Найти в Дзене

Покинул жену с детьми, украл колхозный самолет, получил политическое убежище: как сложилась судьба беглеца из СССР Романа Свистунова?

Оглавление

27 мая 1987 года в пять утра с грунтовой полосы латвийского колхоза "Друва" взлетел старенький Ан-2. За штурвалом сидел 24-летний Роман Свистунов. Официально он перегонял биплан на соседний аэродром. На деле же впереди его ждали 350 километров над холодной Балтикой, вынужденная посадка на воду у берегов Швеции и новая жизнь в эмиграции.

Офицер в немилости режима

Роман Свистунов родился в Николаеве в семье, где советскую власть не жаловали. Мать открыто выражала неприязнь к режиму, и эти настроения передались сыну. После окончания летного училища Роман служил лейтенантом в ВВС, но недолго - его уволили в запас при странных обстоятельствах.

"После увольнения почувствовал, что впал в немилость к советскому режиму и стал его опасаться", - признавался позже Свистунов шведским журналистам. Попытка устроиться в гражданскую авиацию тоже закончилась увольнением через два года. К 1987 году молодой пилот окончательно убедился: в СССР ему не дадут летать.

В Латвии у Романа оставались жена Марина и двое маленьких детей - трехлетняя Кристина и восьмимесячный Денис. Но страх перед системой оказался сильнее семейных уз. План побега зрел три года, с того момента, как в 1984 году Свистунов впервые задумался о бегстве на Запад.

Выпивка со сторожем и ночной взлет

В мае 1987 года Роман приехал в Салдусский район Латвии к другу-однокурснику, работавшему в местном авиаотряде. Представлялся механиком, завел дружбу с персоналом аэродрома. Изучил расписание полетов, маршруты, особенности охраны.

После громкого побега пилота Ванагса в 1983 году МГА приняло меры безопасности - самолеты больше не заправляли полностью, только под конкретный рейс. Свистунов знал об этом, но решил рискнуть. Ночью 26 мая он распивал водку со сторожем взлетного поля колхоза "Друва". Когда охранник захмелел, Роман под предлогом технического обслуживания пробрался к Ан-2Р с бортовым номером СССР-70501.

Рев мотора в предрассветной тишине поднял сторожа на ноги. Мужчина выбежал с ружьем, но стрелять в приятеля не решился. В 5:10 утра биплан оторвался от земли и взял курс на запад, к морю.

Триста пятьдесят километров над Балтикой

-2

Старенький Ан-2 - машина надежная, но тихоходная. Максимальная скорость едва достигает 190 километров в час. Свистунов летел на предельно малой высоте, стараясь остаться незамеченным для советских радаров. Два с лишним часа биплан упорно тарахтел над серыми волнами Балтийского моря.

Шведские военные засекли низколетящий объект и подняли в воздух два истребителя. Но перехватчики опоздали - советский самолет уже приближался к острову Готланд. У восточного побережья, возле Эстернгарнсхольма, двигатель начал давать перебои. Топливо кончилось. Мотор чихнул последний раз и замолк.

До берега оставалась сотня метров. Свистунов выровнял машину и пошел на вынужденную посадку. Биплан врезался в воду, но остался на плаву достаточно долго, чтобы пилот выбрался из кабины. Самолет медленно погружался, пока не лег на дно на четырехметровой глубине.

"Прошу политического убежища!"

Роман доплыл до берега и забрался в первое попавшееся строение - оказалось, летний домик местных жителей. Промокший и замерзший, он нашел сухую одежду и переоделся. Рыбаки, заметившие падение самолета, вызвали спасателей.

Первым на место прибыл пилот вертолета Ларс Флемстрем. Он и задержал незваного гостя, который сразу заявил:

"Я советский пилот. Прошу политического убежища!"

На вертолете Свистунова доставили в полицейский участок города Висбю.

Уже 28 мая СССР официально обвинил беглеца в угоне воздушного судна и потребовал экстрадиции. В Висбю срочно прибыли представители советского посольства, но Роман категорически отказался с ними встречаться. Шведский суд приговорил его к двум годам условно за незаконное пересечение границы, но выдавать Союзу не стал. 4 сентября 1987 года Свистунов получил вид на жительство.

Пиццерии, рестораны и неожиданная встреча

-3

В Швеции бывший летчик начал жизнь с нуля. Работал в пиццериях, потом освоил профессию шеф-повара. Колесил по Европе - Германия, Норвегия, снова Швеция. В 1992 году случилось чудо - ему удалось вывезти семью из распавшегося СССР. Марина простила мужа, дети воссоединились с отцом.

Долгие годы Свистунов избегал публичности. Но в 2016 году произошла удивительная встреча. На авиационной выставке в Швеции был представлен тот самый Ан-2, который подняли со дна и восстановили энтузиасты. Роман неожиданно появился на мероприятии, постоял рядом с машиной, изменившей его судьбу, и тихо сказал журналистам:

"Я просто хотел выжить".

Сегодня Роману Свистунову 62 года. Он по-прежнему живет в Скандинавии, работает в ресторанном бизнесе. О своем поступке не жалеет, хотя и признает - решение бросить семью далось тяжело. История советского летчика, рискнувшего жизнью ради свободы, остается одним из самых дерзких побегов через железный занавес. А его "кукурузник" стал музейным экспонатом и напоминанием о времени, когда люди угоняли самолеты, чтобы просто жить так, как хочется.

Как вы считаете, оправдан ли был такой отчаянный шаг? Смогли бы вы оставить все и улететь в неизвестность на колхозном биплане?