В Госдуму поступил законопроект от Минпромторга, который радикально меняет правила исчисления утилизационного сбора, в том числе для физических лиц. Если предложение ведомства будет принято без изменений, российский автомобильный рынок ждёт ещё одно глобальное потрясение.
Принципиальное изменение — сумма утильсбора для легковых автомобилей будет рассчитываться с учетом мощности двигателя. До сих пор ставка утильсбора начислялась исходя из возраста автомобиля (до трех лет или старше) и объема его двигателя. Аргументация следующая: на рынке появилось много автомобилей с малообъемными, но мощными турбодвигателями, а также гибриды и электромобили. Нынешняя методика расчета размера утильсбора потеряла свою актуальность.
В законопроекте предложено формировать базовую ставку утильсбора исходя из возраста автомобиля и объема его двигателя, но повышающий коэффициент будет рассчитываться по прогрессивной шкале исходя из мощности. Причем такая схема будет касаться и физических лиц, которые возят автомобили на территорию России частным порядком. До сих пор утильсбор для "физиков" был мизерным по сравнению с утильсбором для юридических лиц.
Льготная ставка утильсбора на данный момент составляет 3400 рублей для новой машины и 5200 рублей для автомобиля старше трех лет при объеме двигателя не более 3 литров. Чтобы избежать начисления полного утильсбора, нужно было не продавать автомобиль в течение последующего года.
С 1 ноября, если законопроект будет принят, все радикально поменяется. Для "физиков" останется единственная лазейка в виде льготного утильсбора для машин с двигателями мощностью до 160 л.с. и объемом не более 3,0 литра. Хотя в последнее время моторов с такими характеристиками на более-менее современных автомобилях не осталось. При соблюдении этого условия льготная ставка утильсбора сохраняется — 3400 рублей для автомобиля возрастом до трёх лет и 5200 рублей для автомобиля старше трех лет.
Для остальных резкое повышение утильсбора. Для примера, утильсбор на один из самых популярных кроссоверов, ввозимых в Россию по схеме параллельного импорта, Geely Monjaro с двигателем мощностью 238 л.с. с 1 ноября обойдется частному лицу в 952 тысячи рублей вместо нынешних 3400 рублей. К 2030 году (согласно ранее утвержденному плану индексации утильсбора) ставка на аналогичный автомобиль превысит 1,6 млн рублей.
Комментарии здесь, как говорится, излишни. Всё это происходит на фоне глобального падения автомобильного рынка России.
А также стоит учитывать тот факт, что машины на нашем рынке стоят как минимум в два, а в последнее время и в три раза дороже, чем в том же Китае. Если такие ставки через год действительно начнут действовать, то стоимость автомобилей у нас окажется уже не в два, не в три, а в пять и более раз дороже, чем в Китае, и значительно дороже, чем, скажем, на европейском рынке!
Отдельная тема — гибриды и электромобили. Здесь повышение утильсбора будет и вовсе катастрофическим.
На данный момент льготная ставка на автомобили на так называемой новой энергии ограничена на уровне 80 л.с. номинальной 30-минутной мощности. Таким образом, утильсбор за гибридный кроссовер Li L7 (197 л.с.) с 1 ноября составит 1,83 млн рублей, а за электромобиль Zeekr 001 (225 л.с.) — 2,16 млн рублей. Вместо нынешних 3400 рублей. С января 2030 года ставка для гибрида взлетит до 3,2 млн рублей, а для электромобиля — до 4,5 млн рублей!!!
Здесь тоже, по-моему, комментарии излишни. Хотя один есть. В 2024-м году на китайском рынке почти половина новых автомобилей, проданных дилерами, оказались либо гибридами, либо электромобилями. И это очевидный мировой тренд. Вышеуказанные поставки учились дура, по сути, обрубают поставку таких автомобилей на российский рынок. И пока мировой автопром будет стремительно развиваться и дальше в сторону гибридизации и электрофикации, российские автомобилисты будут довольствоваться моделями, которые на китайском рынке постепенно уходят в прошлое.
В качестве аргументации своей позиции в Минпромторге заявляют, что по их данным 88% легковых машин, зарегистрированных в России за последние пять лет, имеют мощность менее 160 л.с., а на Дальнем Востоке, где по-прежнему доминирует японский автомобиль с правым рулём, этот показатель достигает 95%.
Статистика, как известно, вещь субъективная, как бы странно это ни звучало. При желании посчитать можно по-разному. Это подтверждают цифры, опубликованные агентством «Автостат». По его данным, за период с января по август 2025 года в России ввезли 206 900 новых автомобилей, из которых 68% имеют двигатели мощнее 160 лошадиных сил. А среди подержанных автомобилей возрастом более трёх лет доля двигателей мощнее 160 лошадиных сил составила 44%. Такая статистика, мягко говоря, опровергает данные Минпромторга.
Если новые ставки и методы расчёта утильсбора будут действительно приняты с 1 ноября в том виде, как они сейчас предложены Минпромторгом, автомобильный рынок России ждёт ещё один серьёзный кризис. Это факт! Естественно, утильсбор будет включён в конечную стоимость автомобилей, что значительно поднимет цены на машины в дилерских центрах. С учётом продолжающегося падения покупательной способности населения рынок может на какое-то время вырасти на ажиотаже в выжидании новых ценников, но за этим неизбежно последует ещё один спад.
А дальше возникает интрига.
Напомню, что в конце 24-го года тоже был всплеск продаж на российском рынке в ожидании поднятия цен с нового года из-за всё того же утильсбора. Люди покупали автомобили за условные 3 000 000 руб., но из-за резкого падения продаж в начале 2025 г. дилеры вынуждены были пойти на глобальные скидки, и в результате автомобили, купленные в декабре 24-го за 3 млн., стоили в феврале уже 2,5 млн. Если учесть, что новый автомобиль, выезжая из дилерского центра, автоматически теряет в цене процентов 15–20, то несложно посчитать, на какую сумму «попали» люди. Потери составили буквально за три месяца как минимум полмиллиона руб., а с учетом удешевления автомобиля итого больше.
Подобная ситуация вполне может повториться и в начале 2026 года. Несколько китайских компаний уже запустили свои производства в России на бывших заводах Volkswagen, Nissan, китайские машины собирает Sollers и «Автотор». Также у нас есть «отечественный» «Москвич». Все эти предприятия практически на 100% зависят от китайских поставщиков. Даже АвтоВАЗ последнее время активно используют китайские комплектующие. И если рынок провалится глобально, а всё идёт к тому, то что будут делать эти предприятия, в которые вложены деньги, силы и интерес китайских поставщиков? Останавливать производства? Боюсь, такой поворот событий не интересен никому! Впрочем, Минпромторг, похоже, считает иначе…