Утильсбор для физических лиц с ноября 2025 г.
Инфляция, какие автомобили подорожают, стоит ли брать сейчас?
Утилизационный сбор: что это такое?
В 2012 году был введен утилизационный сбор, ставший ответом на требования ВТО о снижении таможенных тарифов. Он стал своего рода компенсаторным механизмом, призванным поддержать отечественный автомобильный рынок.
Первоначальной целью сбора была заявлена защита окружающей среды. Предполагалось, что все без исключения производители и импортеры будут осуществлять платежи, предназначенные для переработки вышедших из эксплуатации транспортных средств. Иными словами, это была предварительная оплата за разборку и утилизацию авто. Базовая ставка была установлена в размере 20 000 рублей для легковых автомобилей и 150 000 рублей для грузовых и иных видов техники.
Формально данная структура сохраняется и в 2025 году. Однако, с течением времени были введены повышающие коэффициенты.
Последнее повышение коэффициентов произошло 1 января 2025 года, с заявлением о планомерном увеличении сбора вплоть до 2030 года. Эта мера была предпринята для стимулирования иностранных автокомпаний к открытию производственных мощностей на территории России (в таком случае производители получают компенсации из бюджета). Тем не менее, до недавнего времени существовала возможность разделения утилизационного сбора на коммерческий (для компаний и профессиональных участников рынка) и льготный.
Кто имеет право на льготную оплату утилизационного сбора?
Преференции распространяются на частных лиц, импортирующих транспортные средства для личного пользования, а не для перепродажи. Разница между обычным и льготным утильсбором весьма значительна.
К примеру, стандартный сбор для новых автомобилей (до 3 лет) с двигателем от 1 до 2 литров равен 667 400 рублям. Для машин с двигателем от 2 до 3 литров – 1 875 400 рублей. При этом льготный сбор для физических лиц составляет всего 3400 рублей.
Для подержанных автомобилей (старше 3 лет) с двигателем объемом 1–2 литра коммерческий утильсбор установлен в размере 1 174 000 рублей. Если объем двигателя составляет 2–3 литра, сбор увеличивается до 2 839 400 рублей. Льготный сбор для физлиц в этом случае – 5200 рублей.
Стоит отметить, что применение льготного утильсбора сопровождается некоторыми условиями: воспользоваться данной ставкой можно не чаще одного раза в год. Кроме того, автомобиль нельзя продавать в течение года после ввоза, а объем двигателя не должен превышать 3 литров.
В 2025 году волна обсуждений утилизационного сбора поднялась не случайно. Летом того же года Минпромторгом совместно с Объединением автопроизводителей России была озвучена необходимость корректировки правил его взимания. Предлагалось, помимо стандартных параметров, таких как год выпуска и объем двигателя, учитывать и мощность двигателя. Планировалось отменить льготы по уплате сбора для автомобилей, чья мощность превышает 160 л.с.
Почему речь пошла про утильсбор в 2025 г?
Глава Минпромторга, Антон Алиханов, еще в июле 2025 года сообщал о предложении распространить действие утилизационного сбора на ввозимые физлицами автомобили в определенных сегментах, а именно мощностью от 160 л.с. и выше.
Ожидается, что предложения Минпромторга начнут действовать с начала ноября. Согласно этим изменениям, физические лица, ввозящие автомобиль не чаще раза в год и исключительно для личного пользования, смогут воспользоваться льготной ставкой только для автомобилей мощностью до 160 л.с. В противном случае придется платить по коммерческим ставкам, что составляет 1 875 400 рублей за новый автомобиль с двигателем 2-3 литра, или 2 839 400 рублей за автомобиль старше трех лет с аналогичным двигателем.
Выбор порога в 160 л.с. объясняется тем, что именно такой мощностью обладает большая часть (88%) легковых автомобилей в России. По мнению Минпромторга, повышение утилизационного сбора затронет лишь дорогостоящий премиум-сегмент.
Ожидается ли рост цен на электрокары и гибриды?
Новая инициатива Министерства промышленности и торговли может негативно сказаться на потребителях, планирующих покупку электромобилей или гибридных транспортных средств. Предлагается установить "льготный" порог мощности для таких авто на уровне 80 л.с., однако речь идет о номинальной 30-минутной мощности.
Важно отметить, что при сертификации электромобилей в России используется не пиковая, а "продолжительная" мощность (измеренная в течение получаса работы). Из-за конструктивных особенностей она обычно в 2-3 раза ниже максимальной. Таким образом, 80 "электрических" сил примерно соответствуют 160-200 "бензиновым".
Тем не менее, современные электромобили и гибриды нередко превосходят бензиновые аналоги по мощности. Показатели в 300-500 л.с. для них – обычное явление, и такие модели ощутимо прибавят в цене. К примеру, утилизационный сбор для Zeekr 001 может составить 2 166 000 рублей, а с 2026 года – 2,6 миллиона. Аналогичная ситуация с гибридами Lixiang: утильсбор на кроссовер L7 увеличится до 1 828 000 рублей (а с 1 января 2026 года – до 2 193 600 рублей из-за повышения коэффициентов).
Какие автомобили вырастут в цене?
Больше всего рост цен затронет востребованные SUV и автомобили повышенной проходимости. В частности, Mercedes-Benz GLE, BMW X5, Hyundai Santa Fe, Kia Sorento, Volkswagen Tiguan, Geely Monjaro, а также другие большие кроссоверы китайского производства ощутят на себе влияние новых правил расчета утилизационного сбора. Как правило, указанные модели комплектуются силовыми агрегатами с мощностью, превышающей 160 лошадиных сил. Кроме того, стоимость всех современных электрокаров и гибридных автомобилей, включая Lixiang, Tesla, Zeekr, BYD и другие, также увеличится.
Какие же автомобили останутся в более доступном ценовом сегменте? В первую очередь, это компактные модели, оснащенные атмосферными двигателями. К примеру, небольшие автомобили Kia и Hyundai, многие японские автомобили с наименее мощными моторами, а также электромобили предыдущих генераций, которые отличались невысокой мощностью.
Покупать ли автомобиль именно сейчас?
Если ваше транспортное средство уже находится в процессе доставки из Китая или Японии, то, скорее всего, вы успеете его привезти в Россию и пройти таможенное оформление. В Министерстве промышленности и торговли сообщили, что если предложенные изменения будут приняты, они начнут действовать с 1 ноября 2025 года и не повлияют на тех, кто уже заплатил утилизационный сбор по текущим правилам.
Однако, если вы только планируете начать поиск автомобиля (и, вероятно, вам потребуются помощники в этом), то может случиться так, что вы не успеете воспользоваться выгодными условиями ввоза. Поэтому, на всякий случай, рекомендуется обратить внимание на машины с двигателем мощностью до 160 лошадиных сил.
Всем спасибо и хорошего настроения.