репертуаре Башкирского государственного ансамбля народного танца остался героический танец "Перовский" - поэтический отзвук трагического Хивинского похода), который оставил по себе добрую память в тех краях (когда в 1837 году в очередной раз заволновались казахи, "главный возмутитель" и "ослушник" бытыр Исатай Тайманов просил военного губернатора "прислать справедливого Даля" - Владимир Иванович предотвращал большие кровопролития и кочевники относились к нему с огромным уважением) и наконец собиратель свыше 30000 тысяч русских пословиц и автор знаменитого словаря. И прочая, и прочая, и прочая... Хватит на несколько жизней. И при этом всей своей известности как писатель и учёный он добился за 8 лет, которые и провёл в Оренбуржье. За год стал свободно говорить на башкирском и казахском. Член-корреспондент Российской Академии - за огромную работу по исследованию Оренбургского края. Один из организаторов Российского географического общества. А ещё пропагандист кумысолечения, которым тогда лечились от чахотки. И сейчас в Башкирии много кумысолечебных санаториев. А тогда туда приезжали лечиться им и Лев Толстой, и Антон Павлович Чехов. В общем - потрясающий человек. И всех дел его не перечислить. Кстати, в СССР в серии "Жизнь замечательных людей" была книга о нём.
О жизни Владимира Ивановича я много распространяться не буду - кому интересно поглядите сами. Хотя не могу не упомянуть о событиях связанных с Пушкиным. Пушкин приехал в Оренбург 18 сентября 1833 года с целью собрать материал о восстании Пугачёва. Он ехал так быстро, что секретные предписания о надзоре за ним прибыли в Оренбург только через месяц после его отъезда. Но одно предписание догнало Александра Сергеевича - негласное предупреждение нижегородского военного губернатора своему оренбургскому коллеге - мол, литературные занятия - это лишь тайный предлог, а в действительности Пушкин - тайный ревизор. Так и появилась идея "Ревизора", которую Пушкин потом подарил Гоголю. На следующий день Пушкин поехал в Берду, где был штаб Пугачёва. В этой поездке его сопровождал Даль, который много поведал ему об этом крае и о событиях, которые интересовали Пушкина. Вечер 19 сентября 1833 года Пушкин провёл в доме Даля. Они о чём-то беседовали за закрытыми дверями. Даль в своих воспоминаниях умолчал о чём. Но думаю о том, что потом мы прочли в "Капитанской дочке" и "Истории пугачёвского бунта". Пушкина ко многим архивам не допускали, а Даль был человек информированный и хорошо изучил этот край. Тем более, что он имел от военного губернатора следующую бумагу: "... предписываю гг. исправникам, городничим, кантонным, дистаночным, султанам и прочим частным начальникам, горнозаводским, гражданским и земским полициям и сельским начальствам оказывать всякое содействие, по требованию его (Даля) доставлять без замедления все необходимые сведения..." Так что и султаны Далю были не указ. И Пушкин без Даля был бы не полон. Человечище. Но всё-таки о его жизненном пути остановлюсь здесь. А вот впечатлениями о его произведениях с удовольствием поделюсь.
Как видно из заглавия моей статьи - примерно полкниги про киргизов и башкир, а вторая половина книги - про нас, про русских. Уголков назагибал - несколько десятков. Главное впечатление от книги - это, конечно, великий и могучий русский язык. Встретится вам и много незнакомых слов - всё-таки с написания этих произведений минуло 180-190 лет. Срок не малый. Особенно в "Охоте на волков" много специфических охотничьих терминов, читая которые невольно вспоминается фильм "Особенности национальной охоты". Имею в виду лирические отступления в XIX век. Гончие собаки: дошлая, турка, ширяй, мухартая - это не породы. Думаю, что это роли собак в загонной охоте. Но подробностей всё-таки не знаю. Если хотите прочесть про охоту самого богатого помещика Башкирии - не поленитесь - прочтите. На неё ходили на неделю-две, участвовало несколько десятков человек. Одному из участников охоты Пушкин (познакомившись с ним в Оренбурге) прислал потом своего Пугачёва, но забыв как его зовут, написал "Тому офицеру, который сравнивал вальдшнепа с Валенштейном". Встретите очень много ярких и образных выражений - вроде: ковать по зелёной наковальне - в карты играть. Узнаете об особенностях поведения разной лесной живности, к примеру о тетеревах. Их бьют на чучела, ставят деревянного болвана - видом и размером с тетерева. И настоящие тетерева принимают болвана за собрата и платятся за это. Описана охота и на зайцев. И, конечно, на волков - это высшая степень удовольствия для охотников. Описаны шутки - как подкалывали друг друга. Вроде того, когда убитому зайцу подкладывают записку "Меня убил Иван Павлович Горячий". Или зашивают свинью в волчью шкуру, чтобы посмеяться над самым невезучим - такой обязательно находится - охотником. А на волков охоту начинают подвывальщики. Несложно догадаться, что они воют по-волчьи. И это работает - волки идут смотреть кто воет. И сами воют, так их - бедняг - и вычисляют.
Попадутся Вам в книге и башкирские и киргизские легенды. Тоже представляют определённый интерес, хотя, конечно, для взрослого человека, который не интересуется этнографией, может быть немного скучновато. "Рассказ Верхолонцева о Пугачёве" - реальный рассказ участника событий. В момент рассказа ему было 85 лет. Но читается складно. Позабавило, как один татарин - Алзафор, ревностный слуга Пугачёва, называл его Осударь Питер Педорович. Хорошо, что не Педрович.
"Уральский казак" - описание жизни типичного казака тех времён - от юности и до гибели на войне. По фамилии Проклятов. Человек был интересный. Несмотря на бедность свою многим помогал. Жалел старого пса своего, который ослеп и сделался калекой. Зато когда зимой отбил у грабителей башкир пару навьюченных верблюдов и услышав, что в тюках кто-то жалобно пищит, вынул из тюков двух голых ребятишек. Знаете, что он с ними сделал - просто выкинул в снег и спокойно, не оглядываясь, отправился своим путём. А когда офицер хотел его за это побранить, ответил, что свои может дома сидят не евши; ныне хлеб рубль семь гривен за пуд. Вот такие нравы. Двойное убийство и даже не побранили. Хотя голодать ему самому приходилось часто. Цитата: "Солодковый корень, чилим (водяной орех - не знаю что это и как выглядит), лебеда, яйца мартышек (откуда там мартышки? или что имелось в виду), даже земляной хлеб (лишай растущий на земле, на камнях - причём без всякой связи с почвой) и разные другие съедомые снадобья пропитывали его в беде по нескольку суток сряду." А вот конины или верблюжатины не ел бы ни за что - говорил - скорее издохну, а греха на душу не возьму. Верблюжатины мне тоже не доводилось пробовать. Интересно, продаётся? Позабавило указание о происхождении фамилий. На вопрос "чей?", "чей ты?" - казак ответит: "Карпов, Донсков, Харчов и т.п., а в Сибири спрашивают "чьих вы?" И от этого вопроса произошли фамилии: Кривых, Нагих, Ильиных. И в конце описание как жена его узнала о смерти его. Это предлагаю вам узнать самим. Тоже много скажет о нас - русских, как о народе.
"Осколок льда" - замечательный рассказ как 14-летнюю казачку Марью Чернушкину выкрали киргизы и продали в рабство, в Бухару. Пленных русских женщин называли - марджа. И Марье удалось вернуться домой через несколько лет. Поверьте, прочтёте с интересом.
"Бикей и Мауляна" - самое длинное произведение в этой книге - 65 страниц. Был бы жив Шекспир - не прошёл бы мимо сюжета. Повесть о любви. Конечно, повесть трагическая. Очень рекомендую представительницам прекрасного пола. Какая в те годы могла быть любовь? Кто больше баранов отцу дал - того и девица. Но тут вышло по другому, а как прочитайте сами. Тем более, что оба героя были, по меркам кочевников, людьми незаурядными и жизнь наградила их - пусть коротким - но счастьем. А кроме любовного сюжета очень много этнографического материала о киргизах. О том, какое яркое зрелище представляло тогда собой Оренбуржье и дальше в степь. Как поражала зрителя странность одежды, а слух - общее употребление татарского языка. Цитата: "Тут видите вы многополосные халаты, жёлтые и красные кожаны, сшитые шерстью вверх конные дохи и ергаки, тут шапки невиданного покроя неслыханного цвета, кожаные шаровары и армяки; и всё это изношено, изодрано -..." Верх безобразия среди этой толпы - байгуши, киргизские нищие. Участь их незавидна - нищали целыми аулами и гибли голодом и стужей целыми поколениями. Невольно понимаешь казака Проклятова, который выкинул в снег двух чужих младенцев. Прочитаете о том, как грабили в степи - киргизы и башкиры никому никакой пощады не давали. Раздевали - буквально - догола и бросали в степи. А ночью в степи мороз. Так что ездить в те времена одному по степи - это реальный подвиг. Цитата: "Такая шайка, увидав в степи конного путника, немедленно обскакивает его, старается догнать или окружить; если он не может уйти и скрыться, доколь неумолимая погоня едва мелькает вдалеке, то становится на колени и с покорностью и смирением ожидает участи своей. Но его редко пощадят;...: кайсак не знает сострадания к слабому, к безоружному, охотнее всего нападает сам-сот на одного, а ещё охотнее на сонного, на жён, на детей." Надеюсь, что сейчас они не такие. Причём не щадили никого - ни своих, ни чужих. Описан случай как в одном ауле поймали киргиза соседнего рода, который высматривал что бы украсть. Его избили нагайками и посадили связанного по рукам и ногам, позднею осенью, в мороз, по шею в воду; достали его только утром, случайно, так как туда прибыл отряд русских и офицер приказал достать покойника. А он оказался жив, тело побагровело и посинело, только губы дрожали - больше признаков жизни не было. Его завернули в кошму, положили у огня и поставили ему корыто бишбармаку или кулламы - крошеного бараньего сала и масла. Покойник в тепле отошёл, начал визжать, потом рука из-под кошмы потянулась к корыту. Он съел или, вернее, сожрал полное корыто сала и выпил целый турсук - сшитый из конской шкуры мех - кумысу и цитата: ".. наш отпетый встал, встряхнулся, сел на коня и вышел тот же молодец, что и вчера об эту пору!". Приведены и другие интересные случаи. Приведён весь процесс сватовства и женитьбы у кочевников. Обращаю внимание на главу "Баранта" - описание обычаев кровной мести у киргизов и башкир. Тоже почерпнёте много интересной информации. В общем, такая этнографически-любовная история. "Ромео и Джульетта" по-киргизски.
"Майна" - о том насколько разными были понятия о жизни кочевников и осёдлых русских. Из этого рассказа очень запомнился стишок, каким киргизы просили милостыню в городе. Старики и ребятишки пели под окнами:
Руби дрова без топор,
Вари крупа без котёл;
Хлебай каша без ложка,
Давай денег немножка..."
Вероятно, что давали. Тут очень много поговорок, которые описывают повадки кочевников. Всего не привести, но кое-что - один башкир, наглядевшись на быт русских сказал: "Либо русский человек больно умён, либо больно дурак; у нас одна лошадь тащит четырёх баб, у них четыре лошади тащат одну бабу." При этом богатый старик Сакалбай знаете как назвал своих четырёх сыновей - Полковник, Майор, Капитан и Поручик. Главный сюжет этого рассказа как раз и состоит в том, как Майору сватали девушку Майну из соседнего аула. Рассказ тоже о любви, так как просватанная Майна уже не захотела потом выходить за другого - её пытался пересватать богатый старичок. Но Майна за старичка не хотела и своего добилась - а как - прочитайте сами. Поверьте - посмеётесь.
И напоследок "Новые картины русского быта". "Серенькая" - о горе, которое несёт фальшивая купюра - очень большая по тем временам - пятидесятирублёвая. Несёт всем - и тем, кто её сварганил, и тем, к кому она попала. Весьма трогательная зарисовка. "Самородок" - запомнилось выражение - приказчик, человек тёртый, бывавший и в мяле и в пяле, и на коне и под конём. Рассказ о том, как барин пытался выкупить у разбогатевшего крестьянина его сад, с которым соседствовал. Не выкупил. А цену давал тройную. Это тоже про нас, про русских.
"Январь" - как крестьяне расправились с разбойником, который совсем уж потерял берега. И думал, что все его боятся. Что не по нему, поджигал. Да не забалуешь с русскими крестьянами.
"Приемыш" - тоже, в общем, о любви. Но тут - слава Богу - все живёхонькие и поженятся. История в стиле передач, где разыскивают всяких давно утраченных родственников. О немецкой девочке, которую занесло в наши края. Опять же наглядно ознакомитесь с сиротской долей в те времена.
"Обмиранье" - замечательный рассказ о свекрови и невестке. Рекомендую прочесть представительницам обоих этих фронтов. У нас, слава создателю, пока толстый негр не может стать ни свекровью, ни невесткой. Дело это женское. В данном конкретном рассказе спокойно не жилось свекрови. А в чём дело стало - прочтите сами.
"Октябрь" - в одной деревне девицы, естественно не без чужого влияния, повадились уходить в монахини. А так как с девицами было небогато, то помещик Руф Садокович, решил это дело поправить. А как он сделал - тоже предлагаю вам узнать самим. В конце - восемь свадеб.
Закончить хочу цитатой из "Обмиранья": "Неисповедимы будущие судьбы России, а широко раскинулся материк её, и много простору обнял один язык, одна речь, один народный дух. Много мерзости запустения видится по грешному лицу её, искажение внедрилось в человечество и бродит в нем из поколения в поколение; но вечного брожения нет, а упование не умирает... тут и там глас вопиющего в пустыне, кой-где, в укромной тиши, среди потёмков, искры, обдающие теплом и светом - и повсюду - божеское провидение, не покинувшее доселе народа своего и отвечающее на безумие премудростию: и в таких нежданных искорках отрадно разгадывать предвестника зари будущего рассвета...". А от себя скажу - всё будет хорошо. И с Родиной, и с нами. Значит прав Даль.
Как вы уже поняли почти вся книга состоит из недлинных рассказов. Читается очень аппетитно. За неделю-полторы легко освоить. Книга оставит в голове и сердце о чём поразмыслить. Очень рекомендую. Спасибо, что прочитали. Читайте - прочитанного не отнять. Буду рад подписчикам. Ещё раз спасибо.