22 сентября в московском кинотеатре «Октябрь» прошла светская премьера фильма «Август» по мотивам романа В. Богомолова «Момент истины». В широкий прокат картина выходит 25 сентября.
Почему Владимир Богомолов не принимал экранизации своего романа? Чем отличается «Август» от предыдущих версий? И для кого на премьере прозвучали самые громкие аплодисменты?
Осторожно, спойлеры!
Лес живет
С шумного сверкающего Арбата ты попадаешь не на ковровую дорожку, а в темный непроходимый лес. Повсюду шорохи, где-то вскрикнула птица, от неожиданности вздрагиваешь.
Под ногами – брошенная каска. Что случилось с ее владельцем?
С первых минут лес представлен зрителю отдельным героем, который живет своей отдельной жизнью. Сейчас этот загадочный мир изуродован войной и таит в себе множество опасностей. Он многолик, и каждому герою картины открывается с разных сторон.
Экранизация, которая еще никому не удавалась
Опубликованный в 1974 г. в журнале «Новый мир» роман приоткрыл для советского читателя завесу над таинственной деятельностью легендарного «СМЕРШа», что сразу же обеспечило ему популярность. Подлинные документы, профессиональная терминология, вроде выражений «момент истины», «органолептика», «треугольник ошибок», напряжение, пронизывающее каждую страницу с описанием хода расследования, – не было в те годы человека, не знавшего об этом романе. Конечно, на волне такой популярности было немало кинематографистов, желающих взяться за экранизацию.
Впервые такую попытку в 1975 г. предпринял литовский режиссер Витаутас Жалакявичюс. Однако на экраны фильм так и не вышел. Причиной послужило расхождение во взглядах В. Богомолова и В. Жалакявичюса. Автор романа обвинил режиссера в «вестернизации» картины и полном отсутствии понимания природы людей и событий, о которых снимает фильм. В конечном итоге писатель подал судебный иск, в котором требовал запрещения съемок фильма «Момент истины» на киностудии «Мосфильм». Производство картины было закрыто.
При этом отснятые материалы по какой-то причине не были сданы на хранение в Госфильмофонд, и в дальнейшем их просто уничтожили.
Второму варианту экранизации, снятому Михаилом Пташуком в 2000 г., удалось увидеть свет. Фильм «В августе 44–го» стал одним из самых популярных на российском телевидении. Потрясающий актерский состав в лице Е. Миронова, В. Галкина, А. Балуева, А. Петренко и юного Ю. Колокольникова, сценарий, максимально приближенный к сюжету…
Тем не менее и здесь не обошлось без конфликтов. Помимо рабочих моментов, связанных с написанием музыки и выходом из проекта А. Градского, В. Богомолов обвинил режиссера в том, что персонажи напрочь лишены психологических характеристик, исчез мыслительный процесс, а большинство ключевых эпизодов было провалено. Под таким изложением автор подписываться не собирался и потребовал убрать свое имя из титров.
Третья экранизация, именуемая «Операция «Неман», в формате тв-сериала была представлена зрителям в 2023 г. Данная версия в большей степени ориентирована на молодую аудитория, которая незнакома с книгой, и где сюжетные повороты не нуждаются в дополнительном объяснении. Кроме того, в картине представлен более объемный образ главного антигероя - диверсанта Мищенко и вводится новый персонаж – предатель в штабе, о котором в книге лишь короткое упоминание. Однако картину раскритиковали за типичную «боевиковость», которая, может, и зрелищно выглядит на экране, но не дотягивает до прозы Богомолова.
«Август» в сентябре
«Август» - четвертая экранизация романа «Момент истины». Учитывая опыт предыдущих режиссеров, критику автора романа и поклонников оригинала, перед создателями стояла заведомо сложная и ответственная задача.
Как заявил со сцены продюсер картины К. Эрнст, ему удалось пообщаться с В. Богомоловым в период создания третьей экранизации и постараться учесть все критические замечания, однако не было цели делать точь-в-точь. «Август» - взгляд на войну из 2025.
У проекта было три запуска в производство, и каждый подход с новым режиссером, другими актерами.
Анатолий Максимов, продюсер
Финальный актерский состав получился как на подбор: С. Безруков, П. Табаков, Н. Кологривый, Р. Мадянов, А. Устюгов и многие другие.
Чем отличается новая картина?
Как утверждают создатели, в работе было больше ста вариантов монтажа, которые существенно разнились между собой. В двухчасовом формате требовалось соединить жанры остросюжетного детектива и психологической драмы.
Роман Богомолова – это, если брать аналогию с тяжелой атлетикой, неподъемный вес. За него многие хотели бы взяться, а оторвать от земли такой груз ни у кого не получается.
Сергей Снежкин, автор сценария
Персонажи
В финальном варианте невозможно не заметить отсутствие некоторых героев. Да, возможно, это не центральные фигуры в сюжете, но их образы делают повествование объемнее в контексте общей темы романа. Например, председатель Васюков и его сынишка, с которыми в Шиловичах встречается Алехин. Васюков – инвалид войны с оторванной ногой, и его маленький сын, потерявший руку из-за осколка мины, – уродливый образ войны, ворвавшейся в каждую советскую семью.
Не хватало и Свирида – злобного горбуна, который выводит Алехина на след диверсанта Павловского. Примечательно, что Павловский ему вроде как и не совсем посторонний, поскольку жена Свирида – родная сестра Юлии Антонюк, любовницы Павловского, матери его ребенка. Алехин тогда долго рассуждает над этим: зачем Свириду это было нужно? Зависть?
И так как создатели хотели добавить картине элементы психологизма, такой герой, пусть и второстепенный, был бы весьма кстати.
Поклонники романа наверняка заметят и отсутствие в фильме Иосифа Сталина, который лично контролирует дело «Неман», так как действия разыскиваемых несут масштабную угрозу для подготавливаемого в Прибалтике стратегического удара. А Главнокомандующий очень гордится умением обвести противника вокруг пальца.
Из всех возможных экономий самая дорогостоящая и опасная для государства - это экономия на борьбе со шпионажем.
Цитата из романа «Момент истины»
Боевой опыт Таманцева
Боевой опыт Таманцева, изложенный на страницах романа, как его воспоминания, в «Августе» предстает в настоящем времени. Сцены на переезде с группой диверсантов в автомобиле, обезумевшая из-за смерти сына нищенка на вокзале, которая на самом деле оказалась агентом абвера, подняты на новый уровень важности и органично вписаны в сюжет.
Психологические портреты героев
Именно то, чего, по мнению В. Богомолова, не хватало в предыдущей экранизации. В новой версии психоэмоциональному состоянию трех главных героев уделено большое внимание, собственно, как и в книге. Мы буквально блуждаем в душевных потемках героев: Алехин переживает за больную дочь; Таманцев просыпается от кошмаров, вызванных чувством вины перед матерью; Блинов ощущает себя не на своем месте и хочет оказаться на передовой, а не искать оборотней в погонах.
Именно личные внутренние противоречия помогают им просчитать действия врага.
Прорыв
По роману В. Богомолова диверсанты передают информацию о передвижении советских войск и планируют нападение на командующих Ставки, прибывших для проведения войсковой операции. Однако все заканчивается ликвидацией группы Мищенко и сообщением «Бабушка приехала», означающим выполнение поставленной задачи.
По задумке режиссеров «Августа» остаточные соединения немецких войск, скрывающиеся в Шиловичском лесу, планируют пойти на прорыв и сорвать наступательную операцию советской армии, поэтому в финале картины нас ждет масштабная батальная сцена с эффектными кадрами вроде телеги со взрывающимися арбузами и радиоигрой Таманцева, который заставляет захваченного радиста из группы Мищенко дать в эфир ложный приказ об отступлении, что позволяет выиграть время и дождаться подкрепления.
Последняя роль Романа Мадянова
Один из центральных персонажей романа – генерал-лейтенант Егоров. В «Августе» его блистательно сыграл Роман Мадянов. Несмотря на тяжелую болезнь, он продолжал участие в съемках и очень ждал выхода картины. «На этой теме фальшивить нельзя» - часто говорил он. Уже год как Романа Сергеевича нет, но воплощенные им образы, включая генерал-лейтенанта Егорова, продолжают жить на экране, и 22 сентября для него прозвучали самые громкие аплодисменты.
Почему ни одна из предыдущих экранизаций в полной мере не устроила автора и читателей? Были именитые режиссеры, популярные актеры и немалое финансирование, но почему-то критика не пощадила ни одну из картин. Понятно ревностное отношение В. Богомолова к своему произведению и нежелание вносить какие-либо правки. Автор не шел на это даже когда стоял вопрос об издании книги в некоторых странах. Конечно, если сам автор не признает фильм, аудитория будет ему вторить. Более того, многие сравнивают экранизацию с книгой, которую они прочитали еще, возможно, в юношеские годы, когда острота восприятия была совсем другой и еще живы воспоминания о том самом первом впечатлении. Сложно превзойти фильм, уже созданный воображением читателя.
Мы не знаем, как бы оценил «Август» Владимир Осипович Богомолов. Возможно, некоторые сцены посчитал бы «голливудщиной», но без них картина не получилась бы такой зрелищной.
Как примут фильм сами зрители узнаем после премьеры. А вам уже удалось посмотреть «Август»?