Найти в Дзене

Эдуард Веркин "Остров Сахалин"

Уважаемые гости моего канала, сразу хочу пояснить - это не критическая статья, не рецензия, не анализ идей и философии автора. Я не имею ни образования, ни достаточных знаний для препарирования литературного произведения. Это всего лишь дружеский обмен впечатлениями относительно читаемых книг. Рада вашим комментариям, размышлениям, советам, всем стараюсь ответить, все замечания читаю. И как всегда - умоляю быть вежливыми друг с другом! Начну с конца, о своих ощущениях о книге: - очень детально проработанный мир - потрясающая атмосфера умирающего мира - после книги хочется помыться с хлоркой - книга очень мрачная и жестокая, изобилует описанием грязи, болезней, трупов, пыток - зашкаливающий уровень ксенофобии - очень затянуто - разочаровывающий финал Об Эдуарде Веркине я никогда не слышала и с творчеством его не знакома, хотя его называют культовым подростковым писателем, автором лучшей повести о Великой Отечественной войне для детей и, наконец, автором лучшей книги 2018 го

Уважаемые гости моего канала, сразу хочу пояснить - это не критическая статья, не рецензия, не анализ идей и философии автора. Я не имею ни образования, ни достаточных знаний для препарирования литературного произведения.
Это всего лишь дружеский обмен впечатлениями относительно читаемых книг. Рада вашим комментариям, размышлениям, советам, всем стараюсь ответить, все замечания читаю.
И как всегда - умоляю быть вежливыми друг с другом!

Начну с конца, о своих ощущениях о книге:

- очень детально проработанный мир

- потрясающая атмосфера умирающего мира

- после книги хочется помыться с хлоркой

- книга очень мрачная и жестокая, изобилует описанием грязи, болезней, трупов, пыток

- зашкаливающий уровень ксенофобии

- очень затянуто

- разочаровывающий финал

Об Эдуарде Веркине я никогда не слышала и с творчеством его не знакома, хотя его называют культовым подростковым писателем, автором лучшей повести о Великой Отечественной войне для детей и, наконец, автором лучшей книги 2018 года, написанной на русском языке. И книга эта "Остров Сахалин".

Судя по аннотации, книга должна привлечь поклонников Стругацких и Лема. Меня же больше заинтересовал первоисточник - одноименные путевые заметки Антона Павловича Чехова. К моему стыду, я их не читала, но теперь обязательно это сделаю, ведь отзывы говорят, что Веркин едва ли не страницами переписал наблюдения Чехова: макинтош героини списан с чеховского плаща, ему тожке дарили золотые ложки и на улице снимали шляпы, как перед героиней Веркина, ему тоже не верили в частный характер визита. Звучит интригующе и хочется сравнить самой.

Автор переносит нас в мир, в котором мировые державы обменялись ядерными зарядами и стёрли друг друга с лица земли. Тех, кто выжил, добили химическим оружием, ведь из лабораторий вырвались смертельные вирусы. Единственной, пережившей апокалипсис, страной является Япония.

За неимением других хозяев Япония присоединила соседние территории, в том числе Сахалин, вернувший себе название префектуры Карафуто. Сейчас здесь находятся тюрьмы, идет добыча и переработка ископаемых, живут миллионы беженцев со всего света, больные, ущербные, для кого Сахалин - единственный доступный мир.

-2

Сюда - то и приезжает наша главная героиня - молодая японка Сирень, студентка факультета футурологии, пишущая научную работу, чья мать - русская, а отец - уважаемый японский офицер. Ее научный руководитель, профессор Ода (только у меня ассоциация с мастером Йода?), считает, что с Сахалина начнется новое будущее человечества, облик которого должна разглядеть Сирень.

В качестве провожатого и охранника Сирень получает молодого человека Артёма, одного из 17 выживших русских.

Первые 50% книги они следуют разработанному маршруту и посещают города, тюрьмы, религиозные секты, шахты. Всё это, осмелюсь заметить, очень нудно и слишком детально. Атмосфера глубочайшей безнадёжности передана прекрасно: серый мир, грязный, голодный, разрушенный, больной, гниющий, жестокий. И вот этой грязи и жестокости, на мой вкус, слишком много, автор прям упивается описательной частью. Мне, например, хватило бы хватило посещения одной тюрьмы, но автор заложил в свою историю аж три!

Честно? Не понимаю, зачем так много рассказывать об абсолютно нечеловеческих условиях содержания, о голоде, болезнях, гниющей плоти, сумасшествии, пытках? У меня хорошее воображение, я тюремным ужасом и смрадом прониклась еще на первой тюрьме.

Аналогичным с "мордованием негра" - любимой местной забавой, во время которой на площади люди бросают в сидящего в клетке негра камни. 23 электронные страницы происходит этот процесс, 23... И эту забаву автор нам опишет еще неоднократно, видимо, для тех, кто не впечатлился с первого раза.

Количество трупов и количество жестокости в книге зашкаливает, и лично для меня оно не оправдано. Даже уменьшенное вполовину оно всё равно бы произвело впечатление.

В романе очень много персонажей. Сирень общается с ними случайно или специально. Практически все они - абсолютно второстепенны, появляюются лишь однократно и ровным счетом никак не влияют на сюжет. Но от каждого мы еще несколько страниц выслушивает монолог, насколько всё плохо на острове в целом и у него в жизни в частности.

Несколько глав, написанных от лица Артёма, я вообще не могла читать. Это какой-то набор слов. Особенно куски с участием Чека (Человека) - старика, вырастившего Артёма. Наверное, это глубочайшая философия, но мне она показалась бредом сумасшедшего.

Когда от всего этого уже устаешь ибо на каждой странице всё абсолютно одно и тоже, начинается экшен.

Приносит его землятресение, которое разрушает города и тюрьмы. Заключенные разбегаются, мародерствуя и убивая, города горят, жители спешно эвакуируются. Куда? Куда-нибудь, хоть куда-нибудь. Вместе с ними бегут и Сирень с Артёмом, по пути спасая мальчика - альбиноса. Причем спасая перманентно, ведь считается, что альбиносы несут в себе лечебные свойства, которыми каждый встречный - поперечный мечтает завладеть. Мальчика уже лишили языка, пальцев на руках и ногах, но у него еще осталось много лакомых органов, которые можно вырезать и употребить.

Для еще большей динамики автор добавляет эпидемию МОБ. Ядерная война выпустила из лабораторий смертельные вирусы, в том числе мобильное бешенство, которое похоже на типичный зомби- апокалипсис из миллиарда фильмов о "ходячих мертвецах". Вот только я не поняла, откуда он взялся, ведь в предыдущей половине книги +100500 раз подчеркивалось, что изолированность Сахалина на 100% избавляет его от этого вируса.

Хотя "я не поняла" , это моё постоянное состояние во время прочтения. Так, Сирень росла в уюте, комфорте и благоденствии в Токио. Она описывает, как их семья готовилась к Рождеству, как мама и бабушка пекли пироги и готовили вареники с творогом, грибами, ягодами, как отец приносил копченую рыбу, распространяющую аромат на весь дом.

Я, конечно, ничего не смыслю в ядерной войне, но почему на Сахалине выжженая земля, радиоактивная рыба, кислотные дожди, люди в прямом смысле едят землю - а в Японии копченые окуни, грибы, творог и прочие яства? После Чернобыля радиацию и в Америке находили, а Япония куполом что ли накрылась?

Сирень расспрашивает о процедуре "мордования негра", а в конце показывают такого же заключённого негра в Токио, в ее родном городе. Выходит, она не могла не знать об этой забаве .

Опять же на мордовании она чуть не падает в обморок от происходящего, зато потом, не моргнув глазом, убивает 15 человек и признаётся, что ничего не почувствовала.

Вообще герои, опять же на мой взгляд, получились никакими. Непонятны ни их чувства, ни мысли, ни мотивы их поступков, маятник их действий иногда шарашит в диаметрально противоположные стороны. А когда героев не понимаешь, им не сочувствуешь, то и читать менее интересно.

Видела один отзыв, что это роман для умеющих думать и что в нем скрыто много пасхалок. Я - глупый читатель, я не поняла, что я прочитала и зачем. Я не смогла сделать выводы, я не поняла философию. Я не поняла даже наипервейшую идею - что ученый-футуролог должен изучить Сахалин, как точку отсчёта будущего. Как эта клоака, эта человеческая помойка...нет, даже не человеческая....просто помойка с существами, утратившими человеческий облик, может соотноситься с будущим?

Опять же пишут, что в книге характерный юмор автора и чисто чеховские "сатирические характеристики исправительных учреждений". Что-то ни тюремные издевательства, ни 23-страничное вылавливание баграми из залива разбухших трупов, ни бросание в руки плачущему ребенку только что отрезанной головы - всё это как не вызвало желания от души посмеяться.

И, наконец, меня абсолютно разочаровал финал. Рождение ребенка? Серьезно? Это настолько избитый приём, что за автора даже стыдно! Его используют даже в фильмах ужасов, когда убивают кровожадного крокодила, но уже на титрах показывают спрятанное в кустах яйцо и первые трещинки на нём.

Я обязательно прочитаю первоисточник. Видимо, надо перечитать историю, потому что лютейшая межрассовая ненависть, буквально стекающая со страниц, тоже имеет под собой базу.

Возможно, после этого перечитаю Веркина. Возможно, станет понятнее...

-3