Найти в Дзене

Ограда усадьбы Штегельмана: от Растрелли до Квадри. История ворот, переживших три эпохи. Часть 1.

В истории Санкт-Петербурга есть не только дворцы и соборы, но и «невидимые» памятники, чьи следы приходится искать по старинным планам. Ограда с воротами усадьбы купца Штегельмана — один из таких объектов. Её судьба тесно переплелась с великой архитектурной революцией XVIII века, когда пышное барокко сменилось строгим классицизмом. Проследив её изменения, можно увидеть, как менялся сам город.

К началу 1760-х годов слава Растрелли как архитектора достигла апогея. Кроме Санкт-Петербурга он строил в Митаве, Петергофе, Царском Селе, Киеве. Зодчий был настолько популярен, что желающему попасть в число его заказчиков приходилось прибегать к протекции императрицы Елизаветы Петровны.

Но к середине XVIII века интеллектуалов Европы стали раздражать изломанные архитектурные формы и чрезмерная декоративность позднего барокко. В атмосфере эпохи просвещения с энтузиазмом были встречены идеи великого венецианского архитектора Андреа Палладио (1508–1580), изложенные им в трактате «Четыре книги об архитектуре». Новое направление получило название классицизм". Иногда по имени автора его также называют палладианством. Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты и логической ясности.

Молодая немецкая принцесса, ставшая русской императрицей Екатериной ІІ, внимательно следила за интеллектуальной жизнью Европы. Ей хотелось иметь имидж просвещенного монарха и быть на острие архитектурной моды. Поэтому в 1763 году Растрелли был уволен с должности обер-архитектора «в рассуждении старости и слабого здоровья». Ему на смену приходит целая плеяда молодых зодчих, как выросших в России, так и приехавших сюда из Франции, Англии, Италии или Швейцарии. После своего вступления на престол в 1762 году Екатерина ІІ решает сделать Санкт-Петербург городом, отвечающим лучшим европейским стандартам. В число необходимых для этого мероприятий входило устройство гранитных набережных Невы от Зимнего дворца до Фонтанки. Но одна стройка повлекла за собой другую.

Ограда усадьбы Г.Х. Штегельмана претерпела несколько строительных периодов и не раз ее облик и конфигурация в плане кардинально менялись. В 1750-1753 гг. на участке Г.Х. Штегельмана по проекту архитектора Ф.Б. Растрелли был построен двухэтажный усадебный дом (дворец). Главный усадебный дом (дворец) располагался в глубине участка. Точной информации о наличии ограды в первоначальный период обнаружить не удалось, однако при рассмотрении плана города на момент 1753 года, можно сделать вывод о том, что ограда на первоначальный период отсутствовала.

Выкопировка из «Плана Столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших онаго проспектов, изданный трудами Императорской Академии наук и художеств» 1753 года.
Выкопировка из «Плана Столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших онаго проспектов, изданный трудами Императорской Академии наук и художеств» 1753 года.

На аксонометрическом плане Санкт-Петербурга 1765–1773 гг. присутствует возведенное каменное здание. Ограда с воротами усадьбы Штегельмана Г. Х. расположена по красной линии набережной реки Мойки. Вытянута вдоль оси юго-запад – северо-восток. Ограда в виде вогнутой в сторону двора дуги, имеет прямые (4 звена) и криволинейные участки (6 звеньев), а также центральные двустворчатые ворота. Ограда имеет симметричную, относительно центральной оси композицию, и представляет из себя, вероятно, глухую каменную стену.

. Выкопировка из аксонометрического плана Санкт-Петербурга 1765–1773 г.г. (План П. де Сент-Илера, И. Соколова, А. Горихвостова и др.). СПб.: Крига, 2003. С. 5.
. Выкопировка из аксонометрического плана Санкт-Петербурга 1765–1773 г.г. (План П. де Сент-Илера, И. Соколова, А. Горихвостова и др.). СПб.: Крига, 2003. С. 5.

Следующим источником информации, отражающим внешний облик ограды, является перспективный план части города Санкт-Петербурга 1796–1800 гг. здесь она представлена прямой, количество звеньев трудноопределимо, вероятно глухая каменная. Иная информация о перестройке ворот в период 70-90-х гг. XVIII в. среди архивных источников отсутствует.

Выкопировка из перспективного плана части города Санкт-Петербурга 1796–1800 гг.
Выкопировка из перспективного плана части города Санкт-Петербурга 1796–1800 гг.

В фондах архива Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга было обнаружено изображение с подписью: «фасады зданий воспитательного дома со стороны реки Мойки арх. Квадри ф. 59. Д.44. оп. 95 л. 208». Изображение является снятой копией, с указанного дела, однако архив, в котором снята копия не указан. На нем присутствует каменная ограда, предположительно соответствующая вышеизложенному историческому плану, за тем исключением, что пилоны ворот выглядят на чертеже гораздо более массивными, чем на плане.

Выкопировка из копии «фасады зданий воспитательного дома со стороны реки Мойки арх. Квадри
Выкопировка из копии «фасады зданий воспитательного дома со стороны реки Мойки арх. Квадри

#СанктПетербург #Архитектура #ИсторияПетербурга #Растрелли #Классицизм #Барокко #УсадьбаШтегельмана #ПетербургскийДзен #Краеведение